Posted 23 июня 2018,, 03:16

Published 23 июня 2018,, 03:16

Modified 1 марта 2023,, 14:37

Updated 1 марта 2023,, 14:37

Чем богаты Акселераторы? Какие пермские стартапы получили миллионы рублей поддержки

23 июня 2018, 03:16
Татьяна Зырянова
Фонд развития интернет-инициатив запустил 15 по счету Акселератор. 19 стартапов со всей России получат финансовую поддержку в 2,5 млн рублей. Среди них и пермская компания.

Если очень просто: фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) создан по инициативе президента РФ (по данным kartoteka.ru, учредитель фонда — агентство стратегических инициатив, учрежденное в свою очередь правительством РФ). Несколько крупных российских компаний (официально не раскрывается, каких) выделили деньги на бюджет этого фонда. Фонд должен помогать расти малым и средним предприятиям, у которых есть продукты, способные завоевать рынки.

Если посложнее: ФРИИ — российский фонд венчурных инвестиций, входит в топ-5 самых активных венчурных фондов Европы по числу сделок. В портфеле фонда 390 компаний. Инвестирует в технологические компании на ранних этапах развития от 2,5 до 324 млн рублей. Оказывает стартапам образовательную и консалтинговую поддержку. Участвует в разработке методов правового регулирования интернет-бизнеса и венчурной отрасли. Миссия ФРИИ — сделать российский рынок понятным и доступным каждому предпринимателю, желающему начать или расширить свой бизнес в интернете.

Что?

Мы беседуем о фонде и его деятельности с Михаилом Шатровым, менеджером региональных проектов ФРИИ (у фонда 10 региональных представительств, в том числе и в Перми, а также больше 20 региональных партнеров от Калининграда до Владивостока):

— Михаил, какие задачи у вас?

— Наша большая задача — развитие стартап-сообществ и IT-предпринимательства. Наша узкая задача, прагматичная — поиск проектов для инвестирования. Мы даем инвестиции в обмен на долю в проекте.

— Какие продукты получают инвестиции, какие характеристики должны быть у них?

— Инвестиции получают компании, как правило, когда уже есть продукт и первые продажи. Это является подтверждением того, что продукт востребован на рынке, за него готовы платить.

Для нас важно, что это IT-продукт с интернет-составляющей. Продукт — это то, что на 90% одинаково для всех пользователей. Услуги по разработке сайтов — это не продукт, потому что для большинства клиентов сайты будут разные. Минимум два человека должно быть в команде. Не менее 50% процентов компании должно принадлежать налоговым резидентам РФ. Это основные требования.

Каждый проект оценивают наши инвестиционные аналитики. Если у продукта есть конкурентные преимущества, если очевидно, что будет рост за счет потенциально большого рынка — мы готовы работать с такой компанией.

— Потенциальные участники заполняют заявки, они очень сложные и, если все хорошо, проходят в Акселератор. Что это?

— Интенсивная трехмесячная программа по ускоренному развитию IT-компаний. В каждый набор проходит 30 команд из более 700 заявок. По отзывам участников, три месяца в Акселераторе равны полутора годам самостоятельной работы над своим бизнесом. Команды находят точки роста бизнеса: выявляют новые сегменты рынка, сокращают цикл сделки в три и более раз, увеличивают средний чек на клиента за счёт повторных покупок, кратно масштабируют выручку. За каждой командой закреплен персональный бизнес-наставник, трекер, который ведет компанию к результату — к той цели, которая поставлена на эти самые три месяца.


Кто?

— А кто является бизнес-наставниками?
— У нас большой, сформированный за пять лет пул экспертов. Это люди с бизнес-опытом, за плечами у которых не одна компания. Среди них, например, Дмитрий Соколов, эксперт по customer development (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях — Properm.ru), основатель компании «Pocket DJ», занимался UI-дизайном в студии Артемия Лебедева. Андрей Тян, директор по развитию бизнеса B2B Family, эксперт по B2B продажам. Дмитрий Устюжанинов, экс-управляющий портфелем B2C продуктов Kaspersky Lab, основатель еще нескольких компаний. Леонид Валь — управляющий партнер компании Q.E. D, эксперт по B2B и B2C продажам в Microsoft. Илья Красинский — бывший продуктовый директор компании LinguaLeo, а сейчас в числе топ-экспертов эксперт в России по юнит-экономике.

— Менторы, бизнес-консультанты работают на платной основе?

— Да, это часть акселерационной программы. На старте с каждой компанией мы проводим экспертную сессию. Ведь любая команда приходит в Акселератор с каким-то запросом: проблема с продажами, или компания уперлась в потолок роста, либо не устраивает слишком длинный цикл сделки. В зависимости от проблем выбирается бизнес-консультант.

— Случались запросы вроде: «Я хочу, чтобы Павел Дуров был консультантом моей компании?»

— С таким запросом не к нам, конечно. Помимо работы с трекером, команды получают доступ к большой образовательной программе, которая помогает закрыть многие бизнес-потребности, от того как найти платящих клиентов до патентного права

Сколько?

— Размер инвестиций и что вы берете взамен?

— От 2,5 млн до 324 млн рублей. На самой ранней стадии мы становимся участниками компании на 7%.

— Каков был объем фонда пять лет назад, когда появился ФРИИ? И каков сейчас? Сколько потратил и сколько заработал?

— С начала операционной деятельности ФРИИ инвестировал 3,2 млрд рублей в 390 стартапов. Стоимость портфеля, по данным на май 2017 года, на 41% превышает объем вложенных средств и оценивается в 4,36 млрд рублей. ФРИИ — самый активный венчурный фонд России, на долю фонда приходится 43% венчурных сделок в 2017 году.

Как?

— Как вы отбираете компании?
— Наш основной инструмент работы с сообществом — это мероприятия. За 2017 год мы провели 250 мероприятий в 40 регионах России, в них приняло участие порядка 13 тыс. человек. По итогам этих мероприятий примерно 170 проектов получили приглашение в заочный Акселератор (есть очный, когда компания получает инвестиции и на три месяца приезжает в Москву для прохождения программы). Заочный Акселератор — это двухмесячная бесплатная программа для IT- и Mobile-проектов, своеобразная подготовка к очному Акселератору.

Форматы мероприятий разные, начиная от индивидуальных консультаций местных экспертов, заканчивая большими стартап-конференциями. Например, конференция Startup Day. В Перми она тоже проходила, называлась Perm Startup Day. Проходят выступления выпускников Акселератора; есть мероприятие, которое называется «Рабочие выходные Harvest» (команды с вечера пятницы до вечера воскресенья работают над своими проектами).

— Как часто проходит набор компаний?

— Три набора в год. Сейчас идет набор на осенний, 16-ый Акселератор, ждем заявок.

— Как осуществляется контроль со стороны фонда за реализацией проектов?

— На каждую неделю компания ставит себе цели вместе с трекером, в итоге эти маленькие цели должны привести к достижению большой цели. Каждую субботу проходят трекшн-митинги, когда компании вместе со своим трекером и другими экспертами собираются и презентуют результаты недели. Говорят о том, какие цели они ставят себе на будущую неделю.

— А целевое расходование денег контролируется?
— Мы не сильно ограничиваем компании в этом плане. Компания чистыми деньгами на счет получает не 2,5 млн рублей, потому что 1,1 млн рублей возвращает в качестве оплаты за акселерационную программу. Остальное, как правило, компании из регионов тратят на тестирование разных бизнес-гипотез. Компании приходят не за деньгами, а за экспертизой, фокусировкой на достижении цели. Отчетность определенная, конечно, предусмотрена. Но есть и более серьезные, чем формальная отчетность, моменты. Например, компания не может без нашего участия сменить генерального директора. Мы можем заблокировать сделку свыше 300 тыс. рублей.

Наши в деле!

— Компании из каких городов чаще получают поддержку?

— Чуть больше половины компаний в портфеле фонда — 187 стартапов — из Москвы, 39 — из Санкт-Петербурга. В топ-5 регионов по числу компаний, вошедших в портфель, также входят Свердловская, Новосибирская и Томская области — вместе их доля составляет почти 13%. С точки зрения вложенных средств лидируют Москва и Санкт-Петербург (55% и 19% соответственно), следом идут Пермский край, Новосибирская и Воронежская области, стартапы из которых в совокупности привлекли почти 14% инвестиций от ФРИИ.

— Какие пермские компании принимали участие, сколько средств привлекли, каких результатов достигли?

— По количеству инвестированных средств компании в Перми занимают третье место в нашем портфеле. Большая часть средств инвестирована в Promobot и Playkey.

Суммарно ФРИИ инвестировал в пермские компании около 330 млн рублей на разных этапах:

  • Round A (у зрелых компаний есть возможность привлечь от ФРИИ до 324 млн рублей с долевым участием от 15% до 40%)

Promobot — 150 млн рублей
PlayKey — 160 млн рублей

  • Seed (на время или после программы некоторые компании получают инвестиционное предложение от ФРИИ до 25 млн руб с долевым участием от 7% до 25%)

SMETUS — 8,6 млн рублей

  • Pre-seed (на время акселерации команды получают 2,5 млн рублей за 7% доли. Суммарно пермские компании получили 11 млн рублей, каждая по-разному)

Oppty, Где мои дети, Звонобот, Маугри, Ingenium, Wasteout

Все эти компании родились и «прописаны» в Перми.

Умный мусоросбор

Генеральный директор компании Wasteout Родион Клюев рассказал, что компания работает в сфере Интернет вещей (IoT). Проект, прошедший в Акселератор, разработан с целью оптимизации расходов на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) и раздельного сбора мусора.

Система состоит из 3х частей.

1. Прибор учета, (пыле- влагозащищенный, вандалоустойчивый, с датчиком температуры и наклона, который измеряет наполненность мусорного контейнера)
2. Облачной системы, где агрегируются данные. В данной системе возможно строить «умную» логистику (актуально для раздельного сбора).
3. Мобильного приложения для водителей. Можно отслеживать действия: время прибытия, отбытия, нахождения в определенной точке, факт загрузки, разгрузки, трекинг маршрута, исполнение пунктов плана.
Весь аппаратный комплекс уже был апробирован на платном пилотном проекте, и внедряется в Перми и в Москве.

Родион Клюев, генеральный директор компании Wasteout: — Акселератор нам даст точное понимание ниши и улучшения продукта, тем самым мы сможем внедрить проект гораздо быстрее, продуктивней и с наибольшей пользой для наших клиентов. 2,5 млн рублей мы потратим на необходимые нужды и развитие компании.

Проект появился более двух лет назад примерно в это же время образовалась компания. Цели на акселерацию — это внедрение решения как можно в большее количество регионов.

Чем занимаются пермские портфельные компании ФРИИ

1. «Промобот»

Что изобрели: универсальный вспомогательный робот
Этап: рост (продажи в 12 странах мира, масштабирование на мировом рынке)
Полученные инвестиции: 150 млн рублей от ФРИИ.
По данным СПАРК и rusprofile.ru, около 20,6% компании принадлежит ФРИИ, 19% — ООО «ФРИИ-Инвест», остальное физлицам — Григорию Бубнову, Евгению Плужнику, Олегу Кивокурцеву, Игорю Еремееву, Максиму Утеву, Алексею Южакову, гендиректору Максиму Чугунову. Доли пяти учредителей-физлиц находятся в залоге у ФРИИ «до полного выполнения обязательств».

«Промобот» — возможно, самый яркий молодой технологический стартап Перми. Своего первого робота один из основателей компании Олег Кивокурцев создал в 2013 году. А уже в следующем году вместе с одногруппником по Пермскому государственному политехническому университету Максимом Утевым и Игорем Еремеевым, аспирантом электротехнического факультета, они познакомились с пермским бизнес-ангелом Алексеем Южаковым и основали «Промобот». В 2014 году компания стала победителем федерального акселератора GenerationS, через год — резидентом Сколково. В мае 2015 года состоялась знаменитая встреча пермского робота-промоутера с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, а в 2016 году «Промобот» получила инвестиции от ФРИИ.

19 июня 2018 года появилась информация о том, что Пермский Promobot поставит в США 2,8 тыс. роботов на 56,7 млн долларов. К 2020 году компания должна выйти на поставку 100 роботов в месяц.

2. «Звонобот»

Что изобрели: сервис автоматической рассылки голосовых сообщений
Этап: рост (наработана база клиентов, сервис вышел на самоокупаемость, идет масштабирование в конкретных сегментах)
Полученные инвестиции: 2,1 млн рублей от ФРИИ

Идея создания сервиса рассылки голосовых сообщений появилась у пермяка Николая Харина в 2016 году, когда он был руководителем компании SMS-рассылок. В ноябре 2017 года через сервис прошло более 500 тыс. минут разговоров. А в конце года «Звонобот» стал одним 23 стартапов, прошедших 13-й акселератор ФРИИ. Сервис развивается на достаточно конкурентном рынке, постоянно добавляя новые разработки, например, технологию распознавания голоса, систему опроса клиентов или искусственный интеллект, который может вести с клиентом диалоги. По словам Николая Харина, только 5% людей, получающих звонки от «Звонобота» понимают, что с ними разговаривает робот. Одним из главных конкурентных преимуществ основатель называет сильную команду компании.

3. «Где мои дети»

Что изобрели: семейный online-трекер
Этап: рост (наработана база клиентов, сервис вышел на самоокупаемость, идет масштабирование на зарубежных рынках)
Полученные инвестиции: 2,1 млн рублей от ФРИИ

Сегодня «Где мои дети» входит в число самых популярных приложений в своей категории на сервисе Google Play, активные пользователи сервиса есть в России, странах СНГ, США и Великобритании. Следующим шагом является выход на рынок Центральной и Южной Америки, говорит со-основатель «Где мои дети» Вадих Гиниатулин.

Приложение «Где мои дети» — это удобный геолокатор для мобильного телефона или специальных детских часов, позволяющий пользователю в режиме реального времени видеть на карте, где находятся дети. Помимо распространенных функций «подслушивания» (позволяет услышать, что происходит в непосредственной близости от ребенка) и встроенного чата для обмена сообщениями, в приложении есть информация об используемых ребенком приложениях. Для работы с программой не требуется регистрация, что обеспечивает конфиденциальность пользователей.

4. Playkey

Что изобрели: децентрализованная облачная игровая платформа
Этап: рост (разработка новых систем и продуктов)
Полученные инвестиции: 1 млн долларов первоначальных инвестиций, 1,5 млн долларов от немецкого оператора дата-центров Darz (февраль 2017), 160 млн рублей от ФРИИ (июль 2017), 10,5 млн долларов на ICO и pre-ICO (декабрь 2017).

По словам со-основателя и генерального директора Playkey Егора Гурьева, сервис посещают около 2,5 млн пользователей в месяц.

Игровой облачный сервис Playkey.net был запущен в 2015 году как платформа для удаленного запуска современных компьютерных игр на устройствах малой мощности. Компания также предлагает удаленное хранилище игр пользователя.

5. Маугри

Что изобрели: единое мобильное приложение для музеев, которое превращает смартфон посетителя в персональный аудиогид.

Этап: переработки продукта, сервис востребован

Полученные инвестиции: на стадии Акселератора 850 тыс. рублей (2013 год)

Сейчас доля ФРИИ в компании «Лаборатория мультимедийных решений» — 6,3%. По словам генерального директора Андрея Дуракова, продукт, созданный при участии ФРИИ, сейчас претерпевает изменения.

Компания решила использовать продукт для разработки отдельных музейных приложений, сделали такие для Кремля, Музея Пермских древностей и Кунсткамеры. Приложения вошли в рейтинг лучших музейных приложений России. Так, приложение «Открой пермский период!» было признано фондом Потанина лучшим музейным проектом России 2014 года, а музей Пермских древностей вошел в ТОП-50 лучших музеев Европы благодаря наличию собственного мобильного приложения. Также приложения «Гид по Кунсткамере» и «Музеи Московского Кремля» вошли в топ-10 бесплатных музейных мобильных приложений по версии Russia Beyond, реализуя передовую технологию навигации внутри помещений на основе iBeacon.

6. Oppty

Что изобрели: Компания Oppty выводила на рынок продукт по предсказанию спроса на цифровые товары (фильмы, ПО, компьютерные игры) на основе анализа скачиваний в файлообменной сети Bittorrent.

Этап: Бизнес-модель признана неэффективной. Проект закрыт.

Полученные инвестиции: 2,1 млн. рублей.

Фотографии: ФРИИ и личные страницы в социальных сетях

"