Posted 3 июля 2018, 03:07
Published 3 июля 2018, 03:07
Modified 2 марта 2023, 14:31
Updated 2 марта 2023, 14:31
Судебный приказ о взыскании алиментов с Виктора (имя изменено) был выдан одним из мировых судов Осинского района 3 сентября 2010 года. В день развода. Рассчитывая, что после 19 лет брака бывший муж добровольно будет выплачивать алименты, Светлана решила не идти к приставам сразу и не отдавать документы для возбуждения исполнительного производства. Как оказалось, надеяться не стоило. В итоге исполнительное производство приставы возбудили спустя почти 10 месяцев — 26 мая 2011 года.
Первые деньги поступили в ноябре 2011 года. Когда Виктор официально трудоустроился в одно из предприятий Осы. До декабря на счет Светланы ежемесячно переводили от 2,8 до 5 тыс. рублей. Затем выплаты закончились. Виктор уволился и стал зарабатывать на жизнь неофициально. Переводы средств прекратились. В счет долга приставы наложили арест на ½ дома, которым владеет «алиментщик», вторая половина принадлежит Светлане. Но сделать с недвижимостью приставы ничего не могут, ведь это единственное официальное жилье неплательщика. При этом в доме он не живет и не появляется.
В конце 2012 года Светлана снова вышла замуж. Тогда Виктор посчитал, что раз у бывшей жены появился новый супруг, то содержать ее и ребенка теперь должен он. В это же время Виктор начал встречаться с другой женщиной. Новые отношения стали для него приоритетом, а младший сын от первого брака отошел на второй план. Все общение сводилось к звонкам и недорогим подаркам, в основном конфетам. Однако 25 октября 2013 год Виктор все-таки оплатил часть долга по алиментам. Он передал приставам 9 тыс. рублей. После чего вновь пропал из поля зрения.
В декабре 2013 года женщина обратилась с жалобой на бездействие приставов в прокуратуру Осинского района. В ведомстве посчитали, что «служители Фемиды» сделали все возможное для взыскания алиментов и отказали ей. Примерно в это же время Виктор перевел в качестве алиментов 800 рублей — это был его последний платеж.
Ответ местной прокуратуры не устроил женщину, поэтому она обратилась в прокуратуру Пермского края. После чего основания для удовлетворения жалобы на бездействия приставов нашлись. В июне 2014 года ведомство направило представление в местный отдел ФССП. 11 августа Светлана получила отказ в возбуждении уголовного дела в отношении бывшего супруга. На тот момент он задолжал своему сыну больше 200 тыс. рублей.
29 августа прокуратура Осинского района получила очередную жалобу на действия судебных приставов. Спустя две недели пришел ответ, что уголовное дело в отношении Виктора все-таки будет возбуждено.
Суд состоялся в ноябре 2014 года. Бывшего мужа Светланы признали виновным в ч. 1 ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». На этот момент долг отца перед сыном составил 247 тыс. рублей. Виктору назначили наказание в виде шести месяцев обязательных работ и штрафа 10 тыс. рублей
Менее чем через год, в августе 2015 года, Виктор вновь предстал перед судом. Как и в первый раз его судили за злостное уклонение от алиментов. Кроме того, он не отбыл свое предыдущее наказание и не уплатил назначенный судом штраф. На этот раз «алиментщика» приговорили к семи месяцам заключения в тюрьме.
Отбыв свое наказание Виктор снова начал неофициально работать и продолжил скрываться от приставов. Поэтому в декабре 2016 года Светлана решила обратиться в суд, чтобы лишить бывшего мужа родительских прав. Его долг по алиментам достиг уже 529 тыс. рублей.
«Когда суд удовлетворил мой иск, он (бывший супруг — Properm.ru) даже обрадовался. Подумал, что раз он лишен родительских прав, то и алименты можно не платить. Но от этой обязанности его никто не освободил», — рассказывает женщина.
Несмотря на все методы воздействия Виктор все так же считает, что не обязан платить алименты и скрывается от приставов. В 2017 году на него завели административное дело, а в феврале 2018 года его объявили в федеральный розыск, чтобы возбудить уже уголовное.
Если в течение года бывшего супруга Светланы не найдут, то платить алименты за него будет государство. Если Виктор все-таки объявится, то его обяжут не только закрывать долг перед сыном, но и возвращать средства, которые выплачивались за него из бюджета.
«Скорее всего за долги его снова отправят в тюрьму, выйдя из которой он также будет «шабашить» и скрываться от приставов. Нынешнее законодательство работает только в том случае, если у человека есть официальный доход. Но что делать детям и бывшим женам тех, кто скрывает свою зарплату и скрывается сам?» — задается вопросом женщина.
По ее мнению, в России нужно полностью пересмотреть систему взыскания алиментов, изучив опыт Европейских стран. Например, в Польше создан специальный фонд, из которого производятся выплаты, если с родителя невозможно взыскать алименты.