Posted 17 июля 2018,, 06:00

Published 17 июля 2018,, 06:00

Modified 1 марта 2023,, 14:37

Updated 1 марта 2023,, 14:37

Инвестировали, инвестировали, да не выинвестировали. Сети изношены, предприятия убыточны

17 июля 2018, 06:00
Татьяна Зырянова
Минимум 50 процентов котельных Пермского края убыточны. Износ сетей - 80%. Из 500 компаний, поставляющих тепло и воду в дома прикамцев, только у 40 есть инвестпрограммы, и то эти программы нужны, чтобы пережить время от зимы до зимы, а не для существенного развития и модернизации.

Как исполняются инвестпрограммы, с чем столкнулись сотрудники региональной службы по тарифам? Об этом Properm.ru рассказал начальник отдела регулирования коммунальной сферы РСТ Пермского края Владислав Степин.

Новый ревизор

Полномочия по утверждению инвестиционных программ и контролю за ними в 2017 году были переданы из министерства строительства и ЖКХ в региональную службу по тарифам (РСТ). Инвестиционные затраты субъектов естественных монополий включают в тариф. Если инвестиционная программа не выполняется, то из тарифа на следующий год исключаются заявленные инвестиционные затраты в полном объеме.

По словам Владислава Степина, РСТ разработаны и приняты необходимые нормативно-правовые документы. Сейчас разрабатывается регламент по проведению проверок, в том числе выездных и с привлечением технических специалистов из сторонних организаций. В региональной службе не достаточно экспертов, которые могут проверить на месте те ли использованы материалы при ремонте, выполнены ли в заявленном объеме ремонтные работы.

Владислав Степин: — Привлеченные специалисты вместе с нашими будут выезжать на место и смотреть, проверять. Результаты проверок лягут в наши тарифные решения. Если работы не сделаны, это подтвердят технические специалисты, если использованы худшего качества материалы, не все работы выполнены, то запланированные инвестиционные средства в полном объеме будут исключаться из тарифа.

До 20 апреля каждого года все организации, имеющие инвестиционную составляющую в тарифе, сдают отчеты в РСТ. Специалисты службы проверяют отчеты, а параллельно совместно с прокуратурой осуществляют выездные проверки. В этом году уже выезжали в Губаху, Краснокамск, Чайковский, Гремячинск. Таким образом, первые выездные и документальные проверки уже прошли или идут. Какие выводы на данном этапе можно сделать? По словам Владислава Степина, «даже по документальным отчетам можно судить, что есть ряд инвестпроектов, которые вообще не выполняются. Реализация — 0%, 20%».

«С такими мы будем вплотную работать, определять причины, почему так произошло», — прокомментировал Владислав Степин.

Планы на бумаге

В 2018 году в крае реализуется 40 инвестпрограмм с общим объемом финансирования 14,2 млрд рублей (эти деньги включены в тарифы на отопление, водоснабжение, водоотведение). РСТ утверждено 14 инвестпрограмм с началом действия в 2018 году (общий объем финансирования — 4,2 млрд рублей). Продолжают свое действие 26 инвестпрограмм, утвержденных до января 2017 года, с общим объемом финансирования — порядка 10 млрд рублей

Фактическое исполнение инвестиционных программ в 2017 году (ТОП-10 с конца)

Предприятие 2017 год план/ факт (тыс. рублей) % исполнения
ООО «Березниковская водоснабжающая компания» 271 603,51/ 146 234,18 53,%
ООО «ПСК» 1 049 412/ 539 925 51,5%
ООО «Текстиль-энергия» (Чайковский район) 9 056,50/ 4 667,99 51,5%
МУП ЖКХ «Тепловодосервис», п. Широковский (Губаха) 1 348,01/ 478,24 35,5%
ООО «Кудымкарский водоканал» 4 900/ 1 250,70 25,5%
ООО «ГлобалГазИнвест», п. Павловский (Очерский район) 3 597,26/ 458,20 12,7%
МУУП «Теплоэнергоремонт» (Лысьва) 43 023/ 5 160,99 12%
ООО «ГЭК» (Губаха) 8 309/ 960,17 11,6%
ООО «Головановская энергетическая компания» 16 333,73/ 769,68 4,7%
МУП «Водоканал», Гремячинск 4 901,63/ 0 0

Основные причины неисполнения инвестпрограмм, по данным РСТ: неплатежи населения, недосбор выручки, снижение объемов полезного отпуска. Выездные проверки проводятся по поручению прокуратуры. График проверок этого года формируется с учетом тех компаний у которых низкий процент исполнения инвестиционных программ.

Владислав Степин: — Нет у них средств, не могут получить средства для реализации инвестпрограммы в полном объеме. При принятии тарифных решений в дальнейшем мы будем учитывать все факторы. Понятно, что будет исключаться из тарифа в полном объеме то, что было запланировано по инвестиционной программе, но не было выполнено. Но оценку будем давать полную, разбираться, помогать.

Например, Гремячинская компания не выполнила полностью инвестпрограмму за 2017 год, так как в 2016 году она перевыполнила план на 80%, то есть запланированные по инвестпрограмме работы были сделаны за год, а не за два. Низкий процент у «Губахинской энергетической компании» — 11%. По данным РСТ, в 2017 году у компании произошла смена собственника. «Новый собственник появился в январе 2018 года. По этой причине там не знают, почему не выполнена инвестпрограмма, не могут объяснить. Они сейчас не знают, что выполнено, что не выполнено. И они отчитались только по тем документам, по которым есть выполненные работы», — пояснил Владислав Степин.

В пресс-службе Пермского филиала «Т Плюс» Properm.ru прокомментировали ситуацию так: «В 2017 году у ООО «Губахинская энергетическая компания» («ГЭК») сменился собственник. Филиал «Пермский» ПАО «Т Плюс» больше не уполномочен представлять интересы указанного общества, поэтому какие-либо комментарии об исполнении инвестиционной программы ООО «ГЭК» в сфере теплоснабжения за 2017 год имеет право давать только лицо, уполномоченное новым собственником».

По данным kartoteka.ru, у ГЭК два собственника Надежда Симонова и Алексей Колесник (владелелец Сарапульской транспортной компании и Сарапульской сбытовой компании). Директор ГЭК — сын учредителя, также Алексей Колесник. Выручка компании за 2016 год — 800 млн рублей.

У «Пермской сетевой компании» в 2017 году инвестпрограмма исполнена наполовину. По данным РСТ, это связано с запланированными, но не случившимися технологическими подключениями новостроек. «Очевидно, непростая ситуация на рынке строительства не дала выполнить намеченные планы», — пояснил Владислав Степин.

В пресс-службе Пермского филиала «Т Плюс» Properm.ru рассказали, что инвестиционная программа формируется из трех частей: тарифных источников, платы за подключение новостроек к системе теплоснабжения и собственных средств. Все мероприятия, предусмотренные в 2017 году за счет тарифных источников, реализованы в полном объеме. «Выполнение планов по присоединению к системе централизованного теплоснабжения зависит, в первую очередь, от темпов по сдаче новых объектов застройщиками и реализуется по мере поступления средств на подключение. Инвестиционная программа за счет собственных средств не предполагает каких-либо внешних обязательств и может в любой момент быть скорректирована компанией в зависимости от текущей ситуации с дебиторской задолженностью потребителей за отпущенную тепловую энергию, появления в инвестиционном портфеле компании более приоритетных проектов или других обстоятельств», — прокомментировали в пресс-службе.

В 2018 году при принятии тарифов из расходов компаний (из валовой выручки) были исключены затраты в размере 747,2 млн рублей — в связи с тем, что не были реализованы запланированные инвестпрограммами мероприятия следующих организаций:

  • ПАО Т Плюс филиал «Пермский» — 585,3 млн рублей
  • ООО «Пермская сетевая компания» — 35,1 млн рублей
  • ООО «Губахинская энергетическая компания» — 2,7 млн рублей
  • ООО «Т Плюс Новые решения» — 86,6 млн рублей
  • МУП «Теплоэнергоремонт» — 21,6 млн рублей
  • ООО «Кудымкарские тепловые сети» — 15,9 млн рублей

В пресс-службе Пермского филиала «Т Плюс» пояснили, что основная причина недоисполнения инвестиционных программ ПАО «Т Плюс» в Пермском крае за 2015 и за 2016 годы — существенный прирост дебиторской задолженности потребителей тепловой энергии, которая сейчас составляет 9,7 млрд рублей. «В 2017 году компания перешла на прямые расчеты с потребителями, что позволило повысить платежную дисциплину и исполнить инвестиционную программу 2017 года ПАО «Т Плюс» в Пермском крае», — пояснили в пресс-службе компании.

На местах виднее

Сейчас РСТ проверяет исполнение инвестпрограмм 2017 года. Срок рассмотрения — до 30 октября 2018 года. Инвестиционная программа принимается как минимум на срок действия тарифа. С 2016 года регион перешел на долгосрочное тарифное регулирование — тарифы принимаются на срок от 3 до 5 лет. Все программы формируются на долгосрочный период.

Владислав Степин: — Мы хотим видеть программы, которые в первую очередь направлены на эффективность. Все программы, которые принимались ранее, больше направлены на надежность и качество. Но необходимо, чтобы программа приносила какой-то экономический эффект. Например, снижение потерь приведёт к сокращению затрат на энергоресурсы, тем самым к уменьшению величины тарифа. Это и есть эффективность. Такой экономический эффект мы хотим видеть во всех инвестиционных программах.

В РСТ уверены — для определения целевых показателей инвестиционных программ необходимо активное участие местных властей. «Именно орган местного самоуправления на основании программы комплексного развития территории, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения должен говорить, каких показателей нужно достичь, что необходимо территории. Показатели обеспечения тепло- и водоснабжением в территориях должны разрабатывать сами ОМСУ, им на местах виднее, у них все для этого есть. Они должны определить, что им нужно, подключить ресурсника, чтобы он проработал документы — подготовил сметы, проекты. И направлять нам. Мы уже посмотрим, сделаем оценку платежеспособности для населения», — заявил Владислав Степин.

Каким образом осуществляется документальная проверка инвестпрограмм? Изучают обоснованность и необходимость мероприятий, которые планируют провести компании; изучают сметы, выясняют, можно ли было применить более дешевые аналоги оборудования, материалов; проводят оценку платежеспособности населения, оценивают источники инвестзатрат. Могут или нет проскочить в инвестпрограммы совсем не обязательные расходы? Как, например, было не раз с тарифами, в которые включали экономически необоснованные затраты.

«Нет, это точно не проскочит, — заверил Владислав Степин. — В инвестпрограмму включаются мероприятия, которые прописаны в схеме теплоснабжения. Она обсуждается на публичных слушаниях. Исключение могут составлять только мероприятия, которые обязали провести надзорные органы: это могут быть мероприятия по охране окружающей среды или антитеррористические (установка заборов, видеонаблюдение), они могут быть не предусмотрены схемой».

По данным РСТ, в основном в крае работают убыточные предприятия. И это объясняет, почему из 500 компаний, только 40 имеют инвестпрограммы. «Они просто опасаются заходить с инвестиционными программами. Но сейчас предложили механизм концессионного соглашения. Думаем, это изменит ситуацию», — говорит Степин.

В отдаленных территориях края инвесторы не торопятся заключать концессионные соглашения. В Перми же тепловики активно лоббируют заключение концессии по теплосетевому хозяйству. «Пермский филиал «Т Плюс» получит возможность обеспечить долгосрочные вложения в развитие всех тепловых сетей, которые сейчас находятся на балансе муниципалитета, и имеют износ 60% и более. После того, как эти участки будут приведены в порядок, общий уровень надежности энергоснабжения краевой столицы будет существенно повышен», — рассказывают в пресс-службе.

В РСТ уверяют, что ведут работу с каждым убыточным предприятием, причины, по данным службы по тарифам, разные: где-то недорегулирован тариф (сдерживали в политических целях), где-то очень затратное производство (дровяные котельные, котельные на жидком топливе). Территории края нуждаются в модернизированных, менее затратных, модульных газовых котельных. Но и тут проблема. Убыточные коммунальные организации кроме того, что закладывают свои убытки в тариф, копят долги за газ.

«Пользуются газовиками как кредиторами практически… А потом случается какая-нибудь внештатная ситуация, авария. Орган местного самоуправления должен отвечать за организацию тепло- и водоснабжения, определять те принципы теплоснабжения, по которым будет осуществляться в территории теплоснабжение, водоснабжение. И если количество жителей стремительно уменьшается, надо думать о какой-нибудь модульной котельной, оптимизировать расходы, обрезать часть сетей», — говорит Владислав Степин.

В том, что действующие инвестиционные программы ориентированы на поддержание надежности и качества, не предполагают прорывных и масштабных реконструкций и модернизаций, Владислав Степин также склонен винить органы местного самоуправления. «Думаю, муниципалитетами было упущено время. Периодически появлялись какие-то организации однодневки-одногодки (одна год поработала, пришла другая). Накопили долги, в развитие территорий не вкладывали», — пояснил он.

"