Posted 29 августа 2018, 11:00

Published 29 августа 2018, 11:00

Modified 1 марта 2023, 13:25

Updated 1 марта 2023, 13:25

«У нас давно одна цель — выиграть чемпионат России». Кто и зачем в Перми рубится в американский футбол

29 августа 2018, 11:00
Далеко не каждый пермяк знает, что в городе существует спортивный клуб по американскому футболу и даже федерация этого вида спорта. А между тем недавно клуб «Стальные тигры» завоевал бронзу в чемпионате России. О том, как развивается американский футбол в Перми и почему игроки не зарабатывают на этом деньги, рассказал президент Пермской федерации американского футбола Сергей Жернаков.

— Американский футбол — необычный для России, а тем более для Перми вид спорта. В двух словах, как и когда он появился в Прикамье? Кто стал инициатором?

— Я никогда не видел ничего необычного в этом виде спорта. Это контактный и командный вид спорта, у нас в России их очень много. Просто многие так думают из-за того, что в названии есть слово «американский».

Инициировала развитие в Перми спорта группа энтузиастов. Они смотрели игры, собирались, начинали проводить тренировки. Позже подключился я. В тот момент искал какой-то командный вид спорта, где есть силовые приемы, контакты. Абсолютно случайно увидел объявление, пришел на тренировку. Это было в 2010 году. Там познакомился с будущим главным тренером, Александром Маляренко.

Я начал заниматься разными организационными моментами: ставить цели для команды, искать места для тренировочной базы. Чтобы не просто собираться, а регулярно тренироваться, чтобы там было здание, поле, зал на зимний период. На начальном этапе вложили собственные деньги на развитие, закупили для команды экипировку.

В 2011 году получили аккредитацию в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края. Начали работать с комитетом по спорту. Потихоньку начали получать скромное финансирование, чем мало кто может гордиться в сфере американского футбола в России.

— Расскажите о федерации и команде «Стальные тигры».

В федерацию входит женская секция «Стальные тигрицы», клуб «Стальные тигры» и детская секция. Всего порядка ста человек. Но это не предел и, на мой взгляд, очень мало. Нужно больше заниматься детской секцией, чтобы их было несколько.

— Насколько охотно дети идут в этот вид спорта?

— Детям нравится американский футбол. Но есть ряд проблем — экипировка для занятий дорогая, а у детей с первых тренировок появляется желание надеть ее. Экипировку нужно постоянно докупать, потому что дети быстро растут.

Вообще, в детской секции главная цель — вырасти и затем попасть в основную команду. У нас нет секции для совсем маленьких детей. Есть для юниоров, с 12 лет. Те, кто постарше, ходят на тренировку взрослых ребят, а затем постепенно переходят в команду «Стальные тигры». Так она пополняется.

По моему мнению, у каждого вида спорта должна быть своя тренировочная база, за которой должны следить муниципальные структуры, а не сама секция или федерация. Иначе это не развитие спорта, а коммерческая история: заплатить деньги, чтобы позаниматься.

Каждому виду спорту необходима площадка, на которой будет базироваться взрослая, детская секции. Чтобы на взносы, которые платят игроки, можно было закупать оборудование и инвентарь, хотя бы частично делать зарплату тренерам.

— Игроки команды — профессиональные спортсмены или же любители? Чем они занимаются кроме американского футбола?

Американский футбол — любительский вид спорта. У всех игроков есть другая, основная, деятельность и работа, параллельно они занимаются футболом.

Вся моя жизнь построена вокруг спорта. У меня есть магазинчики спортивного питания, работаю управляющим в тренажерном зале «Шерхан», который один из наших тренеров открыл за свой счет. Кроме того, зал является офисом для федерации и тренировочной базой для команды.

— За счет каких средств существует клуб? Есть ли у него партнеры, спонсоры?

— На данный момент клуб существует при поддержке Минспорта, который финансирует мероприятия. Есть также спонсор — производитель спортивного питания. Информационные партнеры. Без рекламы соревнований очень сложно привлекать людей на игры. А если человек услышал или увидел где-то рекламу, то может просто привести ребенка в секцию на тренировку.

— Чем ваш вид спорта привлекает партнеров?

— Во-первых, это яркий вид спорта. Изначально Минспорт сам на нас вышел и пригласил на одну из площадок фестиваля «Белые ночи». Американский футбол — это шлемы, каркасы, всегда очень зрелищно и ярко. Во-вторых, мы также можем рекламировать нашего спонсора в трансляциях, которые собирают большое количество просмотров.

Финансирование Минспорта зависит от конкретного мероприятия. Например, если идет чемпионат России, то они оплачивают аренду поля, карету скорой помощи. Каждую статью расхода необходимо отдельно считать.

— Насколько жизнь клуба зависит от поддержки со стороны власти?

— В России так устроена система спорта, что все зависит от поддержки властей. Без их поддержки ни один вид спорта не будет хорошо развиваться. Будут привлекаться спонсорские вложения, но опять же партнеру в ответ тоже нужно что-то давать. Это похоже на замкнутый круг.

Хорошему спонсору нужно высокое количество просмотров трансляций матчей, большое количество болельщиков на соревнованиях. А для того, чтобы привлечь людей на соревнования, нужно вкладываться в шоу, в рекламу. И без поддержки государства, которое может помочь с местом проведения игр и другими базовыми потребностями, тяжело.

Допустим, у команды есть деньги, она проводит соревнования, снимает себе площадку, платит за скорую помощь, за трансляцию, и все. А денег на то, чтобы привлечь людей на игру, на то, чтобы сделать шоу, пригласить артистов, у них уже нет.

— Почему в Америке — футбол самый популярный вид спорта и у них такие большие зарплаты?

— Там изначально к футболу другое отношение. Это культура и стиль жизни. Это бизнес-система и национальный спорт. Стадионы собирают десятки тысяч людей. Плюс там высокие цены билетов на игры. Ну, и государство тоже, конечно, помогает.

Во время игр даже закрывают все магазины, потому что все идут на соревнования. Если сравнить Россию и Америку, мы отстаем от них, наверное, лет на сто. С американскими игроками заключаются одни из самых высокооплачиваемых контрактов, ведь спорт достаточно опасный. Есть возможность платить, поэтому игроки много зарабатывают. Американцы играют в футбол еще со школьных лет, стремятся войти в национальную футбольную лигу. В нее очень жесткий отбор, потому что большое количество желающих попасть.

— Сколько получают игроки в России?

— У российских игроков вообще нет зарплаты, потому что это любительский спорт.
Более того, они платят членские взносы в федерацию, чтобы играть. Никто не зарабатывает. Так практически везде. В Европе тоже, но им больше помогают власть и спонсоры. Американский футбол в европейских странах развивается быстрее, там больше легионеров. В России с этим гораздо хуже.

— Получается, что российские игроки участвуют только потому, что очень любят американский футбол?

— Во-первых, да, — они любят футбол. Во-вторых, они понимают, что участвуют в чем-то очень масштабном. Неизвестно, что будет через 50 лет. Сегодня американский футбол в нашей стране мало развит. А через какое-то время будет на высоком уровне и эти люди смогут поспособствовать развитию футбола и войти в историю. Это движет людьми — открытия и изобретения.

— Где сейчас лучше всего поддерживают развитие спорта?

— В Москве и Санкт-Петербурге. Там футбол начал существовать намного раньше: еще при Советском Союзе проводились первые матчи. Были попытки создать профессиональные команды. Но с распадом СССР все, что было наработано, ушло в никуда. Те ребята, которые тогда занимались, начали тренировать. По сравнению с Москвой, у нас просто нет сейчас такого количества опытных тренеров и игроков, которые потом становятся наставниками. Другие регионы тоже самостоятельно пытаются развивать у себя американский футбол.

— Перми еще далеко до уровня Москвы?

— Недалеко. Я так скажу: Перми до Москвы — один миллион рублей. Если бы нам дали миллион, мы бы больше ездили, играли бы с сильными командами, набрали новых спортсменов. Подготовка новых спортсменов заняла бы до трех лет. И мы бы абсолютно легко смогли тягаться с Москвой. Это вопрос больше именно денег.

Вывезти 40 человек на поезде — это дорого. Мы хотим развиваться, но на это нужны деньги, или будем играть так же, как и играли — один раз в конце года встречаться с сильным клубом. Но очень сложно играть, когда у тебя нет таких соревнований, где ты догоняешь соперника. В этом году у нас почти все игры прошли под 40:0 с региональными командами.

Команда существует, и у ее работы должен быть какой-то результат и стремление к нему. Если этого из года в год нет, тогда зачем платить такие суммы, которые для обычного человека, работающего на том же заводе, абсолютно нереальные.

Если команда не выигрывает, не дает никакого результата, то нужно платить им [игрокам] прожиточный минимум. Я думаю, что через год они будут выигрывать всех. Я не верю, что в нашем миллионом городе невозможно собрать хорошую команду по любому виду спорта. Если узнать, сколько стоит секция футбола или хоккея — это же заоблачные суммы. А сколько детей могли бы туда прийти — талантливых, но у которых просто нет денег. С крахом Советского Союза вся эта система просто сломалась.

— Какое, на ваш взгляд, главное достижение у «Стальных тигров» за эти годы?

— Я могу назвать по годам. 2012 год — восемь человек в составе сборной Урала заняли второе место в чемпионате России и получили звание кандидатов в мастера спорта (включая меня), 2013 год — победа в чемпионате Урала, 2015 год — победа в межрегиональном чемпионате «Кама», 2016 год — выход в 1/8 финала чемпионата России, победа в дивизионе «Урал», 2017 год — третье место в чемпионате России, победа в дивизионе «Волга», победа в кубке регионов, в 2018 году — то же самое, победа, но уже в дивизионе «Урал», выиграли кубок регионов, второй год подряд бронза в чемпионате России.

–Удалось ли команде в полной мере достичь поставленной цели в этом сезоне? Если нет, то, как вы думаете, почему?

— Нет. У нас была цель — победа в чемпионате России. Если бы мы даже не смогли выиграть матч с «Московскими патриотами», то разрыв в очках должен был составлять меньше, чем в прошлом году. А он составил гораздо больше. Сезон был не совсем удачный, но такие игры все-таки мотивируют вставать и двигаться дальше.


— Какие дальнейшие планы и задачи стоят перед «Стальными тиграми»? Как будете их реализовывать?

— У нас уже давно одна главная цель — это выиграть в чемпионате России. Это касается команды «Стальные тигры». Все остальное сопутствует этой цели: набор игроков, поиск дополнительного финансирования от спонсоров, которое мы можем потратить на свое усмотрение, на рекламу, выезды команды. То есть самая ближайшая цель — найти финансирование, потому что без него мы будем топтаться на месте. Кроме того, есть цель провести два выезда в премьер-дивизион, один зимой, а второй перед самим сезоном. Но это вопрос денег. Если их не будет, то никуда не поедем.

В футбольном сообществе бытует мнение, что «Стальные тигры» — это одна из самых дисциплинированных команд. И в отношении к тренировкам, и к футболу, и по части организации мероприятий. В этом году в Перми проходил Кубок регионов. В том числе потому, что пермская федерация лидирует по всей стране в организации игр и трансляций и во взаимоотношениях команд и болельщиков. Наши мероприятия часто приводят в пример.

записала интервью Елизавета Русских для Properm.ru. Фото: Виктор Михалев и Павел Семянников для ПФАФ | Стальные Тигры

Подпишитесь