Posted 1 октября 2018, 10:40

Published 1 октября 2018, 10:40

Modified 2 марта 2023, 15:45

Updated 2 марта 2023, 15:45

Галицкий предложил альтернативную концепцию развития Комсомольского проспекта. 10 идей властям на заметку

Галицкий предложил альтернативную концепцию развития Комсомольского проспекта. 10 идей властям на заметку

1 октября 2018, 10:40
Фото: Properm.ru.
Пермский градозащитник подготовил альтернативную концепцию реконструкции Комсомольского проспекта. Свои предложения он оформил в блоге на ЖЖ и разослал членам Градостроительного совета. Также общественник отнес письмо в мэрию Перми, с просьбой предоставить ему возможность представить концепцию на Градсовете. Предложенная концепция касается части Комсомольского проспекта от Соборной до Комсомольской площади. Тихий Компрос, по мнению общественника, сложился и не имеет проблем, связанных с планировкой.

Текущее состояние и проблемы

1. Деревья на Компросе пока массово не гибнут, но симптомы неблагополучия уже налицо. Немало лип имеют значительно поредевшие кроны. Разреженные кроны появились лет 10-15 назад у деревьев вдоль центральных улиц — сейчас эти улицы практически без зелени. Большая часть деревьев погибла, остальные доживает последние годы. Причиной были парковочные карманы, резко сократившие площадь открытой земли под деревьями.

Сейчас эти симптомы появились и на Компросе. Деревья на бульваре менее подвержены негативным воздействиям, чем на обычной улице, однако, ширина газона на бульваре составляет всего два-три мета, что недостаточно для гарантированного выживания деревьев. Благоустроительные работы последних десятилетий, в частности, организация освещения, привели к повреждению корневой системы и ускорили процесс гибели.

2. Деревья на бульваре посажены в одно время (примерно в 50-ые годы) и до настоящего момента представляли собой красивую однородную аллею. К настоящему моменту в каждом квартале погибло не менее десятка деревьев, это разрушает вид аллеи, дальше бреши станут сквозными и будут расширяться. При существующей планировке аллея уже никогда не будет выглядеть однородной и аккуратной.

3. Сейчас не предусмотрен пешеходный трафик по бульвару через поперечные улицы — люди нарушают ПДД и переходят между машинами . Организация переходов привела бы к существенным затруднениям в движении автотранспорта, что плохо скажется и на привлекательности Компроса для пешеходов, и на экологической обстановке.

4. Пешеходный трафик по бульвару крайне низкий, на самом бульваре нет точек притяжения. Бульвар расположен между двух трёхполосных автодорог, поэтому не может быть благоприятен для прогулок в силу сильной загазованности.

5. Чугунные решётки бульвара в некоторых кварталах плохо видны, так как закрыты высокой живой изгородью.

6. Основанная часть застройки Компроса относится к периоду 50-70 годов XX века, образует стилистически однородный архитектурный ансамбль, однако многие другие элементы этой стилистики утрачены.

7. Над головами пешеходов натянуто очень много проводов, прежде всего контактной сети троллейбусов. Много опор контактной сети стоит прямо среди деревьев или даже вместо них.

Предложения

1. Главная цель проекта — сохранить деревья на бульваре. Это важнейший элемент восприятия Компроса - важнее фасадов, вывесок или мощения. Для повышения выживаемости деревьев стоит пожертвовать пешеходной дорожкой посреди бульвара от ул. Монастырской до ул.П.Осипенко и кардинально увеличить площадь газона под деревьями. Сквозной проход в этой части бульвара практически невозможно организовать, в то время как озеленённые территории для тихого отдыха есть по всей длине Компроса (Соборная площадь, сквер у гост.Урал, Горьковский сад, сквер за кинотеатром Кристалл, «Тихий Компрос»).

2. Вместо пешеходной дорожки бульвара надо посадить ещё один ряд молодых деревьев. Это обеспечит красивый вид на протяжении всего жизненного цикла деревьев: к моменту, когда внешние ряды деревьев станут погибать, вырастет ровный внутренний ряд, который обеспечит аккуратный вида зелёного массива, соответственно, потом вновь посаженные внешние ряды скроют умирающий внутренний.

3. У пешеходных переходов на бульваре надо организовать качественно благоустроенные площадки с местами для сидения. Это точки встреч людей, места установки памятников, скульптур, арт-объектов.

4. Живую изгородь на бульваре следует убрать, чтобы решётки были видны на просвет. Кроме того, для пешеходов была бы интересна хорошо просматриваемая другая сторона Компроса. Под деревьями можно посадить невысокие теневыносливые растения — зелёный ковёр будет виден с тротуаров. Постепенно, по мере посадок новых деревьев, следует выровнять все ряды, чтобы деревья были друг против друга во всех рядах — так они будут меньше заслоняли вид витрин и вывесок на другой стороне проспекта.

5. Необходимо закрыть движение троллейбусов и демонтировать контактную сеть, убрав и её столбы. Доля троллейбусов в трафике улиц так мала, что это никак не отразится на загрязнённость воздуха, а может даже улучшить ситуацию, так как троллейбусы часто замедляют движение всего транспортного потока. По возможности надо убрать и другие провода. Развеску оставшихся проводов стоило бы упорядочить, в том числе превратить их в арт-объекты.

6. Ввиду того, что доступ на озеленённую часть бульвара будет закрыт, станет несложно (без заглубления) организовать подсветку деревьев снизу. Это одна из самых эффектных форм подсветки для парков.

Подсветка может быть цветная и динамическая, вплоть до светомузыкальной. При этом всё может работать круглогодично — прожектора будут над уровнем снега, а подсветка заснеженных деревьев не менее красива.

7. Следовало бы стимулировать сохранение, восстановление и появление новых элементов стилистики 50-70-ых годов XX века: вывесок, витрин. Для Компроса характерно наличие между домами ворот и решёток вдоль красной линии. Они подлежат восстановлению, могут быть возведены новые в соответствующей стилистике.

8. Велодорожки на Компросе лучше не делать — это элемент транспортной системы, что плохо совместимо с променадом. Велодорожка должна быть на одной из параллельных Компросу улиц, а также на поперечных улицах. На Тихом Компросе велодорожка может быть.

9. Предлагаемая концепция существенно снижает затраты на благоустройство, прежде всего за счёт кардинального уменьшения площади мощения. В натуральном камне стоило бы делать только площадки на бульваре у пешеходных переходов — они хорошо просматриваются с тротуаров и будут формировать впечатление от проспекта. Тротуары вдоль застройки могли бы быть сделаны из более практичных материалов, важно лишь обеспечить абсолютно ровную поверхность тротуара. Стоило бы рассмотреть варианты заливки бетонных тротуаров.

10. Проект может быть реализован поэтапно с проверкой на пилотном участке отношения пермяков к новой концепции.

Подпишитесь