Posted 9 октября 2018,, 05:02

Published 9 октября 2018,, 05:02

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

«Собак не выпустят на улицы. Это было бы уже крайней мерой». Как выживает собачий приют на аутсорсинге

9 октября 2018, 05:02
С января 2018 года собачьим приютам в Перми запрещено возвращать питомцев в среду обитания. Приют для животных на улице Пензенской переполнен. Администрация и волонтеры обращаются к пермякам в соцсетях за помощью.

«Финансовое положение настолько критично, что собак готовят на выпуск», написали волонтеры в посте «Группы помощи животным Пермь» и объявили сбор денег, еды и медикаментов.

Волонтеры, инициировавшие сбор, с журналистом Properm.ru разговаривать отказались, сославшись на неосведомленность: «Руководство приюта с волонтерами вопросы не обсуждает». При этом волонтеры уверены, что ситуация «критична на 100%».

У ворот собачьего приюта нас встречает предприниматель Андрей Солохин, вместе с ним — администратор и бухгалтер Любовь Изместьева. Директор торопится, поэтому сразу прошу разъяснить слух о том, что он якобы экономит на собаках, но при этом получает муниципальные деньги.

— Муниципальный контракт не покрывает расходов, — рассказывает директор.

Кормить больше четырехсот собак у предпринимателя нет возможности: «Я всегда вкладывал свои деньги, на сумме 700 тыс. перестал считать». Накануне Андрей Солохин давал пояснение по исполнению муниципального заказа правоохранителям.

Закамский филиал Пермской городской службы по регулированию численности безнадзорных собак и кошек был открыт в 2010 году с будок для четырех собак. В 2011 году приют передали по договору аутсорсинга ООО «Дуэт». Компания поставила теплый вагончик и операционный блок для стерилизации.

В 2014 году приют готовился принять до тысячи животных, всего в Закамске и на Гайве планировалось отловить 2 тыс. безнадзорных собак. На программу по отлову край выделил 19 млн рублей. В 2015 году аукционы отменил УФАС по жалобе зоозащитников. В техзадании было заявлено об эвтаназии и кремации 1,5 тыс. животных, при этом и.о. начальника государственной ветеринарной инспекции по Пермскому краю Олег Каштанов говорил только о 10% больных. В 2017 году депутаты гордумы решили ежегодно выделять на отлов и стерилизацию собак 12,9 млн рублей.

В 2018 году ООО «Дуэт» по итогам электронных аукционов исполняет два муниципальных контракта по стерилизации, содержанию и ветеринарному обслуживанию. Заказчик — МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек».

Контракт на вакцинацию, стерилизацию, чипирование и биркование 350 собак заключен 28 апреля и действует до конца года. По техзаданию, собак нужно содержать 21 день и передать заказчику либо волонтеру и опекуну. Сумма контракта 1 555 332 рублей.

По контракту от 30 мая, на 280 тыс. рублей, приют должен содержать 50 собак в течение двух месяцев и передать новым владельцам либо волонтерам и опекунам. Эвтаназию проводят в крайне редких случаях, если собака безнадежно больна или агрессивна.

В ноябре 2017 года Пермский краевой суд по иску прокуратуры отменил постановление Правительства Пермского края № 596-П от 9 июля 2014 года. Пункт 4.22 правил содержания животных позволял выпустить собак в среду обитания, что не предусмотрено федеральным законодательством. Верховный суд подтвердил запрет выпускать собак на улицы.

За воротами приюта нас облаяли и обнюхали с десяток собак. На территории два контейнера — под охрану и склад, два вагончика для содержания животных, хозяйственный вагончик и вольеры с будками. Под навесом сотрудники варят еду. Меланхоличный Цезарь лежит в сторожевой будке с достоинством служебной собаки. Волонтер, пенсионерка Зоя Ивановна готовит миски для питьевой воды.

Зоя Ивановна пришла в приют после смерти домашней собаки Марты семь лет назад.

Смотрю, бегает такая же собака, с ошейником, с оборванным поводком. Ошейник мы отодрали, собаку помыли. Теперь она моя любимица. Собакам я приношу из дома суповые наборы: куриные головы и лапки. Своей любимице Марте — покупаю шейки.

Собаки попадают в приют после отлова, либо от пермяков: привязывают к дереву перед воротами, звонят и сбегают. Во время нашего визита привезли коробку с щенятами. Волонтерам приводить собак запрещено.

Я когда на улице кошку или собаку увижу, кулаки зажму, но прохожу мимо, не хочу привыкать, — говорит Зоя Ивановна.

Животные остаются в приюте и после исполнения муниципального контракта. По техзаданию (пункт 6.9 и 8.6) ООО «Дуэт» до конца года может вернуть 350 собак заказчику, однако в муниципальный приют на Соликамской они не обращались.

В новых муниципальных контрактах такого пункта уже нет: исполнитель обязан «передавать животных гражданам, изъявившим желание принять на себя обязанности по содержанию, с составлением договора безвозмездной передачи и акта выбытия безнадзорного животного».

— Собак нужно активно пристраивать, — говорит директор МУК «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» Игорь Сафонов. — В приюте на Соликамской сотрудники и волонтеры за год пристроили 1,3 тыс. животных. У нас баннеры висят, в соцсетях размещаем фотографии питомцев.

Хотя, директор службы предполагает, что волонтеры с опекунами часто хитрят: заключают договор на безвозмездную передачу животного, а сами выпускают собак в городскую среду.

Заходим с администратором в теплый вольер, послеоперационную передержку. Здесь ждет хозяина покладистый Тайсон. В миске сухой корм, привез куратор-волонтер.

— Его забрали неделю назад от «неблагополучных хозяев», — говорит Любовь Изместьева. Тайсон встает на задние лапы, лижет и легонько покусывает мою руку. — Собаки приходят в приют безымянными. Прозвища им дает сотрудник или волонтер, который принимает питомца.

Считаем, сколько еды нужно собакам. На один прием уходит мешок крупы, хлеб и мясопродукты. На печи стоит 450-литровый чан. Одно 15-литровое ведро на четыре собаки. За один раз кормят 120 собак, потом доваривают. Каждой собаке еда достается один раз в день. Зимой нужно будет кормить чаще. Щенков подкармливают отдельно сухим кормом. Корм привозят волонтеры, кураторы собак.

В деньгах приют нуждается меньше, чем в корме. Муниципальный контракт не предусматривает содержание собак в приюте на Пензенской длительное время, эвтаназия проводится в редких случаях при серьезном обосновании, а выпуск питомцев в среду обитания запрещен судебным решением.

— Конечно, собак не выпустят на улицы, — говорит Любовь Изместьева. — Это было бы уже крайней мерой. Мы будем искать передержку, спонсоров, надеемся на помощь неравнодушных пермяков.

Андрей Дербенев для Properm.ru

"