Posted 14 декабря 2018,, 10:13

Published 14 декабря 2018,, 10:13

Modified 2 марта 2023,, 14:44

Updated 2 марта 2023,, 14:44

Неотложный разговор. Что изменилось в работе скорой помощи в Перми?

Неотложный разговор. Что изменилось в работе скорой помощи в Перми?

14 декабря 2018, 10:13
Елена Лодыгина
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
За последний год в работе пермской скорой произошла масса изменений. О том, чего ждать пациентам в этом году, Properm.ru рассказал главный врач Пермской станции «Скорой медицинской помощи» Евгений Камкин.

— В прошлом году произошло объединение нескольких подстанций «Скорой помощи». В частности, объединили Пермь и Пермский район. Многие жители Пермского района по этому поводу серьезно переживали. Они считали, что к ним теперь будут ездить машины из Перми и это приведёт к тому, что помощи придётся ждать дольше, чем обычно. Так ли это?

— Скорее, наоборот. Объединение подстанций проводилось как раз для того, чтобы сократить сроки оказания экстренной и неотложной помощи. Как ситуация выглядела раньше? В небольшом муниципалитете была своя подстанция скорой, в штате которой работали две бригады. Обе бригады уезжали на вызовы, и в этот момент, если поступал экстренный вызов, обслужить его было некому. Приходилось ждать, когда одна из бригад освободится и доедет до больного.

В соседнем муниципалитете в это время могли быть две свободных бригады, но передать вызов с одной подстанции на другую не было ни технической, ни организационной возможности. Но были и другие сложные ситуации. Например, вызов поступал из населенного пункта, находящегося на границе двух районов. Раньше он обрабатывался бы по принципу административного деления и поехала бы бригада с подстанции, к которой этот район прикреплен. Теперь после объединения направляется ближайшая бригада. И все это стало возможно, после того, как у нас появился единый диспетчерский центр, который управляет всеми бригадами.

Кроме того, после объединения расширился спектр возможностей для врачей и фельдшеров. Они прямо с места вызова могут передать ЭКГ для расшифровки опытному кардиологу центральной подстанции, или запросить консультацию узких специалистов.

— Как будет выглядеть структура «Скорой помощи» в Пермском крае после объединения нескольких станций?

— Если по состоянию на 1 октября 2018 года скорая помощь в крае оказывалась шестью станциями скорой медицинской помощи и 32 отделениями СМП при ЦРБ, за 2019–2020 годы в регионе будут созданы семь межмуниципальных станций с центрами в Соликамске, Кудымкаре, Березниках, Чусовом, Кунгуре, Чайковском и Перми.


Объединенная станция Перми и Пермского района появилась с 1 февраля. С 1 ноября 2018 года продолжилось формирование остальных станций за счет присоединения отделений скорой помощи, которые раньше работали при центральных районных больницах. Так, к пермской станции присоединились отделения скорой помощи Краснокамска, Добрянки и Полазны, к Кунгурской станции — отделения СМП Кишертской, Суксунской, Уинской, Октябрьской ЦРБ; к Чайковской — отделения Куединской, Чернушинской ЦРБ; к Чусовской — отделение Горнозаводской ЦРБ. В 2019–2020 годы присоединение отделений к станциям скорой помощи продолжится.

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите на кнопку «Читать далее»

— В социальных сетях иногда появляются жалобы на то, что скорая долго добиралась на вызов.

— Действительно, иногда бывают случаи, когда бригада прибывает на вызов с опозданием. Но это происходит по объективным причинам, а не потому что «врачи в киоск уехали за хлебом». Иногда свободных бригад физически нет, так как они обслуживают «непрофильные» вызовы, которые, по идее, должна была обслуживать поликлиническая неотложка. Либо машину «скорой» не пропускают на дороге. Поэтому я хотел бы ещё раз напомнить водителям, что если вы видите на дороге автомобиль «скорой» с включенными спецсигналами — пропустите ее.

Кроме того, не стоит забывать, что для каждой категории вызовов есть свой норматив времени доезда. На экстренные вызовы бригада «скорой» должна прибыть в течение 20 минут, на неотложные вызовы, когда прямой угрозы жизни нет, — не позже, чем через два часа после вызова.

Сегодня количество машин и бригад установлено федеральным нормативом, который рассчитывается из численности населения. В среднем на 10 тыс. человек должна приходиться одна бригада скорой.

Есть и норматив по количеству вызовов, рассчитанный на 1 тыс. населения в год, сутки и месяц. Мощности пермской станции скорой, например, рассчитаны на 300 тыс. вызовов в год, но по факту мы ежегодно обслуживаем около 400 тыс. вызовов. Эта ситуация возникает из-за того, что люди редко пользуются услугами поликлинической помощи. И происходит это по разным причинам: иногда в амбулатории сложнее дозвониться, чем в скорую. Поэтому все вызовы, даже без угрозы жизни, — будь то высокая температура или повышение давления — попадают к нам. Мы их обслуживаем, хотя основная задача скорой — это экстренные вызовы, когда любое промедление чревато высоким риском для жизни и здоровья больного.

— Что сегодня необходимо сделать, чтобы пермская скорая начала работать ещё быстрее?

— Сейчас в трёх районах Перми в тестовом режиме начал работу Единый диспетчерский центр неотложной помощи (ЕДЦ). Он принимает и обрабатывает вызовы, поступающие в «неотложку». Это сделано для того, чтобы разгрузить «скорую». Если у больного не экстренный повод — он перенаправляется в ЕДЦ. Оператор с медицинским образованием его опрашивает и направляет к нему врача неотложной помощи.

Врач приезжает в течение двух часов, проводит диагностику и назначает дальнейший план обследования и лечения. Врачи «неотложки» имеют при себе планшеты, подключенные к системе «Промед». И уже при получении вызова они видят всю историю болезни пациента — куда по каким поводам он обращался, чем болел, как лечили. В дальнейшем планируется, что развитие этих технологий продолжится. Планшет станет более функциональным: с его помощью будет поддерживаться связь со станцией, врач будет получать оперативную информацию о состоянии больного. Тут же будет вестись заполнение данных пациентов, которые будут автоматически передаваться на станцию и в больницу.

Когда тестирование ЕДЦ завершится, я надеюсь, он будет работать на всей территории Перми, а в дальнейшем — и в Пермском крае. В перспективе это должен быть Единый диспетчерский центр скорой и неотложной помощи, МЧС и санавиации.

Ещё один проект, который поможет разгрузить скорую — создание в Перми стационарных отделений скорой помощи. В западном варианте эти отделения называются Emergency. Вы могли увидеть работу такого центра в сериале «Скорая помощь» с Джорджем Клуни.

Emergency — это специализированная многопрофильная клиника, вся работа которой построена на оказании экстренной и неотложной помощи. Как это происходит? Бригада «Скорой помощи» доставляет больного и передаёт его персоналу отделения. Сразу же определяется маршрутизация пациента — «красный коридор» для экстренных пациентов (больному начинают оказывать всю необходимую помощь для спасения жизни), «жёлтый коридор» — для больных, которые не в состоянии передвигаться самостоятельно и «зелёный коридор» — для тех, чьё состояние не является критическим (зесь проходит первичная диагностика и дальнейшее наблюдение, либо госпитализация).

Главная задача такого отделения — исключить перевозки больных из одной клиники в другую, что у нас часто происходит, когда больного привозят сначала в хирургию, из хирургии в гинекологию и обратно. Всё это время бригада скорой, по сути, занимается медицинской транспортировкой. Хотелось бы такие случаи свести до минимума.

Очень часто скорая много времени теряет именно в стационарах при передаче больного на дальнейшее обследование и лечение, так как иногда дежурный врач занят приёмом плановых больных, или находится на операции, иногда долго подтверждается диагноз. И всё это время бригада скорой вынуждена простаивать, ожидая решения по дальнейшей госпитализации. В то время как могла бы оказывать помощь другим больным.

Врач скорой в приёмном отделении Emergency как раз и решит эту задачу. Он сможет оперативно принять больного, провести диагностику, составить дальнейший план и отпустить бригаду. Таким образом, мы сократим время простоя в приёмных отделениях. А значит, сможем ещё быстрее обслуживать каждый вызов.

— Смогут ли эти отделения принять всех пациентов, если количество обращений только по вашей станции в сутки достигает 2,5 тысячи вызовов?

— Не все обращения заканчиваются оформлением вызова. Часть из них — это консультации, повторные звонки. В среднем за сутки принимается и обслуживается около 1 тыс. 300 вызовов. Из них заканчиваются госпитализацией 40–45%.

Сейчас рассматривается несколько вариантов организации Emergency. Один из них — создание трёх многопрофильных стационаров на 70–100 мест на базе МСЧ№9, ГКБ №4 и ГКБ им. Гринберга. В каждом отделении будут размещаться койки краткосрочного пребывания, где пациенты будут проходить обследование.

— Вернёмся к работе диспетчеров. Все ли они имеют медицинское образование? Могут ли на этапе приёма звонка точно понять, экстренный это вызов или неотложный?

— Все диспетчеры имеют медицинское образование и необходимую квалификацию. Кроме того, все диспетчеры работают по определенному алгоритму — мы его называем «дерево решений». Начиная с того, что они сортируют все обращения по степени срочности: экстренные и неотложные. Внутри неотложной помощи все вызовы разделяются по приоритетности.

Но, как в любом правиле, есть свои исключения, так и в нашем алгоритме могут быть свои «ответвления», когда ситуация не позволяет принять окончательное решение, и все уже зависит от профессионализма самого диспетчера, либо помощи старшего врача, который контролирует работу принимающей части.

Для этого на станции размещен пост старшего врача, консультативный пост (центр базовой кардиотелеметрии). Все бригады оснащены кардиографами с функцией передачи электрокардиограммы. Это позволяет фельдшерам и врачам общепрофильных бригад сориентироваться по диагнозу. Особенно это важно при острых коронарных синдромах, когда необходимо провести экстренную терапию, тромболитическую, например.

С учётом того, что мы сейчас присоединяем территории более удалённые, значимость и важность этого центра повышаются. Мы считаем, что такая модель организации медицинской помощи, когда на крупных станциях создаются круглосуточные центры с возможностью расшифровки, проведения консультаций, правильная. Сейчас наши специалисты расшифровывают до 70 ЭКГ в сутки.

— Кто контролирует работу диспетчера?

— При необходимости старший врач прослушивает диалог, чтобы узнать, правильно ли были заданы вопросы.

— Звонки поступают хаотично, или за каждым диспетчером закреплен определенный район?

— У нас единый канал приёма. Система настроена так, что распределяет вызовы по свободным диспетчерам. И если вызывающий набрал номер 03 (с сотового 103), и слышит, что в настоящее время все диспетчеры заняты, ему необходимо подождать на линии — звонок находится в очереди. Ожидание это, как правило, недолгое. Но как только позвонивший положит трубку и начнёт перезванивать, то снова попадет в конец очереди, поэтому важно не отключаться.
Чтобы отследить работу диспетчеров, в диспетчерской установлен монитор, на котором отражаются состояние всех вызовов.

Отмечу, что все звонки, поступающие на станцию и ЕДЦ, записываются и хранятся. В дальнейшем эта информация используется для повышения качества работы диспетчеров и сокращения времени обработки каждого звонка. Чем быстрее звонок обрабатывается — тем быстрее может быть принят следующий вызов.

— А если человек набрал 112, а не 03?

— Когда пациент вызывает скорую через 112, то вызовы принимаются не медицинскими работниками. Они оформляют карточку, как понимают. Если им не удалось передать диалог («голос» вызывающего), то качество приёма, и соответственно, причина вызова, могут быть не совсем верными. Поэтому в данном случае диспетчеру скорой важно получить контактный телефон и перезвонить, чтобы уточнить ситуацию.

— Можно ли по звонку установить местонахождение человека?

— Геолокационная карта — это, наверное, то будущее, к которому мы стремимся. Но в этой ситуации все зависит не только от нашего желания — эти вопросы должны решаться на федеральном уровне. Чтобы сотовые операторы, операторы стационарной связи предоставляли нам данные по местоположению позвонившего автоматически. Сейчас же эта проблема пока технически не решена.

Если геолокация появится, она будет нам в помощь, особенно в ситуациях первой срочности, с ДТП на трассе, когда человек просто не знает, где он находится.

— Тем не менее при отслеживании работы бригады скорой помощи навигация сегодня уже используется.

— Обязательно. Все наши автомобили оснащены навигационными приборами. Эти данные необходимы, чтобы выполнить 20-минутный норматив. С помощью навигации мы знаем, где у нас находятся бригады: уехали в стационар или находятся на вызове. Также мы можем отследить работу приемных отделений при госпитализации больных. Если норматив в 20 минут при приеме больных не выполняется (а необоснованные задержки бывают, этим грешат все больницы), информация об этом передается в Министерство здравоохранения Пермского края и руководителям лечебных учреждений. В этих случаях мы выясняем причины необоснованных задержек, чтобы вовремя устранить их.

— Возможно ли по «ПроМеду» посмотреть, в каких больницах есть свободные места, чтобы бригадам не наматывать лишние километры?

— В «ПроМеде» такая функция заложена. Но мы работаем не по наличию свободных мест, а по приказу о маршрутизации. Есть регионы, которые работают с «Бюро госпитализаций», которое как раз ищет свободные койко-места в больницах, но это приводит к тому, что порой пациента везут из одного конца города в другой. Поэтому, на наш взгляд, работать в соответствие с утвержденным приказом по маршрутизации правильнее. Руководители медорганизаций это понимают и знают, что обязаны обеспечить наличие свободных мест для экстренных больных.

ПроМед — информационная система учета данных пациентов. Разработана для того, чтобы медучреждения могли быстро обмениваться информацией о том или ином пациенте.

— Не первый год ведутся разговоры о переводе станций скорой помощи на «ПроМед». Насколько это реально?

— Не важно, какая диспетчерская программа используется. Самое важное, чтобы она чётко работала, не зависела от перепадов интернета, отключения проводов и была сопряжена со 112, а также навигационным оборудованием.

"