Posted 19 марта 2019, 08:36

Published 19 марта 2019, 08:36

Modified 2 марта 2023, 14:41

Updated 2 марта 2023, 14:41

Жители Полазны отказываются объединяться с Добрянкой в городской округ. И вот почему

19 марта 2019, 08:36
В Добрянском районе зреет новая протестная волна - жители Полазны выступают против объединения территорий в городской округ и за пять дней собрали под обращением к депутатам заксобрания больше 5,5 тысячи подписей.

Депутаты Полазны и Добрянского района приняли решение о создании Добрянского городского округа. 21 марта это решение должны закрепить депутаты Законодательного собрания Пермского края. Однако с этим несогласны жители Полазны. Они проводят пресс-конференции, собирают подписи против объединения и подготовили письмо к депутатам заксобрания, в котором рассказывают почему создание Добрянского городского округа — это плохо.

Журналист Properm.ru пообщался с членами инициативной группы Александром Маховым и Василием Шиховцовым.

— Формирование Добрянского городского округа идет в рамках реформы местного самоуправления. Несколько территорий уже объединились. Но практика показывает, что не везде объединение идет тихо и гладко. В частности, в Зюкайке местные жители собрали 2 тыс. подписей против объединения в Верещагинский городской округ. В краевом парламенте по этому поводу были большие дебаты. И как показало выступление общественника Сергея Ухова в краевом парламенте, все эти споры были ненапрасными. Сначала против объединения проголосовали четверо депутатов, а после — уже десять народных избранников.

В Полазне публичные слушания прошли 25 декабря 2018 года. Присутствовали почти 300 человек. По итогам слушаний мы сделали вывод, что большинство населения негативно относится к объединению. И такое отношение появилось по нескольким причинам.

Полазна исторически была самостоятельной административной единицей. С 1997 года город имеет выборного главу. Для чего в 1996 году полазненцы выходили с инициативой к тогдашнему губернатору Пермской области Геннадию Игумнову и просили дать им особый статус. Этот статус они тогда получили. В 2000 году новый губернатор Пермской области Юрий Трутнев не стал отбирать это право у полазненцев, и мы продолжали жить с выборным главой.

Благодаря этому вопросы местного значения здесь решались самостоятельно. Сегодня, когда нам предлагают убрать главу, думу и бюджет, логика чиновников следующая: объединить бюджеты и всем территориям раздать поровну. Маленькие поселения от объединения только выигрывают. Но статус Полазны резко снизится: мы встанем в один ряд с такими населенными пунктами, как Дивья, Перемское, Залесное. Останемся без главы, представительного органа, бюджета — самого крупного бюджета на душу населения в Пермском крае.

Кроме того, оптимизация в Полазне не прекратится. Чтобы деревня жила, в ней должны быть школа, дом культуры, ФАП. В Полазне нет почты. Есть одна бригада скорой помощи, но в случае если она увозит больного в Пермь, приходится вызывать скорую из Перми или Добрянки, а это минимум 45 минут времени, которое может быть фатальным для больного. Был тубсанаторий в здании, которое имеет историческую ценность. Мы убеждали отдать его Полазне, но краевая власть еще при губернаторе Прикамья Олеге Чиркунове не согласилась. Здание отдали церкви. И посмотрите, в каком оно сегодня состоянии. С очистными сооружениями просто беда. Их мощности не хватает.

Мы говорили, не убирайте скорую помощь, населению будет хуже. Не послушали, убрали. То же касается больницы. Постоянно шли посылы из Полазны, из района, от депутатов Полазненских, что нам нужна больница. Они сначала включают нас в перечень капстроительства, потом исключают, потом включают вновь. Сейчас опять пообещали включить, приезжал даже министр здравоохранения Пермского края. Но это включение выглядит так, будто кость нам кинули, лишь бы за объединение в округ проголосовали.

— Почему вы настроены против объединения?

— Мы решили создать инициативную группу, чтобы еще раз у населения спросить: правильное ли решение приняли депутаты? Правильно ли они сделали, что проигнорировали мнение народа?

Яйве, например, при объединении особые преференции обещал еще вице-премьер краевого правительства Роман Кокшаров. Но когда тот ушел с этой должности, жителей с жалобами отправили к Борисову (Александр Борисов — министр территориального развития Пермского края). Когда они приехали к нему, он заявил: «Кто вам обещал, у того и спрашивайте!»

Обещанное не всегда выполняется. Мы хотим 21 марта пойти в Законодательное собрание и выступить там. Если краевые депутаты наше мнение не учтут, пойдем в суд.

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите «Читать полностью».

— С момента принятия полазненской думой решения об объединениий прошло почти два месяца, почему так поздно собрались?

— До этого мы несколько раз обсуждали эту модель с местными депутатами, многие к ней отнеслись отрицательно. Но мы еще сомневались. После того, как прошли публичные слушания, и стало понятно, что население против, решили действовать.

Сначала прорабатывали этот вопрос вдвоем, потом втроем. Впоследствии все же решили создать инициативную группу, заявиться и выступить на заседании краевого парламента. Все это шло поэтапно и заняло много времени.

Потом мы написали обращение к губернатору по поводу строительства больницы в Полазне. На публичных слушаниях Роман Кокшаров заявил, что в Полазне, если появится округ, будет построено новое здание больницы. Огромный инвестиционный проект оценивается в 400 млн рублей. Все, конечно, обрадовались этому. Сейчас проект больницы всё же утвердили, строительство должно начаться в 2020 году.

Из скольки человек состоит инициативная группа? Кто в нее входит?

— 12 человек. Это абсолютно разные люди. Много предпринимателей, потому что они всегда славились своей инициативой, изворотливостью. Двое депутатов, которые проголосовали против присоединения. Еще два человека — это люди, которые работали в администрации Полазны на руководящих должностях с 1997 года.

— У вас есть своя собственная модель дальнейшего развития Полазны?

— Никакой сказочной модели нет, мы просто хотим оставить все, как есть. Городской округ для нас без Добрянского района — это для Полазны было бы сказкой. Но мы прекрасно понимаем, что этого не будет. Поэтому не говорим о сказке, а говорим о реальности.

— Как глава Полазны отнесся к вашему протесту?

— Двое человек из нашей инициативной группы встретились с главой и поставили его в известность. Он относится к этому и с пониманием, и с непонимаем одновременно. Понятно, что по ряду причин он не может выступать против.

При голосовании за объединение он тоже не высказывал свою позицию. Просто сказал: «Для меня мнение населения очень важно». Мы спрашивали депутатов, почему они проголосовали за объединение, если население Полазны в большинстве своем против? Они ответили, что 300 человек, которые пришли, — это не мнение большинства (на публичных слушаниях).

Получается, мнение большинства — это 15 тыс. человек. Все должны прийти на площадь, сказать, что я против, и тогда наши депутаты примут другое решение. Но мы никогда такое количество людей не соберем. К тому же, 800 или 300 человек — это срез общества. Пришли неравнодушные, и они высказали свою позицию. Но депутаты посчитали, что этого количества мало.

— Сколько сегодня составляет бюджет Полазны и на что тратятся деньги?

— Около 70 млн рублей. После объединения все эти деньги будут распределяться по всем территориям городского округа, то есть, нам останется уже значительно меньше. 25% нынешних бюджетных затрат — это содержание администрации. Сюда же относится палазненский центр творчества и досуга — самый крупный на территории Добрянского района, на содержание которого уходит очень много денег. Есть центр общественных инициатив — институт ТОС, который на территории района очень сильно развит.

Остальные статьи расходов — это благоустройство, зимнее и летнее содержание дорог, освещение. Понятно, что все это обязательные статьи расходов, предусмотренные законом, и они получат финансирование все равно. Но какое?

Разные губернаторы по-своему видят решение тех или иных вопросов в территориях. При Чиркунове, например, был фонд софинансирования территорий, когда было подушевое софинансирование. В Добрянском районе 55 тыс. жителей. Согласно этой численности выдавалась сумма. Район обязан был ее освоить на решение вопросов местного самоуправления. В основном это были ремонты школ, больниц, детских садов, в том числе, благоустройство. В конце года район должен был отчитаться об освоении этих средств. Если не осваивал, отдавали другим районам. Эти правила игры были понятны всем.

Когда пришел Виктор Басаргин (губернатор Пермского края в 2012–2017 годы — Properm.ru), он решил — кто ближе к телу, тому и деньги. Сейчас новый губернатор (Максим Решетников — Properm.ru), у него в приоритете дороги. И сегодня новые правила игры, которые мы обязаны выполнять.

— Вы изучали, как происходит объединение в других муниципалитетах?

— В Оханске, например, после объединения выросли тарифы за воду. Что касается сокращений администрации, ничего не изменилось. Никто после объединения здесь не встал в очередь по безработице. Поэтому говорить о том, что в Добрянке после объединения в округ, что-то где-то сократится — это ерунда. Штат останется тем же.

Мало того, чиновники получат свои «золотые парашюты». У них, может, зарплата еще и вырастет. Но какие результаты даст эта реформа? Посмотрите на Губаху, где сегодня все возвращается на круги своя. Им изначально дали денег, а сейчас снова все приходит в негодность. Ничто не меняется, поэтому говорить о том, что манна небесная на нас упадет — неправда.

Сегодня мы не одни выступаем против объединения. Возьмем ту же Зюкайку. Им не регистрировали исковое заявление в суде до того, как краевые депутаты не примут решение по округу. Они тогда подали заявление в краевой суд. Там заявление обратно вернули, отправили в районный суд. Район принял иск к производству. Они проиграли. Теперь подали апелляцию в краевой.

То есть процесс идет, люди отстаивают свою позицию. Яркий пример в этом случае — поселок Майский. Бывший глава городского округа сломал ситуацию в Краснокамском районе. Все депутаты были против, глава тоже. В Майском при объединении вместо 16 человек в администрации осталось трое, при чем двое из Краснокамска, один из Закамска. Приезжают на работу, отработают и после 17 поселок обезглавлен. Работники администрации не знают проблем поселка. Практически никакие вопросы на месте не решаются и люди вынуждены ездить в Краснокамск.

Население от объединения только проиграет, так как для решения тех или иных вопросов нам придется ездить в Добрянку. Вся эта система в итоге приведет к тому, что здесь будет сидеть какой-то руководитель структурного подразделения и будут пытаться что-то делать, не имея на это никаких полномочий.

— Рассматриваете ли вы возможность объединения с другим населенным пунктом, а не с целым районом?

— Это уже совершенно другое. Мы это не рассматриваем, так как это фантастика. Для нас это, конечно, самый идеальный вариант, но во многом фантастичный. Понятно, что объединение будет. И если бы мы объединились с самыми доходными сельскими поселениями, такими, как Дивья, Красная Слудка, то стало бы еще лучше.

— Как вы считаете, в краевом парламенте депутаты учтут мнение народа?

— Давайте говорить откровенно: у нас законодательство российское выстроено так, чтобы мнения населения было как можно меньше. У нас нет на выборах в избирательных листах колонки «против всех», нет барьера при выборе депутатов. Это сделано специально, потому что мнение народа неинтересно. При этом мы хотим жить в демократичном обществе.

Подпишитесь