Posted 3 июня 2019, 03:56
Published 3 июня 2019, 03:56
Modified 2 марта 2023, 14:38
Updated 2 марта 2023, 14:38
Паводок пришел в Яйву 7 мая. Вода прибыла неожиданно и быстро, продержалась неделю, оставила сырость в домах и мусор на улицах.
— Вам бы здесь по пояс было, — жительница улицы Матросова Нина Шабалина проводит рукой, показывая уровень воды во время майского наводнения и придерживает собаку за поводок. — Калитку с петель подняло, мы ее потом на улице нашли.
На середину улицы выплыла и собачья будка, а дрова и вовсе унесло на соседнюю.
Хозяйка проводит в дом и показывает грязную полосу на обоях: «Смотрите, до куда вода поднялась». Мне выше колена, Нине — по пояс. В доме натоплено, с вечера в печь подкидывают дрова, утром открывают двери, чтобы просушить пол и стены.
Рядом с улицей Матросова заросшее камышами озеро. Питается двумя ручьями. Дальше, в районе Шелково, течет река Вильва, через 800 м впадает в Яйву. 7 мая вода затопила канавы, дорогу, двор, забралась в дом через щели в полу. Неожиданно быстро и высоко. В 4 утра Шабалины встали с кровати в воду. Тапочки выплыли в коридор.
Домашние Нины Шабалиной — сын Влад и полугодовалая дочь Снежана. Снежану в тот же день отдали бабушке. Сами заночевали в соседнем доме. Утром вернулись, распихали уцелевшие продукты повыше.
В Яйве на колонках водоснабжения ежегодно вывешивают памятку, что делать в случае подъема воды. Оперативных оповещений, в том числе с помощью усилителей ГО и ЧС, жители не слышали, смс-предупреждений не приходило. Спасателей на улице Матросова не видели.
— Сколько мы здесь были по большой воде, хоть бы кого-нибудь увидеть, чтобы на веслах проплыл, — рассказала Нина.
Житель крайнего дома по улице Матросова Алексей Дементьев на время стал спасателем. Алексей переехал в Яйву пару лет назад. Опыт прошлогоднего потопа заставил его поднять домашнюю птицу на сеновал, откачать выгребную яму, просушить и промазать дно лодки.
— Я только 3 мая в отпуск вышел, — рассказывает Алексей, — а 8 мая без десяти шесть мне первые соседи позвонили, попросили увезти на большую землю.
Лодку Алексей перегнал с Яйвы, она «старенькая, течения уже боится». Эвакуировал Шабалиных, других соседей, привозил питьевую воду и продукты тем, кто решил не оставлять дома, опасаясь мародеров.
— Кроме вас, кто-то еще эвакуацией занимался?
— Здесь, на Матросова, нет, в других кварталах, по разговорам, вроде эвакуировали. Сам я не видел.
— Спасатели были?
— Были, но здесь уже некого было эвакуировать.
— У вас большой ущерб?
— Нет, размыло только вязки стройматериалов, баню затопило, тазики уплыли. Что я, с государства за тазики спрашивать буду, сам куплю. Что успел, поймал, что не поймал, другие поймали. Может, и принесут потом, — рассмеялся Алексей.
— Вы видели, чтобы администрация к паводку готовилась? Может, подгоняла технику, насыпи делали, прокапывали отводы?
— Я не видел. Работаю в Березниках, рано уезжаю, приезжаю уже в 10 вечера. С начала мая, пока я в отпуске, по нашей улице никто ничего не делал. Мы сами немного укрепили берег, здесь вот яма была, когда я дом купил, потихоньку засыпал.
Семья Шабалиных к паводку готовилась по памяти: подняла кровати, тумбочку и холодильник на чурки. Так они делают 16 лет. Каждый год вода в доме по щиколотку. В эту весну чурки не помогли. Мебель из ламинированной ДСП быстро размокла и пришла в негодность.
— Кресло сушим, один диван уже сожгли, — жалуется Нина, — все разбухло. Из администрации пришли, пофотографировали, потом позвонили, сказали, что ничем помочь не могут. Короче, пролетела.
Приезжали к Шабалиным из соцзащиты Александровского района, привезли продуктовые наборы. А на днях перевели 15 тыс. рублей.
Нина в отпуске по уходу за ребенком. До декрета работала на пилораме, колотила поддоны для «Метафракса». Платили 25 рублей за поддон, чтобы заработать, за смену делала 40–45. Накоплений нет, приобрести заново всю мебель Нина не смогла бы. Написала в группы в соцсетях просьбу о помощи. В «ЧП Березники» пост провисел 20 минут, администраторы забанили автора, обвинили в распространении фейковых новостей и мошенничестве. «Я администратору написала, что я не фейк, приезжай, да сам посмотри».
Пост Нины успели заметить волонтеры соликамского движения «Добро в каждые руки». Добровольцы связались с Ниной, попросили фотографии затопленного дома, выяснили, какую мебель надо, объявили сбор.
С руководителем волонтеров Еленой Арыковой мы встретились во дворе между пятиэтажками района Боровск. В Соликамск Елена переехала из Перми, объединила добровольцев вокруг проекта «Полка добра». В соликамских магазинах разместили стеллажи по принципу «Можешь — положи, нуждаешься — возьми».
— Если бы не это бедствие, так никто бы не узнал, что Нина социально не защищена. Она воспитывает двух детей, нет работы, условий для жилья, дом не свой. Я к добровольцам обратилась, говорю, давайте поможем. Собрали вещи, деньгами скинулись, приобрели мебель, наняли «Газель».
Когда вода уже ушла, 19 мая, волонтеры привезли Шабалиным шкаф, кровать, кухонный гарнитур, одежду, памперсы, лекарства и продукты.
Елена считает, что социальная политика государства привела к объединению граждан в сообщества для помощи друг другу. Соседи больше помогают соседям, чем это делают власти.
— Вот Нина пишет, что вещи перебрала, соседке отдала, еще парень с работы придет, дочкам его выбрала, детям соседа, который возил их на лодке. Нина делится вещами и продуктами.
На Яйве затопило дома по улицам Вильвенская, Мостостроительная, Яйвинская, Матросова, Озерная, Демьяна Бедного, Гагарина.
— Слышим, банки в подполе забрякали, — вспоминает житель дома №3 по улице Вильвенской Алексей Чуклинов. Я застал его в гараже за ремонтом редуктора мотоблока. Наученный опытом, Алексей застраховал всю технику, страховщики ему сами «навязали» вместе с ОСАГО. Теперь собирает справки, чтобы обратиться в страховую компанию. Вышла из строя гидростанция, циркуляционный насос отопления, косилка, мотоблок. Подмыло конюшню.
Вильва еще не вернулась в русло. Чтобы затопить дом Чуклиновых, река должна была подняться на 4–5 м. Было сильное течение.
— Глава администрации Владимир Александрович (Белобаржевский — Properm.ru) к нам на лодке приплыл, так его течением так бабахнуло, что забор пробил. Лодку удержать не могли.
Денежная компенсация Чуклиновым не нужна. Алексей попросил у администрации машину щебня, чтобы подсыпать под хозпостройки, где вымыло грунт.
— Будем сами пытаться поднимать, я за все время подсыпал тысячу кубов под домом, перед домом, в дорогу. Здесь раньше были полуметровые колеи. Мы просили, писали письма в Пермь и Москву, чтобы поднять дорогу, получали одни отписки. Засыпать пришлось самим.
Вода уходила неделю. Как схлынула, жительница дома №26 по Яйвинской Виктория Боровикова обнаружила на своем крыльце фекалии. Выгребные ямы жителей затопило, все разнесло.
— Вас оповестили о том, что вода прибывает? — дом Виктории ближайший к озеру, вода приходит в него раньше всех.
— Оповещение было.
— О чем в нем говорилось?
— Берите вещи и выходите, кто куда может.
— К вам кто-то домой приходил и это сказал?
— Нет, на колонке объявление висело.
Семья Виктории перебралась в Яйву из умирающего поселка в Костромской области в 2011 году. Денег хватило только на дом в глубинке, «по-дешевке». О потопах продавцы предупреждали.
— Вы самостоятельно готовитесь к паводку?
— Ничего мы не готовимся, убежим к соседям и живем там три дня — вода обычно дня три стоит.
— Когда дом затопило, вам выключили электричество?
— Нет. Немножко не достала вода до розетки.
— Компенсацию пообещали?
— Приезжала комиссия из Александровска, я как малоимущая подала заявление, мне пообещали 40 тыс. рублей на полы и мебель… А можно сделать, чтобы они нас вообще отсюда переселили?
Режим ЧС в Яйве не объявляли: для этого должно быть минимум два погибших и размер ущерба не менее 100 МРОТ. Помощь оказывала районная социальная служба. Как пояснили в администрации Яйвинского городского поселения, по обращениям граждан составлены акты. Но таких обращений было всего восемь. Компенсации выплатили на днях. Тем, кто застраховал имущество, администрация выдала справки об ущербе.
— Я выросла в Яйве, — рассказывает помощник главы администрации по ГО, ЧС и муниципальному контролю Ольга Баран, — паводок каждый год. Помню, мы на лодках плавали даже до станции.
Про Ольгу Петровну рассказывали, что она во время потопа на улицу Вильвенскую привозила питьевую воду в пятилитровых бутылях.
— А там нельзя построить дамбу, сделать отводы?
— В том месте болото и подземные воды, никуда не отведешь.
— А как людям объяснили причину, почему такой потоп случился?
— Стояла аномально жаркая погода и выпало много осадков, в верховьях Яйвы уровень воды резко поднялся. Объем воды в Яйве в полтора раза больше Вильвы, и Яйва заблокировала водосток Вильвы огромным потоком. Поэтому вода поднялась в этом году так высоко. Это была непредсказуемая ситуация.
Уезжая из поселка, замечаю подростков, играющих среди мусора, вынесенного на улицы. Начинаются каникулы. Яйвинцы настраиваются сушить дома все лето, надеются на солнечную погоду, с хлоркой отмывают полы, колотят новые настилы, углубляют канавы вдоль домов и засыпают щебенкой ямы. Режим повышенной готовности власти Яйвы отменили 16 мая.
Противопаводковые мероприятия были запланированы администрацией Яйвы 15 февраля постановлением № 30. В постановлении 23 пункта, часть мероприятий должны были провести на Яйвинской ГРЭС: укомплектование аварийных формирований (НАСФ), составление графика дежурства ответственных лиц, готовность инженерной техники на период прохождения паводка и маневрирование затворов водосбросов во избежание размывов в нижнем бьефе. Уборкой снега и очисткой системы водоотвода в Яйве занимается ООО «Гласис Пермь». |
Андрей Дербенев для Properm.ru