— В Перми прошел финал уже третьего «Кубка Победы» и ты в третий раз приезжаешь, чтобы принять участие в нем. Все ли получилось? Доволен ли ты?
— Для ребят, которые приезжают на турнир важна победа. Для меня в первую очередь важны улыбки детей, дальнейшая их мотивация заниматься баскетболом и как бы это пафосно не звучало их встреча с кумиром молодежи (смеется).
— Насколько я знаю, сейчас ты гастролируешь по стране с разными детскими и молодежными проектами. Зачем это нужно чемпиону NBA?
— Ну наверно чемпиону NBA это не нужно, но это нужно детям, новому растущему поколению. Цели, которые мы преследуем — это в первую очередь опять же улыбки детей, общение с ними. Я хочу показать, что все то, что они видят по телевизору, всего этого можно добиться. Общаясь с ними я пытаюсь им сказать, что я не сразу был взрослым и чемпионом NBA, я тоже был ребенком, у меня тоже многое не получалось. Один из самых часто задаваемых вопросов детей: «А было ли такое, что вы хотели все бросить и не заниматься баскетболом?»
— Что ты отвечаешь им обычно?
— Я отвечаю, что было всякое и было такое, что хотелось бросить. Но. В моем случае это никогда не длилось дольше, чем до следующего утра. То есть после какой-нибудь плохой игры или тренировки, где ничего не получалось сразу хотелось все бросить, я думал: «Зачем я всё это делаю?», а утром просыпался и с новыми силами снова шел на тренировку. Тут, наверное, все зависит от того, как сильно ты любишь баскетбол. Я — очень.
— Скоро заканчивается сезон Единой лиги ВТБ и, о сюрприз, в финале встретятся «Химки» и ЦСКА. Получилось у тебя в этом году следить за выступлением своих коллег из Подмосковья?
— Следил за «Химками» и даже сходил на один матч, который был третьим в серии Казань — «Химки», мы выиграли 20 очков. Но я ожидал, что будет намного интересней, так как в последней, четвертой игре была намного упорней борьба и упорней баскетбол. Когда я попал на матч, было зрелищно, было красиво, но не ощущалось той борьбы, которую хочется видеть.
— В этом году Единая лига ВТБ отмечает 10 лет и организаторы отказались от своей прошлогодней идеи проводить «Финал четырех». Как ты считаешь, какая система все-таки справедливей для завершения чемпионата?
— Почему в NBA играют до четырех побед? Потому что в одном матче может все что угодно произойти, и команды, которые слабее могут выиграть одну игру, им может повезти, у них может «покатить». «Финал четырех» не может показать нам самую сильную команду, действительно чемпионов. Поэтому нужно играть серии даже до трех побед, выяснять отношения в нескольких матчах и доказывать, что ты действительно лучший и не просто одним матчем, а доказывать это систематически.
— Те ребята, которые сейчас выступают в Единой лиге ВТБ, составляют костяк сборной России. Ты так же входишь в состав, однако пока не ясно сможем ли мы увидеть тебя на играх Кубка мира. На данный момент главный тренер еще ждет тебя или уже нет?
— Мы разговаривали с Сергеем Базаревичем, он меня ждет. Я и сам очень хочу поехать, но на сегодняшний день я не могу дать однозначного ответа, еду я или нет, потому что я сам не знаю ответ на этот вопрос.
— Сборная России достаточно сильная команда, но в отличие от других национальных команд у нас много немолодых игроков. Придет время и состав придется практически весь менять. Сейчас у нас нет столько молодых игроков, чтобы закрыть все позиции.
— Я придерживаюсь такого же мнения, что и ты. Хотя есть люди, которые спорят со мной и говорят, что всегда найдутся ребята, которые заменят предыдущее поколение. Да, поставить в команду можно кого угодно, вопрос в качестве этих игроков. Сейчас в сборной одни из самых молодых это Сергей Карасев, Дима Кулагин, ещё не 30-летние старички. Молодых пока, к сожалению, не видно. Может быть я недостаточно времени провожу в России и недостаточно смотрю на молодых ребят, но пока особых талантов не виднеется и не знаю, что с этим делать.
— Как оцениваете шансы нашей сборной относительно других команд, которые попали с нами в одну группу на Кубке мира?
— Все говорят, что группа у сборной России легкая и надо из нее выходить, сетка для нас сложилась удачно. 20 лет назад были сборные, которые хорошо играли, были сборные, которые плохо играли и между ними была целая пропасть. Сегодня есть команды, которые играют лучше и сильнее остальных на голову, но даже между самой сильной и самой слабой командами нет большой разницы. Я не знаю правда, как выглядят азиатские команды, но что касается европейского чемпионата, то пропасти нет и можно между командами мосты выстраивать и по ним переходить. Легко не будет в любом случае и все будет зависеть от того, кто поедет в составе сборной, в каком состоянии и еще много решающих факторов, которые могут сказаться.
— В начале этого сезона тебя очень неожиданно настигла травма, которая посадила тебя на скамейку на весь чемпионат. Что произошло?
— Это даже не травма, а скорее застарелая история. Она не настигла мгновенно, я об этом конечно знал просто ничего с этим долгое время не делал. Знаешь, так накапливается-накапливается и в один момент раз, и выстреливает, как-то так это можно объяснить. Я перенес операцию в этом году, но пока дивидендов так скажем с нее не получил, еще реабилитируюсь.
— Во время чемпионата ты был с командой?
— Я был с командой 24 на 7, на всех играх, выездах и тренировках. Но наблюдать было тяжело, особенно, когда видишь, что можешь помочь ребятам, это, во-первых. И во-вторых, когда ты просто хочешь играть в баскетбол и видишь, как это классно получать адреналин и удовольствие на площадке, но не можешь этого сделать. Сейчас я восстанавливаюсь и у меня есть следующий сезон, так как контракт действующий и команда меня ждет.
— Если сейчас сравнивать, есть ли возможность у российского баскетбола дотянуться до европейского уровня подготовки?
— Что касается нашего баскетбола, если брать в целом, то мы должны признать, что российский чемпионат входит в тройку самых сильнейших в Европе. Но здесь нужно разделять, если брать в общем баскетбол, то у нас сильный чемпионат в стране, а если брать команды по отдельности, то у нас играет очень много легионеров в финалах той же Евролиги. Как мы видели в матче ЦСКА против «Анадолу Эфес» только Никита Курбанов получал время. Бесспорно, даже 10–20–30 секунд они важны для вклада в результат команды, но это явно не то, чего хотели бы сами российские игроки и не то, что помогло бы сборной России в дальнейшем на Чемпионате мира.
Это палка о двух концах, с одной стороны мы такие красивые и чемпионат у нас сильный, с другой стороны — наши ребята особо не получают игрового времени и не могут себя проявить. Я понимаю, что всем нужен результат здесь и сейчас. К сожалению, наша баскетбольная система не устроена, как в Америке и мы не можем позволить себе несколько лет перестраивать команду, приводя молодых игроков и давая им развиваться, чтобы они через 3–4–5 лет показали классный результат. У нас же надо всё и сразу, и поэтому приезжают молодые ребята из-за границы, которые на сегодняшний день просто лучше готовы.
— Есть ли у тебя план, как заканчивать карьеру?
— Я буду играть до тех пор, пока я в какое-нибудь утро не встану с кровати и у меня рассыплются ноги (смеется). Но я надеюсь это произойдет от старости, лет через 10, не раньше. Ну или пока я буду играть в баскетбол и буду получать от этого удовольствие, и мне это не надоест. Но это вряд ли случится когда-нибудь, поэтому я буду играть еще долго и в итоге скорее всего это все упрется просто в здоровье. Но я не очень хотел бы быть баскетбольным управленцем и не хотел бы быть тренером. Как показывает практика, никогда не говори никогда и я не исключаю, что я стану тренером, но это, наверное, самая неблагодарная профессия.
— А может вернешься в Россию?
— Пока такой мысли нет. Я буду стараться оставаться за границей, потому что там самый сильный баскетбол. Тем более я не принимаю решение единолично, моя семья тоже живёт в Америке и нужно учитывать и то, что они хотят. А мой ребенок второй год ходит в американскую школу.
— Ждать ли нам в грядущем сезоне новостей о том, что Тимофей Мозгов вернулся в строй?
— Я очень надеюсь, что да. Вы даже не представляете, как я устал делать всякие упражнения и просто смотреть, как кто-то играет в баскетбол, но не я.
Екатерина Шафиева для Properm.ru