До своего приезда в Пермь Теодор Курентзис уже был известной личностью в музыкальных кругах. Он дирижировал в Новосибирском театре оперы и балета, Московской филармонии, Парижской национальной опере и Большом театре.
10 февраля 2011 года в преддверии первого концерта нового худрука Пермского театра оперы и балета в «Российской газете» выходит первое интервью Теодора Курентзиса. Маэстро рассказывает о своих планах превратить Пермь в место, куда будут приезжать зрители из всех регионов России и Европы.
В этом же году начинаются разговоры о строительстве новой сцены для Пермского театра оперы и балета. Находятся проектировщики.
Этот год запомнился оперой Генри Пёрселла «Королева индейцев», поставленной Теодором Курентзисом и Питером Селларсом. Спектакль, премьера которого состоялась в Пермском театре оперы и балета, впоследствии выиграл в пяти номинациях «Золотой Маски»:
После этого театральные критики называли Пермь местом силы и «центром всего самого интересного, происходящего сейчас в нашем музыкальном театре».
Строительство новой сцены Пермской оперы так и не началось. Губернатор Виктор Басаргин заявляет, что проект слишком дорогой. Строительство здания оценивают в 7 млрд рублей.
В этом году Теодор Курентзис становится гражданином Российской Федерации. Соответствующий приказ 16 апреля подписал Владимир Путин, а паспорт дирижеру 8 мая вручил Виктор Басаргин. В этот день Курентзис и оркестр musicAeterna выступили с премьерой «Зимнего пути» Франца Шуберта в Пермской филармонии.
Однако театральной публике 2014 год запомнится не гражданством худрука, а мировой премьерой современной оперы «Носферату» на Дягилевском фестивале, которая по мнению критиков возродила этот жанр.
Строительство нового здания для Пермского театра оперы и балета все также не началось.
Теодор Курентзис и его коллектив становятся желанными гостями на европейской сцене. В июле хор musicAeterna стал хэдлайнером европейского оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе во Франции, ведущего свою историю с 1948 года. В сентябре пермские музыканты во главе с Курентзисом выступают на другом крупном фестивале музыки и искусств — RUHRtriennale (Германия).
Ежегодно Пермский театр оперы и балета ставит новые рекорды по количеству номинаций на «Золотую Маску». В 2016-м театр был упомянут 26 раз, впрочем, получил в итоге только две премии:
Главным событием этого года становится премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» в постановке режиссера Боба Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Критики называют постановку «самым впечатляющим и бесспорным триумфом отечественного музыкального театра». По итогам года «Травиата» становится лауретом российских и мировых премий, в том числе получает три «Золотые Маски»:
Тем временем, вопрос строительства новой сцены продолжает обсуждаться. На горизонте появляется идея строительства здания на Разгуляее по проекту театра, строящегося в Верхней Пышме.
Пермский театр оперы и балета под руководством Курентзиса становится «флагманом» среди российских театров. На сцене театра все чаще появляются звезды мирового уровня. На закрытии Дягилевского фестиваля в 2017-м на премьере Балетов Стравинского танцевали прима-балерина Мариинки и Американского театра балета Диана Вишнёва и прима-балерина Лондонского Королевского балета Наталья Осипова. Тогда, чтобы увидеть их выступление, в Пермь прилетал миллиардер Роман Абрамович.
В этом же году Курентзис с пермскими музыкантами покорил Зальцбургский фестиваль — один из крупнейших и престижных музыкально-театральных форумов. До коллектива musicAeterna ни один российский оркестр и хор не открывал фестиваль в Зальцбурге.
Спустя годы обсуждений и обещаний новую сцену театр так и не получает. Теодор Курентзис официально заявляет, что покинет Пермскую оперу, если региональные власти не исполнят свои обещания.
Коллектив Теодора Курентзиса musicAeterna регулярно появляется в номинациях лучших международных премий. В 2018 году хор musicAeterna официально был назван лучшим хором мира, став лауреатом премии International Opera Awards — «оперного Оскара». Также работа дирижера и его музыкантов отмечается критикам крупных мировых изданий: BBC Music Magazine, Der Spiegel, Forbes, а The Times выпускает с ним интервью.
В этом же году публика Пермского театра оперы и балета увидела ораторию Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Впоследствии постановка получит две «Золотые Маски», будет признана «Событием года» по версии жюри российской оперной премии CASTA DIVA (в 2016 году в этой номинации побеждала пермская «Травиата») и войдет в ТОП-20 главных театральных событий по версии «Афиша Daily».
Теодора Курентзиса в театре видят все реже из-за мировых гастролей. За весь сезон в Перми не состоялось ни одной громкой премьеры с его участием, несмотря на Год театров в России. Однако выступления дирижера на сцене театра все-таки проходили. Маэстро все больше внимания уделяет своему коллективу musicAeterna, а отношения между Теодором Курентзисом и краевыми властями становятся более напряженным.
Несмотря на начатое проектирование новой сцены, маэстро принимает решение покинуть Пермский театр оперы и балета и переехать в Санкт-Петербург. По одной из версий это связано с тем, что маэстро не готов работать с Владимиром Кехманом, который якобы займется строительством новой сцены.
Курентзис пишет прощальные письмо, дает интервью Ксении Собчак, в котором критикует губернатора Максима Решетникова и оглашает условия, при которых он готов заниматься «Дягилевским фестивалем». При этом сам фестиваль наполовину (а может и больше) переезжает во Францию.
С осени 2019 года коллектив musicAeterna становится резидентом театра, а с 2021 года Теодор Курентзис собирается проводить ежегодный «Дягилевский фестиваль» на сцене парижского театра Шатле, где 110 лет назад состоялась премьера знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Предполагается, что в Париже будет вторая площадка фестиваля. Но ради чего европейский зритель поедет в Пермский театр оперы и балета (площадку №1), которому принадлежит право на товарный знак «Дягилевского фестиваля», если Курентзис и musicAeterna будут в Париже?