Posted 8 ноября 2019, 03:01
Published 8 ноября 2019, 03:01
Modified 2 марта 2023, 14:31
Updated 2 марта 2023, 14:31
После ухода из нашего аэропорта «Люфтганзы» и «Чешских авиалиний» Пермь осталась без прямых рейсов в Европу. Кризис и плохой аэропорт делали наш город неинтересным направлением. Открытие нового аэровокзального комплекса несколько смягчило ситуацию. К тому же новый комплекс надо загружать пассажирами. В прямых полетах в европейский аэрохаб нуждаются пермские бизнесмены, да и туристы, конечно, не могут быть против. В любом случае, краевые власти искали партнера по осуществлению такого проекта. И наконец, в июне 2019 года на Instagram-конференции губернатор Максим Решетников сообщил радостную новость.
Всё пошло хорошо. 20 июня 2019 года региональное министерство транспорта, «Уральские авиалинии» и аэропорт «Пермь» подписали трехстороннее соглашение об открытии международного регулярного авиарейса «Пермь-Прага». А 18 сентября состоялся первый полет. С этого времени и как минимум до конца следующего года самолеты будут курсировать по этому направлению два раза в неделю, по средам и субботам.
Одно из ключевых слов в организации этого рейса — «субсидированный». Это означает, что региональный бюджет доплачивает исполнителю, то есть авиакомпании, чтобы перелеты не оказались для нее убыточными. Как сообщала пресс-служба администрации губернатора, на субсидирование рейсов в Прагу и обратно в бюджете Пермского края было предусмотрено 44,6 млн рублей в 2019 году и 149,76 млн в 2020 году.
Специально для этой истории 23 августа в «Правила предоставления субсидий из бюджета Пермского края авиаперевозчикам» внесли изменения. До этого момента субсидировать международные рейсы у нас нельзя было совсем, только внутренние. Ну и определили параметры этой самой субсидии.
Обратите внимание на последнюю цифру — 1 млн 440 тыс. рублей за один парный рейс. Именно на такую сумму, судя по всему, договорилось региональное правительство и авиакомпания. Если эту цифру умножить на два рейса в неделю и количество недель, то в итоге мы и получим заявленные властями региона 149,76 млн рублей в год.
Эта сумма почти вдвое больше, чем все остальные региональные субсидии на внутрироссйские перевозки вместе взятые. На начало 2019 года все дотации по этой программе составляли 87 млн рублей. На 2020 год, исходя из планового бюджета, эта сумма вырастет до 280 млн рублей.
Согласно данным с сайта «Уральских авиалиний» пассажиров на наших рейсах перевозят лайнеры А-319 с заполняемостью в 150 мест. То есть даже если на рейсы не будет куплено ни одного билета, авиакомпания все равно получит за круговой полет по 9,6 тыс. рублей с места, что сравнимо ценой на подобные перелеты для лоукостеров (например из Перми в Братиславу с пересадкой можно слетать туда-обратно за 12 тыс. рублей).
При этом «Уральские авиалинии» продают билеты по обычным ценам. Сейчас самый недорогой круговой билет Пермь-Прага-Пермь обойдется примерно в 22 тыс. рублей, а в декабре — в 27 тыс. рублей.
Дело в том, что никаких предельных цен или особых скидок региональное правительство в правилах субсидий не прописало. Для внутрироссийских рейсов такие варианты есть, а вот для международных размер доплаты авиакомпании определяется по формуле «расходы минус доходы».
Грубо говоря, возмещение расходов авиакомпания получает всегда и имеет шанс заработать сверху. Для чиновников ситуация тоже удобная: чем больше заплатят за билеты граждане, тем меньше заплатит бюджет.
Поэтому никаких «специальных» цен на полёты Пермь-Прага-Пермь субсидирующим из своих налогов этот маршрут жителям и гостям Прикамья ждать не стоит (конечно, кроме возможных специальных распродаж авиакомпании). Будем платить по рыночным ценам. Вопрос: «раскрутится» ли этот маршрут за два года, как предполагает губернатор Максим Решетников, и откажутся ли потом от субсидий?» остается открытым.
Олег Русских для Properm.ru