Posted 22 ноября 2019,, 08:54

Published 22 ноября 2019,, 08:54

Modified 2 марта 2023,, 14:28

Updated 2 марта 2023,, 14:28

«Львёнок» король закупок. Как мэрия Перми сознательно потеряла 88 миллионов рублей на трамвайной сделке

22 ноября 2019, 08:54
История со срочной пробной закупкой новых трамваев для Перми с самого начала издавала «странный» запах. Не самим своим фактом, поскольку развитие трамвая в городе можно только приветствовать, как и обновление подвижного состава. А именно необоснованной спешкой и неимоверным рвением при ее осуществлении. Вопросы вызвал и аукцион по закупке, а его результат и вовсе удивляет. Обычные одновагонные трамваи Пермь купит по цене на треть выше, чем другие российские города. Потери бюджета на этой сделке могут составить, по подсчётам Properm.ru, примерно 88 миллионов рублей.

Трамваи которые мы не выбирали

То что трамвайный парк Перми нуждается в модернизации, понятно давно. Сейчас ежедневно в город на линии выходят 83 вагона и их средний возраст около 18 лет. В прошлом году краевые власти предложили городу активизировать работу в этом направлении, пообещав софинансирование. Правительство края даже подписало предварительное соглашение с «ПК «Транспортные системы» о намерении приобрести 25 низкопольных вагонов 71–911 М за 900 млн рублей (запомните и эту компанию и эту цифру). Первые четкие сигналы о скорой закупке трамваев появились в конце июля 2019 года. Тогда администрация города сообщила об общих планах купить 35 вагонов общей стоимостью в 1,1 млрд рублей. Предполагалось закупить в 2019 году семь трамваев за 280 млн рублей (запомните и эти цифры), естественно через аукцион и уже тогда в июле, эксперты прогнозировали жесткую конкуренцию.

Всё изменилось в октябре. Прежде всего, параметры пробной закупки. Об изменении планов стало известно после 1 октября, когда у губернатора Максима Решетникова прошло совещание по развитию транспортной отрасли. Официально изменения озвучила куратор транспортной отрасли Перми Людмила Гаджиева на заседании городской думы. В своем докладе она сообщила, что городские власти планируют в 2020 году приобрести 21 трамвай, часть из них будут трехсекционными. На резонный вопрос депутатов, а зачем нам большие трехсекционные составы, вице-мэр пояснила, что длинные трамваи будут предназначены для будущих путей вдоль Камы. Пробную закупку из восьми обычных вагонов и одного трехсекционного (который пойдёт от Перми 2 до Висима по Петропавловской) власти планировали провести в 2019 году. «По работе этих трамваев мы посмотрим, как они двигаются по маршрутам. В депо стоять не будут», — сказала замглавы города.

Через неделю после доклада, город объявил электронный аукцион. Начальная максимальная цена (она не изменилась по результатам торгов) составила впечатляющие 462 млн рублей. Восемь одновагонников по 44,3 млн и один трехсекционный за 108,3 млн рублей. Давайте здесь приостановимся, и подведем некие промежуточные итоги. Обратите внимание, что с каждым следующим заявлением чиновников растет средняя расчетная цена одновагонного трамвая. В 2018 году — 36 млн рублей за штуку, в июле 2019 — 40 млн, и наконец в объявленном аукционе 44,3 млн рублей.

Почему это дорого?

Если очень просто — то по такой цене трамваи в России не покупают. Вот список закупок городов страны за последние три года у победителя нашего аукциона «ПК «Транспортные системы» одновагонных трамваев 71–911Е и 71–911ЕМ «Львенок». Верхняя строка таблицы — пермская, далее закупки другими городами.

Собственно самый наглядный пример мы видим прямо в следующей строке. Буквально пять месяцев назад власти Улан-Удэ закупили 15 «львят» за 498 млн рублей. То есть, за 33,2 млн за штуку. Разница с пермской ценой 11 млн, ровно треть не в нашу пользу. Дополнительно отметим, улан-удинская закупка проводилась за счет федерального бюджета.

Контракты на поставку трамваев с «ПК «Транспортные системы» по данным сайта госзакупок

Место закупки Модель Количество Цена за один трамвай (млн рублей) Сумма контракта (млн рублей) Год заключения контракта
Пермь 71–911ЕМ «Львенок» 8 44,3 462,3 2019 (планируется)
Улан-Удэ 71–911ЕМ «Львенок» 15 33,2 498,1 2019
Ростов-на-Дону 71–911Е 16 32,8 524,8 2016
Ростов-на-Дону 71–911Е 1 25 25 2017
Ростов-на-Дону 71–911Е 13 32,8 426,4 2017

Если посмотреть данные этих закупок, то Пермь переплатит примерно по 11 млн за каждый одновагонный трамвай. В целом потери по сравнению с закупками других регионов можно оценить в 88 млн рублей.

Почему так произошло? Для этого надо внимательно посмотреть на условия закупки, которую объявила администрация Перми.

Искусство дорогих закупок

В России сейчас три производителя трамваев. Это московский «ПК «Транспортные системы» (входит в «Трансмашхолдинг»), екатеринбургский «Уралтрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод» корпорации «Ростех») и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Продукция последнего нам хорошо известна, но по ряду объективных обстоятельств это предприятие вряд ли могло бы сейчас претендовать на пермский контракт. Есть еще два производителя в Белоруссии: ОАО «Белкоммунмаш» и «Штадлер Минск».

Фаворитами пермского аукциона по низкопольности, доступности комплектующих, ремонтной базы и других параметров могли считаться москвичи и свердловчане. В комментариях «Коммерсанту» 12 июля 2019 года заместитель гендиректора УВЗ по коммуникациям Дмитрий Калениченко пояснял, «что «Уралтрансмашу», безусловно, интересно участие в любых конкурсах. Представитель холдинга уверен, что продукция свердловского предприятия окажется конкурентоспособной: из-за стопроцентной низкопольности, инновационной тележки и широкого прохода над ней, а также из-за использования исключительно отечественных компонентов, что сказывается на цене вагона».

В числе заявившихся на аукцион «Уралтрансмаша» не оказалось. И вообще, кроме победителя ПК «Транспортные системы» на торги пришел только один нам неизвестный, но очень странный участник. Он, судя по протоколам умудрился в заявке не указать никаких данных техники, которую желал бы продать и разумно получил отказ. Это вполне могла быть некая фирма- посредник, которых бывает много на любых аукционах. Либо спойлер, зашедший только для того чтобы сняться и обеспечить аукциону легитимность. Ни один, подчеркиваем, производитель России и Белоруссии кроме победителя в торгах не участвовал. Получается, что контракт на сотни миллионов рублей никого не заинтересовал.

В контракт изначально заведены несколько критериев, отсекающих участников. Первый — 100% низкопольность. Второй — срок поставки. Аукцион проходит в середине ноября, а уже 15 декабря, то есть через месяц один односекционный и один трехсекционный трамваи должны быть поставлены в Пермь. Месяц для заводов, чей производственный цикл и планы измеряются длительными сроками — это очень мало. Надо учесть, что трехсекционные трамваи не делаются постоянными и большими сериями. То есть, выиграть аукцион мог только тот, у кого либо склады затоварены, либо готовность к нему стопроцентная. Третий критерий — комплексность закупки. То есть обычные вагоны и длинный трехсекционный состав в одном аукционе. И вишенка на торте: трехсекционный трамвай должен быть обязательно восьмиосным.

Эти позиции в первую очередь пытался оспорить «Уралтрансмаш», подавая жалобу в УФАС. В жалобе предприятие указало, что описание объекта закупки полностью соответствуют трамваям только одного производителя на территории Таможенного союза — ООО «ПК «Транспортные системы». «Уралтрансмаш» делает трехсекционные трамваи, но шестиосные, зато готово поставить обычные вагоны. В свою очередь компания «Штадлер Минск» (единственная, кроме «Транспортных систем») делает восьмиосные трехсекционные составы, но не производит обычные короткие вагоны. Кроме того, по мнению заявителя организатор закупки не обосновал, в связи с чем объединил в один лот поставку разных вагонов.

УФАС рассмотрел жалобу и признал ее необоснованной. Суть ответа сводится к тому, что свердловское предприятие вполне могло бы купить недостающий трамвай на стороне, у того же «Штадлера» и у тех же «Транспортных систем» и участвовать в аукционе спокойно. А значит ограничения конкуренции нет. И все по закону. Специалисты УФАС не нашли нарушения закона в аукционе и его результаты действительны.

Фактор скорости

Есть еще один момент, который вызывает вопрос по этой закупке, и который мог бы повлиять на качество аукционной документации. Это скорость и даже поспешность, с которой все было оформлено. Инициатива — всего четыре месяца назад. Окончательное определение планов, причем с резким их изменением, предположительно после совещания у Максима Решетникова 1 октября. И внимание, менее чем за месяц проводится вся подготовительная работа, разрабатывается вся аукционная документация и уже 28 октября объявлен аукцион. Для неспешной пермской мэрии это фантастические сроки. Плюс, как мы уже говорили, срочность поставок.

И еще одна деталь. Как известно, сейчас госкорпорацией развития России ВЭБ.РФ разрабатывается гигантская программа модернизации общественного транспорта в городах страны. В неё предварительно и потенциально входит Пермь. Город может получить от корпорации до 30 млрд рублей на обновление подвижного состава. Сейчас между мэрией и корпорацией под давлением и контролем депутатов идет обмен документацией и данными об участии в проекте. Вопрос: зачем было спешить с трамвайной закупкой, да еще по столь высокой цене, да еще столь странно сделанной.

Впрочем, на эти вопросы отвечать не нам. Мы можем только констатировать, что из-за тонкостей составления аукционной документации, бюджет Перми потратит на закупку трамваев 462 млн рублей, а судя по закупкам других регионов, этот же комплект транспорта мог бы обойтись городской казне примерно в 374 млн рублей. Безусловно выигравшими в этом процессе стоит признать «ПК «Транспортные системы», безусловно проигравшими — бюджет города, а значит всех жителей Перми. Просим контрольные ограны обратить внимание на факты изложенные в этой публикации.

Олег Русских для Properm.ru

"