Posted 6 февраля 2020,, 04:40

Published 6 февраля 2020,, 04:40

Modified 29 мая 2023,, 09:12

Updated 29 мая 2023,, 09:12

Коммунальная коммиссионка. Теперь при платежах за услуги ЖКХ банк может взять проценты

6 февраля 2020, 04:40
Олег Русских
В начале этого года цены на услуги ЖКХ за редким исключением не выросли, все новые повышения состоятся в июле. Но у вас все равно есть шанс заплатить больше. Некоторые банки стали брать комиссию за оплату таких услуг. При этом, большинство крупных пермских коммунальщиков имеют свои собственные платежные сервисы, где по-прежнему можно отправлять платежи без комиссии. В худшую сторону отличились только Фонд капремонта и мусорный оператор «Теплоэнерго».

Пару недель назад с новым явлением столкнулся автор этой публикации. Традиционные ежемесячные платежи через Сбербанк-Онлайн за воду, тепло, капремонт стали отличаться от предыдущих новой строчкой «комиссия банка» и дополнительной суммой к платежу.

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление правительства России №1164, согласно которому напрямую запрещено включать комиссионные платежи в тарифы ЖКХ. Сответственно, раньше проценты за работу банка входили в текущую плату. Теперь нет. А далее банки и другие платежные сервисы были вольны поступать по своему желанию: вводить или не вводить такие комиссионные платежи или вводить их за отдельные способы платежей. «Народный» Сбербанк сформировал линейку комиссий за платежи компаниям, у которых нет отдельного и особого договора с банком (а напомним, «федеральное законодательство напрямую запретило включать комиссионные платежи в тарифы ЖКХ»). По линейке Сбера заплатить придется от 1% до 3% в зависимости от способа оплаты.

То есть своей гигантской распространённостью и положением, которое некоторые могли бы назвать «монопольным», самый крупный банк страны пользуется по полной. Возможно, введение комиссий не коснется людей, где все платежи за ЖКУ делаются через единые квитанции ТСЖ или УК, но в тех случаях, когда за воду, тепло, вывоз мусора и так далее приходят отдельные прямые счета, надо искать другие варианты платежа, ибо пользование «Сбербанком» автоматически означает рост итоговой суммы.

Другие банки, менее крупные, но более гибкие, к вопросу введения комиссии за коммунальные платежи подошли по-другому. Кто-то вообще не стал их вводить, кто-то ограничился введением комиссии, когда человек платит наличными в офисе, а онлайн услуги оставили бесплатными. Вполне типичный пример — банк «Открытие».

Михаил Щипков, управляющий директор управления транзакционного бизнеса банка:— Всем клиентам банка «Открытие» вне зависимости от региона доступны услуги ЖКХ через дистанционные каналы без комиссии. Это стратегическое решение, направленное на повышение лояльности клиентов банка. Для клиентов, оплачивающих услуги в офисах, существует комиссия от 0,5% до 1% от суммы платежа, это связано с более высокими издержками на прием платежей в этом канале.

Крупнейшие коммунальные операторы Перми по-разному подошли к взаимодействию с потребителями и приёму платежей. Есть варианты собственных сервисов, есть договоренности с партнерами, есть, к сожалению, и варианты, когда сделано очень мало.

Личные кабинеты и платежные сервисы реализованы у «Пермэнергосбыта» и «Новогора». Процедура у обоих операторов похожа. Нужно зарегистрироваться на сайте, введя номера личных счетов и личные данные, включая телефон и электронную почту. Личный кабинет дает возможность передавать показания счетчиков, отслеживать начисления, задолженности и платить по счетам. Через них же можно связываться с представителями компаний, решать спорные вопросы. Кроме того, на сайте «Пермэнергосбыта» есть возможность просто заплатить без процедур регистрации.

Официально, «Новогор-Прикамье» гарантирует оплату без комиссии в двух случаях: на своем сайте или в пунктах обслуживания. Точно такую же систему гарантирует и «Пермэнергосбыт» . Кроме этого компания предупреждает потребителей: «если квитанция «Пермэнергосбыт» содержит начисления по другим услугам (например, теплу или горячей воде), комиссию за эту часть начислений, возможно, придется заплатить при любой форме оплаты, включая личный кабинет и офисы нашей компании. Ведь в данном случае «Пермэнергосбыт» является не поставщиком услуги, а лишь агентом по расчетам, выставлению квитанций и сбору платежей».

На вопрос, в курсе ли компания, какие конкретно банки и сервисы ввели комиссии за оплату услуг, пресс-секретарь «Пермэнергосбыта» Дмитрий Торбеев пояснил, что компания не имеет возможности отслеживать политику всех платежных сервисов в этом вопросе, а решение о введении или отмене комиссий — это внутреннее решение организаций и может меняться.

Пермский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» не имеет собственного онлайн сервиса для оплаты счетов. По официальному заявлению пресс-службы организации: «без комиссии оплатить квитанции возможно в кассах и через сайты расчетно-кассовых центров — ОАО «КРЦ-Прикамье», АО ВЦ «Инкомус» и ПАО «Пермэнергосбыт». Информация о способах оплаты, контактная информация расчетно-кассовых центров (номера телефонов и сайты) указаны на квитанциях».

Хуже в этих вопросах дела обстоят у компаний с государственным участием. Региональный фонд капремонта не имеет собственного сервиса для приема платежей. На странице фонда в разделе «Оплата взносов» первая же из партнерских ссылок ведет на сервис «Центральной кассы», где за платежи берут 1,5%. Если следовать официальной информации, то без комиссии можно заплатить только в общий счет фонда (спецсчета оплачиваются по тарифам банков) и только через «Газпромбанк» или «Почту России». Подобный подход государственной организации к работе с потребителями и заботе о платежной дисциплине выглядит, мягко говоря, странно.

Региональный мусорный оператор «Теплоэнерго» не говорит ни слова о вопросах оплаты на своем ресурсе. Дело в том, что все вопросы платежей организация не решает сама, функции переданы контрольно-расчетному центру «Прикамье». И для того, чтобы понять, как заплатить без комиссий за вывоз мусора, надо обращаться туда. У КРЦ есть и онлайн, и офлайн инфраструктура, чтобы принять ваши деньги без комиссии.

Вообще, конечно, для потребителя, которому по каждому виду ЖКУ приносят отдельную платежку добавилась отдельная проблема. Либо платишь проценты, либо заводишь отдельные аккаунты на сайтах операторов. В общем, как обычно ТСЖ нам в помощь.

Есть правда нюанс, не прошло и месяца, как федеральные власти, и депутаты в первую очередь столкнулись с валом обращений и народным недовольством. Судя по анализу, люди совершенно не готовы разбираться в каких-то там дополнительных сервисах по платежам, они просто восприняли введение комиссий как скрытое повышение тарифов на ЖКХ. В результате уже 20 января лидеры «Единой России» сообщили, что внесли в Госдуму соответствующий законопроект. «Справедливая Россия» и «ЛДПР» инициативу уже поддержали. Так что скорее всего банковские комиссии при платежах за ЖКХ продержатся в нынешнем виде недолго. А пока придется крутиться.

"