Posted 18 февраля 2020, 03:00
Published 18 февраля 2020, 03:00
Modified 29 мая, 08:43
Updated 29 мая, 08:43
Первые записи о появлении такси в Перми (тогда Молотов) датированы летом 1939 года. В город поступают первые пять пассажирских такси ГАЗ-М1 («Эмки») и уже 18 июня четыре из них выходят на работу. Первыми стоянками такси была площадь у станции Пермь-2 и площадь Оргкомитета (перекресток улиц Ленина и Сибирской). Также была одна стоянка в Мотовилихе, точное место неизвестно. В пределах города за один километр поездки на ГАЗ-М1 нужно было заплатить 1 рубль 40 копеек. Например, чтобы доехать от вокзала Пермь-2 (ул. Ленина, 89) до театра оперы и балета на «Эмке» пришлось бы заплатить 5 рублей 74 копейки. Для понимания, работник завода в то время получал порядка 200 рублей в месяц.
Следующие значимые изменения в истории пермского такси произошло уже после Великой Отечественной войны. 2 декабря 1948 года Исполком Молотовского городского Совета депутатов трудящихся принимает решение об утверждении тарифа для легковых такси. Для всех автомобилей устанавливается цена 2 рубля за километр пути днем и 3 рубля ночью (с 24:00 до 7:00). Также этим документом утверждается время бесплатного ожидания пассажира — 3 минуты, и размер оплаты за простой такси — 50 копеек за каждую минуту и 1 рубль после 10 минут ожидания.
Спустя восемь лет, в 1956 году, молотовский исполком утверждает правила пользования легковыми такси в городе. Например, занимать такси разрешалось только в порядке живой очереди. Право воспользоваться услугой не соблюдая общий порядок было только у пострадавших в несчастном случае, беременных женщин, пассажиров с детьми дошкольного возраста и у людей с явными признаками инвалидности.
Автопарк такси уже обновился. На смену стареньким ГАЗ-М1 приходит легендарная «Победа» (ГАЗ-М20) и ЗИМ (ГАЗ-12). За поездку на «Победе» утверждается тариф 1 рубль 50 копеек за километр пути, на ЗИМе — 2 рубля. При этом уехать на такси куда угодно было нельзя. Радиус маршрутов ограничивался 50 км от центра города — здания Главпочтамта (ул. Ленина, 28). Чтобы уехать дальше нужно было получать разрешение в Управлении пассажирского автотранспорта. Кроме этого, правила 1956 году затрагивают этическую составляющую. Утверждаются правила, которым обязан следовать шофер такси. Он должен быть вежливым, опрятно одетым, сообщать по просьбе пассажира свою фамилию, служебный номер, а также адрес и телефон таксопарка, в котором работает.
Также знаковым для истории городского такси также можно назвать 1972 год, когда на работу начинают привлекать первых женщин-водителей. В это время городской таксопарк пополняется «Москвичами» 408-й модели.
В 1987 году в пермской службе такси появляются первые признаки рыночной экономики. Исполнительный комитет уже Пермского городского совета народных депутатов по предложение Пермавтотранса принимает решение о найме 50 водителей с собственными автомобилям. Это делается «в целях удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах».
Согласно положению о проведении эксперимента, первых наемные водители могли выходить на линию в свободное от основной работы время и могу перевозить пассажиров на больше четырех часов по будням или восьми по выходным. За каждый час работы участники эксперимента платили 1 рубль за время нахождения на линии и 30 копеек на содержание обслуживающего персонала.
Также документом утверждались требования к кандидатам в водители такси и их автомобилям. Шофер должен был иметь стаж не менее трех лет, не лишаться водительских прав и не попадать в аварии за последние три года. А пробег его автомобиля не должен превышать 100 тыс. км., у него должно быть четыре или пять дверей, работающий спидометр и пройденный ежегодный технический осмотр. В это время большую часть автопарка Перми составляют «Волги», которые будут работать и в 90-е годы.
После распада СССР городской транспорт как и такси приходит в упадок. Об этом в своем отчете «О работе автомобильного пассажирского транспорта области в 1992 году» рассказывает председатель Пермского областного Совета народных депутатов Михаил Быстрянцев.
О тяжелом финансовом положении отрасли говорят и решения Пермского городского Совета народных депутатов. 8 июня 1993 года они устанавливают тариф за заказ такси по телефону без учета его подачи в размере 250 рублей. За километраж нужно было платить отдельно, каким был тариф — неизвестно. Спустя пять месяцев, в ноябре 1993 года, депутаты принимают еще одно решение — стоимость такси увеличили до 1 тыс. рублей. Это объясняется увеличением затрат по обслуживанию комплекса заказа такси и центральной диспетчерской службы.
В конце 90-х советские предприятия прекратили свое существование, войдя в ООО «ПермавтоГАЗсервис», образованное в 1992 году и имевшее к тому времени небольшой собственный таксопарк. Компания превратилась в самого крупного и единственного оператора рынка. Второй пермской компанией, у которой был свой автопарк — более 50 автомобилей, стало «Народное такси». Со временем служб такси становится все больше. Они работают по принципу, что уже был опробован в советский период — каждый водитель на личном авто.
Со времен 90-х и начала 2000-х годов произошел значительный экономический подъем, купить автомобиль стало проще и возможность работать в такси появилась у многих. Сейчас в Пермском крае услуги такси официально оказывает около 6 тыс. машин. При этом часть рынка остается в тени, чтобы исправить ситуацию органы власти и сами участники рынка стараются наблюдать за происходящим гораздо пристальней.
Также в ноябре 2019 года между правительством Пермского края и тремя крупными агрегаторами такси, в том числе Ситимобил, было подписано соглашение об информационном взаимодействии. Согласно документу, информационные сервисы еженедельно проверяют наличие разрешений на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, которым сервис передает заказы. В случае отсутствия разрешения на работу, доступ к информационному сервису такого водителя прекращается.
Логика подписания такого документа объясняется тем, что сегодня практически все таксопарки и водители-частники предпочитают сотрудничать с известными для россиян сервисами такси как Ситимобил. И это понятно: пассажиры получают услуг по доступной цене, гарантированное качество, службу поддержки и удобное приложение для смартфона, а водители стабильный поток заказов.
Чтобы пользоваться услугами Ситимобил было комфортно, компанией разработана система правил и сервисных стандартов. Например:
И, разумеется, агрегатор выставляет высокие стандарты для таксопарка. Например, в Перми на заказах категории «Комфорт» чаще всего работают автомобили Kia Rio 2014 года выпуска.
Также компания регулярно проводит фотоконтроль вне зависимости от того, есть на машине фирменная оклейка Ситимобил или нет. При этом в отчет загружаются не просто фотографии общего вида автомобиля, но и салона (сзади и спереди), стороны пассажира и открытого багажника. Есть пропустить несколько таких сеансов — автомобиль и доступ водителя к сервису просто блокируется. Кроме этого, большое значение имеет рейтинг водителя. От его уровня зависит количество и качество заказов, а если рейтинг опускается ниже оценки 4.6, то аккаунт водителя блокируется (сначала временно, потом — навсегда).
В будущем требования к водителям такси будут меняться и ужесточаться, следовательно пермяки будут получать более качественный сервис. Сейчас Минтрансом РФ разрабатывается пакет документов, которые запретят работать в такси гражданам с судимостью. Соответствующие поправки планируется внести в Трудовой кодекс РФ, а также ряд других законов. Нормы, усиливающие требования к таксистам, могут быть внесены в правительство страны в июле этого года. Кроме этого правительство России уже внесло в Госдуму законопроект об ужесточении административной ответственности на рынке пассажирских перевозок. Также в ближайшие месяцы региональный закон о регулировании такси должны принять в Пермском крае.