Posted 25 февраля 2020,, 06:00

Published 25 февраля 2020,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 16:15

Updated 2 марта 2023,, 16:15

Прикамье попало в лидеры роста цен на топливо по стране. Чего нам ждать дальше?

25 февраля 2020, 06:00
Главный водительский миф нашего города: «В Перми и крае самый дорогой бензин». Однако, федеральная аналитика показывает, что это не так. Пермский край среди других регионов страны традиционно занимает места в середине рейтингов: 36-е место по доступности и 25-е по цене в абсолютных цифрах. Но край попал в топ-10 регионов где топливо дорожало сильнее всего.
Сюжет
Бензин

Регионы с самым доступным бензином рассчитало агентство РИА Рейтинг, опираясь на данные Росстата. Пермский край занял в списке 36 место из 85 субъектов федерации. Для расчета доступности эксперты использовали данные о средней заработной плате и стоимости одного литра бензина.

То есть рейтинг строится на основе ранжирования регионов по объему бензина АИ-92, который может приобрести житель того или иного субъекта Федерации на среднюю в регионе заработную плату. Этот показатель, определялся путем деления среднемесячной зарплаты в регионе за вычетом НДФЛ за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года на региональную цену бензина по состоянию на середину января 2020 года.

Что становиться ясно из этой таблицы? Больше всего бензина на среднемесячную зарплату в начале 2020 года можно купить на Крайнем Севере, в Москве и Санкт-Петербурге, меньше всего — в республиках Северного Кавказа. Пермский край опять же где-то посредине. У нас 36-ая позиция по доступности топлива. Среднестатистический пермяк на свою зарплату может купить 771 литр бензина марки АИ-92. Отметим так же, что с средняя зарплата в Прикамье по Росстату составила в 2019 году 38 тысяч в месяц.

Если отталкиваться от стоимости бензина, то, согласно данным РИА Рейтинг, у нас 25 место — 42,92 рубля за марку АИ-92. Разброс цен на автомобильное топливо в российских регионах — от 39,97 рубля за литр в Челябинской области до 56 рублей за литр на Чукотке. Так что мы, в принципе, ближе к дешевым ценам, чем к высоким. Правда, среди регионов ПФО Пермский край по дороговизне бензина находится на третьем месте. Дороже только в Кирове и Волгограде. Свердловская область рядом, а вот в Челябинске на три рубля дешевле. Это уже ощутимо.

В целом и общем динамика розничных цен на бензин в России с начала текущего года оставалась в пределах инфляции. Но Пермский край попал в топ-10 регионов, где топливо дорожало сильнее. Выше цены выросли только в девяти регионах. В среднем по России цена бензина АИ-92 с января 2019-го по январь 2020-го выросла на 1,3%. При этом в 13 регионах средние цены на бензин за этот период снизились, наиболее существенно — почти на шесть процентов — в Крыму и Севастополе. В Пермском крае индекс роста составил 2.9 п.п.

Откуда же берутся такие цифры и насколько они справедливы? Ценообразование бензина дело тонкое. И не только у нас в стране. Самое дешевое топливо продавали в Венесуэле — всего 2 цента США за литр. Правда, этот социализм уже закончился. А вот в Европе самое дорогое топливо в Норвегии. Обе эти страны сами добывают нефть и являются активными игроками на мировом рынке энергоресурсов. То есть, по идее, цена должна быть невысокой. Но рыночная стоимость горючего формируется не только из-за добычи, а исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Вроде все просто, если следовать схеме. Но, опять же есть нюансы.

У нас в стране цена топлива во многом зависит от величины налогов, расхода средств на производство, прибыли нефтеперерабатывающих заводов, владельцев заправок. Специалисты считают, что стоимость нефти составляет лишь около 7% цены бензина, которую за него платит потребитель, заливая в бак машины. А вот разного вида налоги, акцизы, НДС влияют на величину 60% стоимости литра автомобильного топлива в РФ. И это не чисто российский феномен, а общемировая практика. Так, в США налоговая составляющая стоимости бензина — 50%.

И это как-то, пусть и с оговорками, понятно. А вот разница цен в регионах страны это уже интереснее и загадочнее. Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в разговоре с ТАСС отметил, что ситуация с ценами на топливо в регионах в большинстве случаев зависит не столько от количества АЗС, принадлежащих той или иной компании, их доли на рынке, а от логистических факторов — удаленности от НПЗ, наличия или отсутствия емкостей для хранения нефтепродуктов. «Очевидно, что затраты на доставку топлива в регион могут составлять значительную долю в цене литра бензина на АЗС. Тут важно, чтобы поставки на региональный рынок велись с ближайших НПЗ», — пояснил Танкаев. Но в то же время простая формула — добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка действует не всегда.

Был в Прикамье лет десять назад один интересный случай. В арбитражном суде Пермского края дискутировали компания «ЛУКОЙЛ» и молодой руководитель регионального УФАС Дмитрий Махонин. Речь в пылу спора зашла и о цене на бензин. «Почему вы в Екатеринбурге продаете бензин дешевле чем дома? — спрашивал антимонопольщик. — Ведь туда продукт нужно вести, складировать, платить за дорогу и логистику?» «Так ведь там конкуренция, приходиться!» — отвечали нефтяники. Просто? Не совсем. В то время в Екатеринбурге практически не было лукойловских заправок. Компания еще только заходила на новый для себя рынок и демпинговала, формируя пул постоянных клиентов. Сейчас в соседнем городе у лукойловцев солидные позиции и разница в цене уже не заметна (или не сильно заметна).

В общем факторов много, но учитывают их, безусловно, люди, которые и принимают решение, какая цена бензина будет в том или ином регионе. Не сделаем открытия, что ценовая политика определяется в центральных офисах компаний. Региональные отделения могут направлять какие-то данные или, если попросят, рекомендации. На своей территории они могут варьировать цену в лучшем случае в десятки копеек. Такая схема сложилась с начала рынка и пока больших изменений в ней не видно.

В частности об этом заявил еще на полях Петербургского международного экономического форума министр энергетики России Александр Новак. По его мнению это стало возможно благодаря введению с 1 января нового механизма компенсаций нефтяным компаниям — так называемого демпфера. Суть его в том, что нефтяникам компенсируют разницу между доходами от продажи топлива на внутреннем рынке и потенциальным доходом от экспорта этого топлива за рубеж. Главное условие демпфера — не повышать цены на топливо выше 10% стоимости, установленной государством. В целом же называется цифра повышения за год 3,8%.Будет ли дорожать бензин в году грядущем? Общий тренд в том, что проблемы между государством и нефтяными компаниями остались в прошлом. Сейчас цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС постепенно вернулись в норму, хотя об их снижении речь, как всегда, не идет. В 2020 году, по мнению большинства экспертов и представителей отрасли, рост цен продолжится, но рекордов ставить уже не будет.

Но это опять же только прогноз. Единственное на что стоит надеяться потребителю, что механизм сдерживания цены на бензин есть и он работает. В противном случае нас ждали бы очень веселые времена. Ведь цены на бензин тянут за собой целый сонм ценников.

В общую благостную картину вписываются и слова вице-премьера РФ Дмитрия Козака, который заявил: «Правительство уверено в надежности выработанных механизмов, я думаю, что нет никаких оснований для того, чтобы опасаться (роста цен на топливо) в 2020 году».

Что касается нашего региона то и здесь пока не видно предпосылок для потрясений. Можно , конечно, предположить что с приходом на место врио губернатора края Дмитрия Махонина усилится конкуренция в этой сфере. Но это, честно сказать, очень отдаленная перспектива. А пока будем утешать себя тем, что в Прикамье не самый дорогой бензин, пусть и с завистью поглядывая на Челябинск.

Андрей Вылежнев для Properm.ru
"