Posted 20 марта 2020,, 03:00

Published 20 марта 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 16:14

Updated 2 марта 2023,, 16:14

Отречемся от старого мира. Считаем потери от коронавируса и падения цен на нефть

Отречемся от старого мира. Считаем потери от коронавируса и падения цен на нефть

20 марта 2020, 03:00
Ольга Седурина
Фото: Properm.ru
Сегодня ни один эксперт не берется оценивать, как изменится мир после окончания падения цен на нефть и пандемии коронавируса. Все опрошенные Properm.ru экономисты, промышленники, чиновники и бизнесмены сходятся в одном: когда все успокоится, мир уже не станет прежним. «Будет меняться конфигурация международных экономических отношений, концепции национальной продуктовой безопасности стран и все взаимоотношения. Государствам придется учитывать интересы всех стран, входящих в глобальную экономику», — полагает экономист Елена Зуева, доцент ВШЭ.

Инвестиционная турбулентность

Как пояснили Properm.ru в пресс-службе правительства Пермского края, поскольку ситуация развивается достаточно стремительно, весь объем затрат на противодействие эпидемии, а также на преодоление кризисных явлений в экономике только считаются. В то же время, власти региона уже готовятся заморозить крупнейшие инвестпроекты. Речь об этом шла на комитетах и пленарном заседании заксобрания региона. Министр финансов Пермского края Елена Чугарина на заседании комитета регионального парламента по промышленности, экономической политике и налогам не исключила, что из-за неблагоприятных экономических условий некоторые крупные инвестпроекты региона могут быть «заморожены» либо перенесены на более поздние сроки.

«20% регионального бюджета — бюджет развития. Поэтому 20–25 млрд на крайний случай у нас имеются», — приводит слова министра «КоммерсантЪ-Прикамье». «Пока рано говорить, насколько упадет наш бюджет. Не хотелось бы озвучивать оптимистичные или пессимистичные прогнозы. Думаю, мы сможем вернуться к этому вопросу в июне», — добавила Елена Чугарина.

Власти Прикамья уже сейчас прекратили форсировать работу по инвестпроектам. Сейчас ревизии подвергнуты все уже начатые, может быть не заключен контракт в 4 млрд рубей на строительство галереи и не вкладываются средства в новые объекты. Например, как сообщил министр по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Николай Гончаров, правительство Пермского края не планирует вносить бюджетные средства на строительство аквапарка в Перми в уставный капитал ООО «Спорткомплекс «Олимпия Пермь» до завершения госэкспертизы проекта. «Будем заводить деньги после того, как проектно-сметная документация пройдет экспертизу и будет установлена достоверная сметная стоимость. Ориентируемся на декабрь», — пояснил Гончаров.

Культурно-массовые убытки

Министерствам культуры и спорта поставлена задача: оценить ущерб государственным досуговым и физкультурным учреждениям. Отрасль развлечений первой попала под удар: сначала федеральный Минкульт, а затем и региональный закрыли с 18 марта и на неопределенный срок для посещений досуговые учреждения под своей юрисдикцией. «Сейчас сказать, какие убытки понесем сложно, но такая задача [посчитать] поставлена», — пояснил в разговоре с Properm.ru министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский. Отменены концерты.

«Билеты сдают уже сейчас. Для нас каждый вечерний спектакль — это потеря дохода в сумму 350–400 тыс. рублей», — отметил директор «Театра-театра» Анатолий Пичкалев. Театр дает в месяц порядка тридцати спектаклей, шести — каждую неделю сезона, таким образом потерю дохода от простоя в полтора месяца можно оценить в 13–16 млн рублей.

«Каждый спектакль уникален, сложно назвать среднюю сумму дохода от одного проката», — в Театре оперы и балета не смогли назвать Properm.ru среднюю выручку от одного вечера. Собеседники в отрасли оценили средний доход оперного от одного проката в 600–700 тыс. рублей. На апрель, с учетом отмененного сегодня конкурса «Арабеск», запланировано 31 представление, в марте осталось десять спектаклей. Потери театра от отмен за полтора месяца могут составить более 20 млн рублей.

Похожая ситуация сейчас и в театрах кукол, «У моста» и юного зрителя. Сейчас дирекции принимают билеты от зрителей и организуют онлайн трансляции спектаклей. А это значит, что к убыткам добавятся затраты на заработные платы и контракты с артистами и оплата коммунальных услуг.

По словам собеседника в региональном минспорта, основные убытки появятся от содержания двух крупных объектов, где отменены мероприятия — это УДС «Молот» и им. В.П. Сухарева. Сутки содержания пустующих дворцов обойдутся соответственно в суммы 120 и 200 тыс. рублей. «Добавится упущенная прибыль от отмены проведения ледового шоу Этери Тутуберидзе «Чемпионы на льду», это примерно 500 тыс. рублей. В целом от запрета на работу большие дворцы спорта потеряют доход более чем в 10 млн рублей», — полагает собеседник в минспорта.

По словам президента БК «Парма» Александра Башминова, убытки баскетбольной команды подсчитывать пока рано. «Не понятна до конца ситуация, будут ли полностью отменены Чемпионат лиги ВТБ и Олимпиада. Сейчас мы завязли в организационных делах — отмена и получение виз, сдача и покупка билетов», — пояснил Башминов. Он отмечает, что серьезных убытков от отмены домашних игр не предполагается — доходы от продажи билетов примерно равны на организацию игр. Разрывы контрактов с легионерами также не грозят команде — все они, кроме договора с Робертом Джонсоном, заключены сроком на один год.

Из кинотеатров в Перми на сегодня закрыт только государственный «Премьер». Частные киноцентры пока работают, но в ООО «Киномакс-Пермь» не комментируют, есть ли снижение числа поетителей из-за самоизоляции и паники на фоне эпидемии.

Не доставят удовольствие

По словам экспертов, среди частных бизнесов сильнее всего пострадает индустрии отдыха, туризма и ресторанная. «Пока сложно оценивать точные убытки отрасли, все пока только гипотетически. Если изоляция и карантин продлятся две-три недели — один результат, если четыре-пять месяцев — другой», — полагает руководитель региональной туристической гильдии Данил Поздеев.

Он отмечает, что сейчас на плаву смогут остаться те, кто быстро переориентируется на курорты российского юга — это Крым и Краснодарский край. Эксперт говорит, что бронировать путевки для летнего отдых стоит уже сейчас, рост цен на туры и проживание на фоне закрытия границ уже начался, государству его сдерживать до бесконечности не удастся. Поздеев полагает, что больше всего потеряют мелкие турагенты, а крупных туроператоров и авиакомпании поддержит государство, как системообразующие компании.

Экономист Елена Зуева отмечает, что серьезно пострадает ресторанная отрасль — отток посетителей начнется из-за самоизляции, и может остановиться — если государство введет жесткие карантинные меры. Однако, сами предприниматели пока достаточно оптимистичны.
«Мы ввели меры в заведениях — установили санитайзеры, предусмотрели редкую рассадку, как этого требует эпидемический режим. Если будут введены жесткие меры, то сосредоточимся на доставке и выдаче блюд на вынос», — говорит ресторатор Олег Ощепков. Он уточняет, что в случае перехода на закрытый режим часть персонала заведения будут вынуждены отправить в отпуск с минимальной оплатой.

Эксперт Зуева также полагает, что есть две отрасли среднего бизнеса и рынка товаров и услуг — это продовольственные магазины и доставки товаров и готовой еды на дом. По информации Properm.ru, крупные игроки рынка сейчас готовятся на перевод магазинов всех форматов на круглосуточный режим работы и проводят оценку наличия товаров.

Службы доставки не разглашают статистические данные, связанные с ростом числа заказов, однако уточняют, что в 2020 году она растет. «Нетипичных факторов, влияющих на рынок, мы на текущий момент не видим. Количество тех, кто соблюдает режим изоляции, пока не настолько велико, чтобы оказывать ощутимое влияние на рынок доставки», — говорится в официальном ответе на запрос данных в Delivery Club. В то же время в компании сообщили, что теперь к оценке прогнозирования спроса добавилось влияние эпидемиологической ситуации и потенциальный эффект принимаемых органами власти мер профилактики.

Вирусное проклятие

По оценке экономистов, отложенные отрицательные эффекты падения экономики скажутся на всех отраслях: прогнозируется рост убытков компаний и доходов сотрудников. «Самые серьезные проблемы — у нефтяной отрасли и всех других, связанных с ней промпредприятий», — полагает Елена Зуева. Цена на нефть, вечером 18 марта впервые за 17 лет опустилась ниже $25 за баррель, названа катастрофической. Об этом в интервью телеканалу РБК заявил совладелец и вице-президент крупнейшей российской частной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун.

Утром 18 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил, что нынешняя цена на нефть «безусловно, является низкой». «Хотелось бы выше», — отмечал он. На тот момент нефть торговалась ниже $28 за баррель. Еще в конце февраля нефть торговалась дороже $50 за баррель.

Среди проблемных отраслей промышлености экономисты называют строительный и риелтерский рынок, по мнению Зуевой ожидается снижение объемов сдачи жилья и цен рост как на первичном, так и на вторичном рынке. Проблемы начнутся у финансовой системы — проблема невозвратов кредитов и банкротств вырастет в геометрической прогрессии. «Китайская экономика в целом упала за время пандемии и кризиса на 13%», — поясняет Елена Зуева.

Влияние разорванных транспортных связей пермские промышленники уже начали ощущать на себе. Сроки их восстановления и объемы сорванных поставок в цифрах сейчас не берется ни один эксперт. Ранее стало известно о срыве поставки оборудования пермскому заводу «Машиностроитель» из-за каратнтинных мер, введенных в Южной Корее.

По словам Елены Зуевой, основным фактором сдерживания падения экономики останутся федеральные инвестиции. Эксперт считает, что сохранят свою устойчивость те компании, которые активно привлекают средства на реализацию национальных приоритетов и проектов.

Капля меда в бочке дегтя

Социологи оценивают ситуацию в экономике более оптимистично. По мнению профессора, доктора политических наук Станислава Шкеля, к осени 2020 года пик кризиса пройдет, как и отголоски эпидемии и жизнь вернется в свое русло. Все отмененные зрелищные мероприятия будут проведены, люди почувствуют стабилизацию политической ситуации.

«Я думаю, что принципиально ничего не поменяется. Да, сейчас вводятся беспрецедентные меры в виде карантина и других ограничительных мер, ситуация неопределенности вызывает социальные страхи и панику, что негативно влияет на мировую экономику. Но в конце концов кризис закончится и все вернется в обычное русло. Возможно, конечно, какие-то последствия останутся. Например, какие-то возможности дистанционной работы или образования получат дополнительный толчок к развитию и будут играть более заметную роль в нашей жизни, чем до пандемии», — полагает Шкель. Он отмечает, что в Китае уже сейчас ситуация возвращается в нормальное русло, так будет и в других странах, которые вступили в фазу кризиса позже.

"