Posted 7 августа 2020, 04:11
Published 7 августа 2020, 04:11
Modified 2 марта 2023, 15:53
Updated 2 марта 2023, 15:53
В конце августа, когда органы власти региона наконец вернутся к нормальному режиму работы министр здравоохранения Оксана Мелехова зачитает депутатам Заксобрания края отчет со сложным названием «… о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2019 году». То есть, кто, как и за сколько лечил нас в прошлом году. И это фактически единственная возможность задать министру ключевой вопрос пермской медицины: «А врачи где?» Потому что обеспеченность врачами у нас только 66%, средним медицинским персоналом — 72,8%, младшим — 47,7%. Ситуация практически не меняется из года в год, а единственное, что меняется — критерии обеспеченности врачами — причем в сторону уменьшения. Фактически Минздрав региона декларирует парадокс: медиков не хватает, но их надо все меньше. Получается, чиновники способствуют оттоку кадров из прикамской медицины. Это видно если сравнить отчеты ведомства за 2018 и 2019 годы и планы на 2020 год.
Один из главных показателей на которые ориентируются начальники от медицины — критерии доступности медицинской помощи. В этих критериях ключевой — обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом. Грубо говоря, сколько врачей и фельдшеров должно быть, чтобы пермяков хорошо и вовремя лечили. Согласно официальным минздравовским данным в 2018 году в Прикамье должно было быть не менее 39 врачей и 76,7 фельдшера на каждые 10 тыс. человек.
Но если посмотреть данные 2019 года, мы увидим изменения. Теперь количество врачей необходимых для успешного лечения пермяков сократилось до 37 человек на каждые 10 тыс. человек. Поскольку, по тем же официальным данным фактическое количество профессионалов не изменилось (38,1 на 10 тыс. человек населения), то ведомство выполнило собственные критерии и сотрудникам, наверняка, полагается премия.
Но это еще не все. Согласно официальным планам на нынешний год, теперь нам нужно только 36,1 врача и 73 фельдшера на каждые 10 тыс. населения.
Получается, что в 2018 году требовалось 39 врачей на каждые 10 тыс. пермяков, в 2019 году — 37 врачей, в году 2020 — 36,1 врача на 10 тыс. населения. Фактически Минздрав Прикамья официально заявляет и закрепляет тезис в главных программах, что каждый год региону нужно все меньше врачей. За три года количество требуемых чиновниками высококлассных медиков уменьшилось на 7,4%.
По сути, это в корне противоречит заявлениям последних лет региональных властей и самого ведомства о необходимости обеспечить качественной и своевременной медицинской помощью каждого жителя Прикамья.
В реальности ситуация много хуже, чем даже предполагается нормативами. Из пояснительной записки к отчету Оксаны Мелеховой о ситуации в медицине в 2018 году следовало, что пермской медицине не хватает примерно 35% врачей для нормального лечения людей.
«Обеспеченность врачебным персоналом в государственных учреждениях здравоохранения в 2018 году составила — 65%, средним медицинским персоналом — 72,0%, младшим медицинским персоналом — 46,9%».
Надо понимать, что «обеспеченность персоналом» — это не конкретное количество врачей. Это соотношение числа врачей, участвующих в медицинском обслуживании в системе законодательно установленного страхования, к реальным потребностям в оказании помощи. Индикатор даёт представление об охвате населения врачебными службами, а также о том, имеется ли дальнейшая потребность во врачебных кадрах. Грубо говоря, что врачей у нас в 2018 году только 66% от потребного количества для нормального и качественного лечения населения. При этом укомплектованность кадрами, то есть формально занятые ставки/штаные должности, конечно больше: врачи — 87,4%, фельдшеры — 91,6%, сестры — 86,1%. Почему так? Так совмещение: в 2018 году коэффициент совмещения у врачей был 1,4, у среднего медицинского персонала — 1,3, у младшего медицинского персонала — 1,8. То есть два врача или фельдшера делали работу троих специалистов, два санитара — четырех коллег.
В прошлом году ситуация практически не изменилась. Смотрите: «Обеспеченность врачебным персоналом в государственных учреждениях здравоохранения в 2019 году составила — 66,3%, средним медицинским персоналом — 72,8%, младшим медицинским персоналом — 47,7%». Укомплектованность: врачи — 87,7%, фельдшеры — 92,2%, сестры — 83,5%.
Формально стало чуть лучше. Но ведь норматив обеспеченности, как мы знаем, уменьшился с 39 до 37 врачей на каждые 10 тыс. населения. А все расчеты идут от него. То есть по факту ситуация не изменилась. Но самом деле все еще хуже.
Сейчас врачи, которые работают на дополнительных ставках, чей штат укомплектован только на 87%, могут выполнить только 66% обьемов требуемой медицинской помощи. Что это значит? Представьте себе, что 100 машинам нужно перевозить 1000 тонн груза в день. Машин у вас в реальности 87, а грузоподъемность и расстояние таковы, что больше чем 660 тонн, они перевезти не в состоянии, даже работая круглосуточно. Простая арифметическая задача: сколько нужно машин, чтобы выполнить план? Правильно — 131, при круглосуточном использовании. А у нас только 100. Можно выполнить план? Нет.
Ровно та же ситуация и с врачами. Даже если укомплектовать все свободные ставки специалистами, этого количества все равно не хватит для обеспечения нормального качественного и полного процесса лечения. То есть, штатное расписание надо увеличивать, минимум, на треть. Но согласно нормативам той же самой программы и логике чиновников — штаты надо сокращать.
Интересно, видит ли Оксана Мелехова противоречия в политике собственного ведомства?