Posted 21 сентября 2020, 08:45
Published 21 сентября 2020, 08:45
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
На заседании комиссии пермской думы по контролю за транспортной реформой 17 сентября глава города Дмитрий Самойлов фактически признал неспособность своих подчиненных решить финансовые проблемы сферы общественного транспорта: «Мы пока не нашли рецепт, по которому будем в 2021 году жить лучше с точки зрения сокращения кассового разрыва транспортной отрасли, — заявил мэр — Но основные направления обозначены — сокращение дублирования маршрутов, увеличение интервалов движения в межпиковое время и усиление контроля за сбором выручки. Мы совершенно четко и спокойно смотрим на возможность повышения тарифа в 2021 году…»
Впоследствии пресс-служба поспешила уточнить, что Дмитрий Самойлов имел в виду повышение 2022 года, но, если честно, это не самое важное. Главное: проблемы, созданные плохим администрированием и планированием реформы, предложено решить только за счет пассажиров и глава города с этим согласен.
По информации Properm.ru, начальник департамента транспорта Анатолий Путин и куратор отрасли Людмила Гаджиева получили распоряжение искать варианты сокращения затрат отрасли на 10%. Господин Путин представил набор мероприятий. С января 2021 года предлагается закрыть маршруты №№ 25, 28, а также все маршруты с маркировкой «Т» (постепенно до 2024 года). Под «укорачивание» попадут №№ 38,62,56,6,10,68,19,4,42. Так же, может быть понижен класс автобусов с «большого» до «среднего» на семи маршрутах: №№ 19, 42, 51, 18, 24, 48, 80. По данным чиновников, эти маршруты имеют заполняемость в часы пик менее 70 человек на рейс. Поэтому возможно использование автобусов среднего класса с длиной более 8,5 м и вместимостью от 70 человек. По расчётам администрации Перми эти мероприятия позволят сэкономить 455,8 млн рублей за год.
При начале реформы объем транспортной работы уже сократили на 15%. Тогда и Анатолий Путин и Людмила Гаджиева говорили, что перед властями стояла задача сократить объем транспортной работы, чтобы бюджет «потянул» оплату перевозчикам, а тариф не слишком вырос. «Дореформенный» годовой объем транспортной работы оценивался в 69 млн км в год. «В тех закупках, которые мы будем объявлять по новой модели, предусмотрен объем 58 млн км в год. Бюджет на 2020–2022 годы рассчитан исходя из того, что мы будем заказывать, объем выше минимального» — заявлял господин Путин в 2019 году.
Сокращения, которые предлагают провести сейчас, рассчитаны чиновниками транспортной отрасли исключительно в деньгах, но если спроецировать их оценку на объемы, то сокращение можно примерно оценить в 10%. И таким образом общий объём годового километража может составить примерно 52,2–52,5 млн километров. Общее сокращение с дореформенным периодом таким образом составит около 24%. При этом базовая цена на проезд уже выросла с 20 до 26 рублей.
Если переводить на язык продуктового магазина, то в 2020-м году пакет молока уменьшили с 1 литра до 850 мл, а платить за него предложили на 10–30% дороже в зависимости от социальной категории. В 2021 году пакет уменьшают до 760 мл, а вырастет ли цена молока пока и вовсе неизвестно. Взамен покупателям разрешили платить за молоко банковскими картами.
Финансовая дыра (ее вежливо называют кассовым разрывом) сферы общественного транспорта Перми прогнозируется по итогам года в размерах от 1,8 млрд до 2,5 млрд рублей. По сообщению начальника департамента транспорта администрации города Анатолия Путина, который подвёл итоги работы отрасли в августе, пассажиропоток отрасли за месяц вырос на 15% до 13,8 млн человек. Доход по всем маршрутам — 292 млн рублей (рост 12% к прошлому месяцу). Отметим, речь идет только о тех пассажирах, кто заплатил за проезд. «Зайцы» по-прежнему не считаются. При этом расходы тоже вновь увеличились на 4%. Кассовый разрыв отрасли между доходами и расходами в августе — 237 млн рублей (на 9 млн меньше, чем в июле). При этом Путин, по итогам первой половины сентября, спрогнозировал уменьшение кассового разрыва до 163 млн рублей и по итогам года выход на озвученную мэрией цифру дефицита в 1,8 млрд рублей за год. Депутат Сергей Богуславский не согласился с выводами чиновника в части финансовых показателей. По его расчетам ситуация в августе принципиально не изменилось, кассовый разрыв отрасли к концу года составит около 2,5 млрд руб.
Откуда взялась финансовая дыра? Ранее, чиновники мэрии во всем винили коронавирус. Теперь точка зрения изменилась: ковид, конечно повлиял, но это не главная причина. В порядке убывания названы: завышение пассажиропотока при планировании, а также плохое администрирование, в частности работа по безбилетникам. Плюс к этому спрогнозированный рост безналичной оплаты проезда и бесплатных пересадок (то есть снова неправильное планирование).
Чиновники не дают публичных ответов на вопрос: «А почему стали возможно ошибки при планировании?» Ответ, между тем, есть: у мэрии не было фактически никаких обоснованных данных о пассажиропотоке, когда они принимали решения. Частные перевозчики, получавшие выручку не учитываемой наличкой, называли чиновникам ровно такие показатели, какие были бы выгодны при получении субсидий и общении с налоговыми службами. Общей базы пассажиров никогда не было. При опоре на такие цифры ошибки не только возможны, они неизбежны. Еще за год-полтора до начала реформы эксперты, депутаты в один голос предлагали администрации Перми сначала ввести электронный учет пассажиров и такую же оплату билетов. За год можно было получить всю корректную информацию, а уже на ее основании планировать финансовые показатели новой транспортной модели. Людмила Гаджиева и ее подчиненные предпочли не услышать экспертов.
Чтобы победить финансовую проблему, главным инструментом Людмила Гаджиева и Ко видят сокращение расходов, причем через уменьшение объемов работы. Меньше автобусов меньшего размера реже ездят. Это выход?
Похоже, нет. Тезис о «дублировании маршрутов» не выдерживает критики, поскольку все дублирование убрали еще при первом сокращении. Сейчас будут «резать» по-живому. Например, три маршрута (№ № 6,10, 68) следующие по ул. Ленина предлагают укоротить до Театра-Театра и сэкономить на этом 70 млн рублей за год. Откуда взялись эти цифры — неизвестно, зато известно, насколько довольны будут люди, едущие на Пермь-2 из Мотовилихи и Закамска, а так же жители Нагорного, спешащие в центр и ПГНИУ.
Как поступят пассажиры, которых сейчас будут лишать возможностей доехать или делать это с многочисленными пересадками, в полных автобусах? Точка зрения чиновников: «Поедут, никуда не денутся». Но уже сейчас в Перми постепенно распространяется популярное московское явление, когда группы соседей-сослуживцев оплачивают такси/частную машину до работы вскладчину. Машина на четырех вполне сопоставима по цене с общественным транспортом с учетом комфорта, скорости и эпидемической безопасности. Можно предположить, что популярность будет только нарастать. А если спрос окажется велик, не сомневайтесь, в гаражах еще много старых «газелей». И отставленные от дела пермские перевозчики знают как организовать «серые» маршруты.
Есть и другой аспект: на 70% действующих маршрутов сейчас перевозчики работают по длительным контрактам и фиксированным расценкам. За каждый километр пробега положены деньги. Заявленная экономия, в первую очередь, финансовые потери бизнеса, который под эти деньги закупал новые автобусы, нанимал персонал, формировал стратегии. Существенно изменить контракт в одностороннем порядке практически невозможно. Судя по всему перевозчики пока не определились в своем отношении к возможным предложениям мэрии. Не понятно также в полном ли объеме они доводились до участников рынка — Properm.ru известно, что вариантов балансировки рынка, минимум, два. Например в компании «PT Лайн» отказались от комментариев до официальных заявлений или предложений администрации Перми. Так же высказались и некоторые другие перевозчики.
Директор НП «Новый-Автоальянс» Александр Стерлягов пояснил, что проекты сокращения не касаются его маршрутов и он не может оценить экономические потери. Но в целом, подход мэрии не кажется ему обоснованным и оправданным. Перевозчик считает, что возможность регулировать условия контрактов сейчас существует только с теми маршрутами, где нет долговременных контрактов. Тендеры по ним, по мнению перевозчика, надо отложить и разыграть тогда, когда будет четко понятна ситуация. Кроме того, надо работать с линейным контролем (с «зайцами») и системой АСУП.
Об этом же говорят и ряд депутатов городской думы. Владимир Молоковских провел свой анализ пассажиропотока на маршрутах где одновременно работают ЕСОП (система оплаты билетов) и АСУП (датчики учета пассажиров на входе). По его расчетам треть пассажиров не платит за проезд. Депутат Павел Фадеев, в сетевой дискуссии о необходимости отставок причастных к реформе чиновников, обозначил позицию мэрии как дилетантскую и волюнтаристскую: «Мы настаиваем на профессиональном подходе, когда принимаемые решения основаны на точных цифрах и расчетах… а пока присутствует волюнтаристский и дилетантский подход. «Мы решили, и все!» К примеру, изменить класс автобусов на 80-м маршруте, вместо больших пустить средние автобусы. Зачем, почему, кто считал наполняемость, в какие часы можно пускать средние? Никто не знает. Но уже предлагают. Так что речь не о сакральной жертве, а об оценке не справившихся с задачей чиновников».
В том же ключе высказался и руководитель думской комиссии Александр Филиппов: «На сегодняшний день накопилось огромное количество вопросов, которые мы раз за разом задаем, а ситуация не меняется… Мы приходим к мнению, что ситуация зашла в тупик и без радикальных изменений, в первую очередь кадровых, проблему не решить. Когда говоришь очевидные вещи, а изменений не происходит, то нужно что-то менять»
В проекте повестке пленарного заседания городской думы 22 сентября нет вопросов о состоянии отрасли, но по информации Properm.ru обсуждение ситуации все-таки будет. И пока депутаты не готовы поддержать идеи мэрии о тотальной резке автобусных маршрутов города.