Posted 24 сентября 2020, 09:50
Published 24 сентября 2020, 09:50
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
Сегодня, 24 сентября, в арбитражном суде состоялось очередное заседание по иску прокуратуры к РЖД и Управлению автомобильных дорог и транспорта Пермского края. Ведомство просит суд признать незаконным договор между госкорпорацией и бюджетным учреждением о покупке территории Товарного двора в собственность региона за 798 млн рублей. Прокуратура считает, что стоимость участков была завышена и требует вернуть в бюджет Прикамья уплаченные деньги. В ведомстве считают, что реальная стоимость Товарного двора — 380 млн рублей.
На заседании прокурор Антон Мальцев предоставил в суде несколько документов, ставящих под сомнение стоимость выкупа территории. Как заявили в ведомстве, в 2013 году РЖД пыталось продать свои права на Товарный двор на аукционе. Тогда стоимость выкупа была заявлена в 378 млн рублей, однако на торги никто не заявился. В 2014 году госкорпорация вновь пыталась избавиться от участка, но уже за 300 млн рублей. Договор о продаже территории был подписан с принадлежащим Пермскому краю АО «Развитие вокзалов — Пермь» (РВ-Пермь). В итоге сделка так и не состоялась.
В 2018 году, вероятно перед продажей территории в собственность региона через КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края», Товарный двор оценили уже в 808 млн рублей. При этом, как заявил прокурор, оценщиками игнорировались все действующие на территории ограничения: по видам разрешенного использования и высотности застройки.
Представитель РЖД Инесса Ковальчук в ответ на доводы ведомства заявила суду, что документы, предоставленные прокуратурой не имеют отношения к нынешнему спору, ведь, по мнению юриста, рыночная стоимость участков за это время выросла. Прокурор Мальцев, в свою очередь, выразил сомнение, что за четыре года инфляция по данной территории превысила 100%. Также на сегодняшнем заседании Инесса Ковальчук предоставила в суд новую оценку стоимости Товарного двора. На этот раз землю оценивали с учетом инвестиционного потенциала. По словам представителя госкорпорации, в отчете указано, что с учетом возможной упущенной выгоды (если бы РЖД стали развивать территорию, а не продали) ее цена могла составить 3,9 млрд рублей.
Кроме прокуратуры и РЖД документы о стоимости Товарного двора предоставило Росимущество Пермского края. Территориальное управление проводило оценку участков уже после того, как они были выкуплены краем за 798 млн рублей. Представитель Росимущества заявила, что ее коллегами была определена стоимость в 387 млн рублей.
Чтобы окончательно определить стоимость участков судья Юлия Батракова предложила сторонам назначить судебную экспертизу. Однако ни прокуратура, ни РЖД не поддержали это решение. Более того, представитель «железнодорожников» заявила, что прокуратуре следует отказать в иске из-за его несостоятельности и нарушения сроков исковой давности. В результате, приняв во внимание, что стороны и третьи лица предоставили по делу много новой информации, судья Батракова решила отложить рассмотрение дела на месяц. Следующее заседание должно состояться 23 ноября.
Пермский край стал собственником Товарного двора в 2018 году. За участок площадью 14 га и несколько разрушенных зданий их бюджета региона РЖД заплатили 798 млн рублей. Эти деньги госкорпорация якобы должна направить на создание транспортно-пересадочного узла вместо старого вокзала «Пермь-II». Также Товарный двор входит в планы краевых властей по развитию города в рамках проекта «Пермь — 300 лет на Каме», инициированного экс-губернатором Максимом Решетниковым.
Правительство Прикамья надеется превратить пустырь в новый административный центр города, так называемый «Пермь-Сити». Здесь должны появиться гостиницы, офисные и торговые площади, часть новой улицы Строителей, а также спортивно-концертный комплекс на 10,5 тыс. зрителей. Для проектирование последнего уже выбран подрядчик.