Posted 9 ноября 2020, 02:00
Published 9 ноября 2020, 02:00
Modified 2 марта 2023, 14:44
Updated 2 марта 2023, 14:44
Администрация Перми объявила закупку на поставку 15 новых трамваев. Начальная цена контракта — 705 млн рублей, то есть 47 млн рублей за единицу. Торги должны состояться 23 ноября 2020 года. Вагоны должны прибыть в Пермь двумя партиями. Шесть вагонов подрядчик должен доставить до 31 декабря текущего года, оставшиеся девять — до 1 марта 2021 года. Еще несколько важных моментов из техзадания: односекционные трамваи должны вмещать минимум 110 пассажиров, быть оснащены системами навигации и видеонаблюдения. Традиционные для Перми «излишества»: полностью плоский низкий пол в салонах и оборудование для поездок колясочников, кондиционеры.
По сравнению с требованиями прошлого года добавились система учета пассажиропотока и стационарные валидаторы. Отметим еще одну деталь: обычно срок службы трамвайного вагона обозначен в 30 лет. Это мы видели во всех техзаданиях на конкурсы, из тех, что посмотрели в госзкупках. Так было и в прошлом году в Перми. Но в новом аукционе срок службы вагона обозначен: «не менее 16 лет».
Аукцион 2019 года прошел странно. Фаворитами по низкопольности, доступности комплектующих, ремонтной базы и других параметров могли считаться московский «ПК «Транспортные системы», екатеринбургский «Уралтрансмаш» и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Но из них заявились только москвичи с «львятами» и «Львом». Они и выиграли. «Львята» обошлись пермскому бюджету по 44,3 млн рублей за штуку. На тот момент это было откровенно дорого. Другим городам трамваи 71–911Е и 71–911ЕМ «Львенок» обходились в 32–33 млн рублей. Итоги аукциона пытался оспорить «Уратрансмаш» в нескольких инстанциях, но в итоге, летом 2020 года 17-й Арбитражный суд признал сделку законной.
Прежде чем анализировать поставщиков надо сказать, что подводные камни прошлогоднего конкурса в первую очередь были спрятаны в слиянии поставок односекционных трамваев с длинным трехсекционным в один лот и уникальных характеристиках этого самого длинного трамвая. Другие критерии, отсекающие участников сохранились и в этом году. Первый — 100%-ная низкопольность. Второй — срок поставки. Аукцион проходит в конце ноября, а уже 31 декабря, то есть через месяц, шесть трамваев должны быть поставлены в Пермь. Месяц для заводов, чей производственный цикл и планы измеряются длительными сроками — это мало. То есть, выиграть аукцион может тот, у кого либо склады затоварены, либо готовность к нему стопроцентная. Возможно сыграет роль показатель «количество сидячих мест». В нашем случае их должно быть не менее 36. Но, как кажется, при желании, это довольно легко решается: трамвайные вагоны, как автобусы и самолеты, комплектуются под конкретный заказ.
В России в последние годы спрос (и производство) трамваев испытывали сильные колебания. По данным BusinesStat, в 2016–2017 годах наблюдался значительный рост производства на фоне московского контракта на 300 трамваев и обновления перед чемпионатом мира по футболу. В 2018 году объем снизился до 136 штук. В 2019 в стране выпустили 214 трамваев. Этому способствуют не только закупки Москвы и Санкт-Петербурга, но и программы обновления городского транспорта в других регионах страны.
Сейчас на российском рынке трамваев пять производителей. Производственная компания «Транспортные системы» (ПК ТС), которую связывают с «Трансмашхолдингом» (ТМХ). АО «Уралтрансмаш», принадлежащий Уралвагонзаводу. АО «Усть–Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ), который принадлежит «Роскосмосу». В Белоруссии работает «Штадлер Минск», совместное предприятие, часть международного концерна «Штадлер». Последней в пятерку лидеров за 2020 год ворвалась группа «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского.
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) за 2014–2018 годы в производстве трамваев России было три лидера: ПК «Транспортные системы» занимали 44% рынка, Усть-Катавский вагоностроительный завод — 31%, «Уралтрансмаш» — 25%. За 2015–2019 годы доля «Транспортных систем», по данным ИПЕМ, в общей структуре выпуска трамваев составила 57%, а в 2019 году — 63%. «Уралтрансмаш» свою долю сократил до 14%.
Формально, все производители могут принять участие в пермском конкурсе. С наименьшей вероятностью к нам придут белорусы. «Штадлер Минск» в первую очередь ориентирован на поставки в Европу. Кроме того, их конек — городские составы и многосекционные трамваи. Самая известная марка в России — METELITSA — состоят из двух-семи секций. 23 таких они поставляют для питерского проекта «Чижик». Белорусы загружены заказами, находятся внутри большого концерна, контракт на 705 млн рублей с поставкой односекционных трамваев через месяц их скорее всего не заинтересует.
«Уралтрансмаш» по идее должен быть главным претендентом на участие и победу в пермском конкурсе. Завод первым в стране начал серийное производство трёхсекционного полностью низкопольного вагона модели 71–409 в 2013 году. Сейчас низкопольная продукция составляет 64% производимой трамвайной техники. Для Перми у свердловчан есть модель 71–415 и созданная на ее базе 71–418. Но есть и проблемы, в 2019 году завод, по данным того же ИПЕМ выпустил всего 30 единиц и потерял долю рынка (с 25% до 14%).
В 2020 году крупные тендеры на поставку вагонов в Краснодар (на общую сумму в 2 млрд рублей) свердловчане уступили Усть-Катавскому заводу. В августе 2020 года завод выиграл поставку трех трамваев в Нижний Тагил. Так же, как и в нашем аукционе, требуется 100% низкий пол. Отличия от пермского варианта — 30 сидячих мест и не нужно кондиционера. В такой комплектации вагоны обошлись тагильскому бюджету в 37,3 млн за штуку. Если «Уралтрансмаш» сможет поставить шесть вагонов за месяц, то по цене конкурентоспособен.
Продукция Усть-Катавского вагоностроительного завода нам в Перми очень хорошо знакома. В общем-то за исключением «львиных» трамваев все остальные в городе именно от этого производителя. Несколько лет предприятие испытывало внутренние трудности, отчего и потеряло большую долю рынка. Но, судя по всему, все наладилось. Завод разработал современную линейку моделей, активно участвует в тендерах. Мы посмотрели несколько закупок именно на односекционные трамваи за последние месяцы. В Магнитогорск девять вагонов с 32 сидячими местами, 40% низкого пола и без кондиционера отправятся по 28,3 млн рублей за единицу. В Краснодар и Новокузнецк кондиционированные трамваи (количество сидячих мест различается, доля низкого пола 40%) уйдут по 35–36 млн за штуку.
Вопрос, судя по всему, именно в низкопольности. В линейке завода есть такая модель 71–633. Но это трехсекционный шестиосный трамвай. Односекционка — 71–623–04 с климат-контролем — имеет как раз 40% низкого пола. Станет ли что-то делать завод специально ради пермского заказа?
Продукцию ПК «Траспортные системы» мы теперь знаем изнутри. Надо отметить, что «львята» в исполнении москвичей просто драматически подорожали. Год назад заплаченные Пермью 44 млн рублей были сверхценой для модели, а в среднем за вагон предприятие просило на треть меньше. В 2020 м году просят (и получают) больше.
В августе 2020 года ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» закупило продукцию у единственного поставщика трамваи 71–911ЕМ «Львенок» в количестве 29 штук по (внимание!), 47 млн рублей за штуку. Это ровно та цена, которая заявлена в пермском аукционе как НМЦК. Для столицы поставки стоят еще дороже — около 51 млн рублей за штуку. Но это Москва, кроме того в объем гигантского контракта (больше 22 млрд рублей) большим разделом входит 30-летнее сервисное техническое обслуживание. Так что хотя формально цена за единицу обозначена, но что в этом контракте цена самого трамвая, а что многолетних работ, понимают только в самом холдинге.
Холдинг «Синара-Транспортные машины» Дмитрия Пумпянского — новичок с огромными амбициями на рынке городского электротранспорта. В конце 2019 года «Шкода Транспортейшн» и группа «Синара» подписали соглашение о создании совместного предприятия в Питере по производству составов для метро, трамваев и троллейбусов. В июле 2020 года «СТМ» выкупила у Кировского завода 49% питерского «Вагонмаша», 51% — у чешской Skoda. Площадка «Вагонмаша» станет основной для совместного предприятия «Синара–Шкода». Здесь будут производить и трамваи, и троллейбусы, и электробусы, и вагоны метро. В Питере холдинг перехватил заказ на участие в проекте трамвайной сети «Славянка» (Купчино — Шушары — Славянка), для которой нужно 22 трамвая. Перехватил кстати, у «Транспортных систем», которые теперь уже наш пермский «Лев» делали для Питера. В этом году их фирма «Торговый дом «СТМ» получила в Москве контракт на 90 односекционных трамваев с обслуживанием на 30 лет (снова переиграли ПК ТС).
Есть одна важная деталь, имеющая к нам отношение: все существующие поставки «СТМ» должна будет сделать в следующем году и позже. Это будут трамваи на базе «Шкоды» (очень хорошие трамваи, поверьте). Но есть ли они сейчас? И по какой цене? Цена по московскому контракту в 50 млн рублей за единицу, как сказано выше, вряд ли может быть показательной.
Какая картина получается? Несмотря на растущий спрос, контракт на 15 трамваев для Перми по-прежнему остается интересным для производителей, хотя и не в такой степени, чем скажем, пару лет назад. Вряд ли мы увидим заявку от минского «Штадлера», концерн сосредоточен на других направлениях. С большой вероятностью из списка претендентов можно исключать и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Предприятие сейчас имеет пакет заказов на свой модельный ряд. Изобретать велосипед, чтобы исполнить специфическое желание пермского покупателя, которого устраивает только гладкий пол в односекционных трамваях, вряд ли будет. Хотя по цене, это конечно, очень интересный вариант.
«Синара — Транспортные машины» попробует прийти в Пермь, если им позволят производственные мощности. Отработанный модельный ряд «Шкоды» позволяет сформировать любой комплект, успеют ли по срокам, вот в чем вопрос? «Уралтрансмаш» и ПК «Транспортные системы» сейчас выглядят наиболее вероятными участниками.
Если заявок будет две-три, мы можем увидеть хорошее изменение цены. С другой стороны, странностей никто не исключает.