Эволюция Перми: как Новоплоский из окраины превратился в транзитный пункт

2 декабря 2020, 07:20
Новоплоский появился на городской карте в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Над названием застраиваемой территории долго думать не стали: по соседству находился также еще только осваиваемый в это время поселок Плоский. С тех пор в официальных документах чаще всего используются два названия – Староплоский и Новоплоский. Впрочем, можно встретить и другие варианты, а именно «Новый Плоский» и «Ново-Плоское», с дефисом или без.

Первыми улицами поселка стали Малая и Самолетная. Тогда же, в 1938 году, возникла ставшая сегодня важной транспортной магистралью улица Карпинского, названная в честь первого президента Академии наук СССР. С самого начала поселок вошел в состав образованного в 1936 году Кагановического района.

Решением Городского исполнительного комитета депутатов трудящихся от 29 июля 1940 года «О благоустройстве и организации поселка «Новый Плоский» утверждается планировка территории. Автором проекта застройки выступил главный архитектор Перми Василий Чернов.

В докладе Горисполкома подчеркивалось, что новый поселок быстро застраивается, однако вопросы благоустройства, водоснабжения, электрификации, радиофикации и развития торговли «до сего времени не обеспечены». На 1940–1941 годы городские власти запланировали обустройство двух артезианских скважин и частичную электрификацию территории. Вскоре жители получают также почтовое отделение, телефон общего пользования, магазин продуктов и промтоваров, аптеку. Многие вопросы благоустройства естественным образом пересекались с развитием соседнего Староплоского поселка, где инфраструктурные вопросы стояли не менее остро.

В 1940-е Новоплоский застраивается, главным образом, одноэтажными индивидуальными жилыми домами с печным отоплением. В это время к территории «присматривались» отдельные предприятия города, например, «Молотовэнерго», построившее здесь в 1949 году общежитие для рабочих.

А на рубеже 1940–1950-х годов Новоплоский становится основной жилой зоной для строящегося Завода аппаратуры дальней связи («Морион»). В 1949 году на участке, обозначенном пока лишь как «Квартал №713», строится двухэтажное 24-комнатное типовое общежитие, рядом — восьмиквартирный дом. Около общежития и дома разбивается усадьба. Новый квартал строится уже по проекту архитектора Давида Рудника.

Параллельно с жилым строительством шло и озеленение территории: аллеи вдоль строящихся домов засаживались американским ясенем и акацией «как наиболее неприхотливыми и быстрорастущими породами», которые, как представлялось проектировщикам, «в недалеком будущем создадут плотные зеленые стены».

В 1949–1950 годах на ул.Карпинского было построено 13 одноэтажных двухквартирных домов для войсковой части. Тогда же активно застраиваются соседние улицы поселка: в конце 1940-х на ул.Льва Толстого началось строительство 10 одноквартирных трехкомнатных домов для продажи рабочим все того же «Молотовэнерго».

Наиболее активная застройка Новоплоского происходила в 1950-е годы. Многие из построенных в течение этого десятилетия домов доживут до второго десятилетия XXI века. В 1950 году Камское речное пароходство получило земельный участок в квартале улица Снайперов — проспект Пионеров — улица Формовщиков — улица Парашютистов для строительства двухэтажных 8-квартирных и 12-квартирных жилых домов для переноса домов граждан с площадки речного порта.

В 1952 году артель «Металлоштамп» построила два одноквартирных деревянных дома по улице Подводников, 42 с конюшней (!) на пять лошадей и гаражом на пять машин. В 1953 году более крупное предприятие — «Молотровэнерго» — строит жилье на улице, названной в честь Героя СССР Дорофея Левченко. Это двухэтажные восьмиквартирные шлакоблочные дома, построенные по типовым проектам.

В это же время территорию поселка активно осваивает строящийся Завод аппаратуры дальней связи («Морион»), обозначаемый в документах эпохи как «завод п[очтовый]/я[щик] №92». В 1952 году в уже упомянутом квартале №713 был построен двухэтажный восьмиквартирный шлакоблочный дом. Местоположения самого Завода аппаратуры дальней связи значилось как «поселок Светлый, угол Светлой и Казанского тракта».

В это время на ул.Чайковская завод строит трехэтажные шлакоблочные общежития, которые сразу подключали к канализации и водопроводу. Из объектов соцкультбыта в те годы в поселке появляются больница и ясли.

В середине 1950-х Новоплоский осваивают еще несколько организаций и предприятий — крупных и не очень. В 1955 году на ул.Подводников,7 был сдан восьмиквартирный брусчатый жилой дом Облветбаклаборатории, в 1956 году — кирпичный восьмиквартирный дом на перекресте улиц Карпинского и Льва Толстого, а также два общежития на ул.Бабушкина, 35 и Красных командиров, 21. На пересечении улиц Карпинского и Левченко строятся двухэтажные каменные 16-квартирные жилые дома.

В этом же году Горисполком разрешил отвод земельного участка общей площадью 15 га между улицами Мира, Чайковского, Константина Заслонова и Советской армии главному управлению ГОЗНАК под строительство многоэтажных каменных жилых домов и соцбытовых учреждений. Землю выделили за счет территории ипподрома, переносимого в это время в Верхне-Муллинский район, а также земель городского пользования. Тогда же было принято решение о благоустройстве вновь застраиваемого участка.

Во второй половине 1950-х Новоплоский застраивался по большей части двухэтажными каменными жилыми домами и общежитиями с вместимостью от 8 до 12 квартир. Завод им. Дзержинского, ранее активно осваивавший территорию Староплоского, в 1958 году строит жилье на улице Гастелло. В 1959 году пермский Молочный комбинат, используя метод народной стройки, возводит дом на ул.Левченко, Пермский винный завод «Росглаввино» — жилье на ул.Красных Командиров, Пермский трест столовых и ресторанов — на ул.Самолетная, а «Пермнефтегеофизика» — на ул.Танкистов. Строящиеся в этот период дома были подключены к канализации и водопроводу, а кухни, как правило, оборудовались кирпичным очагом.

В сентябре 1959 года Горисполком принял решение об отводе земельных участков под строительство многоэтажных жилых домов, соцбытовых и торговых помещений по улицам Автобусная и Комбайнеров. Дома разрешили возводить как на ранее незастроенных участках, так и на месте частного одноэтажного жилья.

Значение и транспортная доступность поселка в 1950-е годы заметно выросли благодаря мосту через железнодорожное полотно, связавшему ул.Карпинского с центром города. Дорога позволила открыть маршруты автобусов до Ераничей и аэропорта Бахаревка по улице Карпинского. В 1957 году была запущена трамвайная линия, связавшая город с нефтеперерабатывающим заводом в районе Осенцов, что также означало увеличение транспортной доступности Новоплоского.

На рубеже 1950–1960-х годов начала расти этажность строящихся в поселке зданий. В 1959 году на пересечении ул.Танкистов и Кавалерийской был построен трехэтажный 30-квартирный дом Горжилуправления. В течение следующих нескольких лет на Танкистов было построено еще несколько таких домов. А на закате эры «хрущевок» здесь возвели несколько пятиэтажных 80-квартирных кирпичных домов (Танкистов 70 и 78, Снайперов, 8).

1970-е принесли значительные изменения в жизнь поселка. В 1972 году в Новоплоском была построена ливневая канализация, проходившая по территории мичуринского сада в квартале №725. Часть плодово-ягодных насаждений ради благ цивилизации пришлось уничтожить.

7 октября 1976 года «в связи с реконструкцией районов старой застройки» Горисполком принял решение о присвоении наименований жилым районам и микрорайонам города. В список попал и Новоплоский, официально ставший «частью жилого района Балатово, ограниченного ул.Снайперов, Нытвенской, железной дорогой и питомником». Тогда же была четко обозначена территория соседнего микрорайона Ераничи, «ограниченного ул.Норильской, Теплогорской, Танкистов, Снайперов, питомником и железной дорогой».

По сравнению с предшествующими эпохами, 1970-е и 1980-е не оказали сильного влияния на облик микрорайона. Резко «расти вверх» Новоплоский стал уже в 1990-е годы, когда началось расселение ветхих домов на улице Карпинского, на месте которых выросли девяти- и шестнадцатиэтажные «панельки». Заметно выделяется на общем фоне и десятиэтажный дом с башенками на ул.Стахановская, 10, построенный по проекту архитектора Эрика Гарипова.

Сегодня Новоплоский, окончательно ставший после строительства путепровода «Стахановская — Чкалова» транзитным пунктом, воспринимается не как цельная территория, а лишь как часть Индустриального района. Так получилось, что время разделило два соседних поселка, имеющих общий корень, «раскидав» их не только по разные стороны железной дороги, но и по разным районам города.

Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев
Виктор Михалев

В заключение хочется вспомнить, что остановка «улица Левченко» долгое время носила название «Новые дома», ставшее в какой-то момент не актуальным. Быть может сегодня, глядя на продолжающуюся «расчистку» ул.Карпинского от ветхого жилья под 25-этажные «свечки», городскому совету по топонимике стоит задуматься над возвращением исторического названия.

Читать другие тексты серии «Эволюция Перми»

Александр Глушков для Properm.ru

#Спецпроекты #Общество #Эволюция перми #Глушков
Подпишитесь