Posted 3 декабря 2020, 02:33
Published 3 декабря 2020, 02:33
Modified 2 марта 2023, 14:42
Updated 2 марта 2023, 14:42
«Прямо событие вселенского масштаба!» — воскликнул Юрий Уткин на пороге секретариата суда, увидев в коридоре больше десятка журналистов. Экс-председатель думы излучал бодрость и оптимизм, демонстрировал «крепкое рукопожатие» и вместе со своим представителем фотографировал красивые фотопейзажи, которыми обильно украшены коридоры Ленинского районного суда. Уже на заседании было заметно, что политик нервничает. А окончание и вовсе не добавило оптимизма. Процесс экс-спикер проиграл.
27 октября 2020 года депутаты Пермской городской думы 32 голосами «за» и двумя голосами «против» лишили должности председателя Юрия Уткина. Сделали они это после череды громких и тихих внутренних конфликтов, прямо в ходе пленарного заседания, проводимого по видеосвязи. Юрий Уткин еще в момент голосования депутатов утверждал, что парламент принимает решение с нарушениями. В частности, не было заключения прокуратуры.
На суде политик предъявил больше аргументов. Первая группа — нарушения процедуры: проект решения не проходил комитеты и фракции, депутаты не успевали внести поправки в проект решения, предложить альтернативные проекты решения. Вторая группа — нарушение устава. В частности не было обсуждения избирателями и тайного голосования по такому важному вопросу. Третья — нарушение Трудового кодекса в отношении самого истца, поскольку он сильно потерял в зарплате и других социальных гарантиях (кто скажет, что потеря 200 тыс. рублей в месяц — не серьезная причина, пусть едет на свою яхту в Средиземноморье).
Юрий Уткин сделал ставку на существенные процедурные нарушения и выглядел убедительно. Но, во время уточнения позиции истца грянул «бум». Рассказывая о процедуре утверждения председателя думы, господин Уткин разъяснил, что сначала его кандидатура проходила множество согласований: «Нужно решение политсовета партии «Единая Россия», генсовета партии «Единая Россия», нужно соответствующее согласование администрации президента потому что у нас миллионный город. Пакет документов поступает во фракцию «Единая Россия» и фракция рекомендует путем тайного голосования на альтернативной основе выборы председателя. Соответствующий порядок в обратной последовательности должен быть соблюден и при отставке. Насколько я знаю, никаких согласований не было», — заявил политик. Вот так мы узнали об отмене принципа независимости муниципальной власти в отдельно взятом регионе. Или не в одном.
Разошедшийся в откровениях экс-спикер на этом не остановился. Судья Лариса Дульцева выясняла возможно ли досрочное прекращение полномочий председателя. «По решению суда. Либо по собственной инициативе, либо по решению суда», — в два голоса сформулировала свою позицию сторона истца.
Вот так мы узнали, что по мнению Юрия Аркадьевича, председатель гордумы от созыва до созыва, вроде египетского фараона — не может умереть раньше, чем будет достроена погребальная пирамида.
После таких заявлений казалось, что судье будет довольно просто вынести решение. Но тут на авансцену вышли юристы представители городской думы и лично Дмитрия Малютина. Перед началом заседания представители ответчиков бодрость не демонстрировали, пейзажи не фотографировали и вообще, держались предельно скромно и по-деловому. Зато в ходе дебатов превратилась в вальяжных и, даже, простите, временами высокомерных «лоеров» из американских сериалов.
Их позиция основывалась на понятной логике. Депутаты избирали председателя городской думы и имеют право его менять, даже если процедура детально не прописана. Отставленный решением парламентариев Юрий Уткин 10 дней не подписывал документы, что остановило работу думы и могло остановить работу над бюджетом города. И главное: «Бездействие одного человека не должно приводить к параличу работы всей городской думы».
Но наряду с этими аргументами были и другие. Очень «занятно» смотрелась согласованная тактика по сведению целей господина Уткина к потере им зарплаты. Вопрос: «Правильно ли я понимаю, что причиной конфликта был факт получения не 300 тыс. рублей, а 70 тыс. рублей?», и вообще, тему зарплаты господина Уткина юристы затрагивали несколько раз. Как будто потеря большой зарплаты без законных оснований не является нарушением трудовых прав, в отличие от зарплаты маленькой.
Удивительно было слышать именно от юристов легкое отношение к регламентам и процедурам. Длинный спич о тайном голосовании, как показалось, свелся к мысли, что если на видеосвязи нет возможности проголосовать тайно, то и ладно. Можно не тайно. «Депутаты этого хотели, депутаты были готовы это сделать именно на 47-м заседании. Все остальное технические недостатки» — примерно так выразился один из юристов. Вот так мы узнали, что если есть воля многих депутатов, то процедурами можно пренебречь.
Но главное, обратите внимание, как представители городской думы и ее нынешнего председателя Дмитрия Малютина сформулировали тезис о роли председателя городской думы в принципе: «К выборным и должностным лицам председатель городской думы не относится …По сути, это лицо замещающее должность…. Должность председателя — не эксклюзивная. Это, по сути, техническая должность, за которую осуществляется компенсация в денежном выражении…»
Вот так мы узнали, что в представлении юристов городской думы председатель этой думы (читай, любого представительского органа местного самоуправления) в общем-то конферансье. Влияние, ответственность и право руководить которого, сводятся к нулю. Мне представляется, что никогда еще должность руководителя представительского органа власти не оскорбляли так тонко.
«Суд — опора демократии» — так или почти так утверждал афинский правитель Перикл в 5 веке до н.э. Всего лишь за одно судебное заседание, избиратели Перми узнали так много разного о собственной городской думе, что депутатам впору думать о срочных мерах по восстановлению репутации. Ведь по сути, позиции, которые продемонстрировали обе стороны на этом процессе в равной степени далеки от сути и смысла местного самоуправления и его представительских органов.
А ведь будет и апелляция…