В театре кукол поставили «Цветы для Элджернона». Какой будет недетская история и почему именно сейчас

В театре кукол поставили «Цветы для Элджернона». Какой будет недетская история и почему именно сейчас

9 декабря 2020, 09:25
На прошлой неделе состоялся премьерный показ видеоспектакля «Цветы для Элджернона». Журналист Properm.ru побывал на репетиции и узнал об особенностях постановки, а также о том, почему вновь и вновь стоит возвращаться к произведению.

Рассказу «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза уже более 60 лет. За это время научно-фантастическая история неоднократно экранизировалась и появлялась на больших экранах и сценах театров. Поднять вопросы об отношении общества к людям с ментальными особенностями решили и в Пермском театре кукол.

Если вы не читали рассказ или роман «Цветы для Элджернона», то у вас возникнет закономерый вопрос «А кто такой Элджернон и зачем ему дарить цветы?» Элджернон — это белая лабораторная мышь, на которой учёные ставили эксперимент по улучшению умственных способностей до того, как попробовать на людях, то есть на Чарли, 32-летнем уборщике из булочной. Именно о новой жизни Чарли после операции, которая сделал его пугающе умным и идет повествование. Психологическую драму и все метаморфозы читатель наблюдает через дневник главного героя.

«Театр кукол — это театр знака, серьезных тем. Даже в спектакле для самых маленьких «Как подружились Крапинка с Полосочкой» мы говорим с детьми трех лет о проблемах различий между нами. Миссия нашего театра — задавать вопросы, чтобы ребенок на них ответил», — объясняет выбор постановки режиссер Дмитрий Вихрецкий.

Актер Павел Дитянин согласен с наставником о важности спектакля: «К сожалению, не все гладко складывается с устройством особенных людей в жизни. Есть общая предвзятость. Как говорит профессор Немур из рассказа, «Они (особенные люди) — пустые оболочки, которые не просто не принесут никакой пользы обществу, а несут вред, расходы, дополнительную ответственность». Это проблема не только в нашем российском обществе, но и в мире».

Готовиться к спектаклю начали в Перми год назад: подали заявку, заявились на грант Министерства культуры РФ по нацпроекту «Культура», в феврале защитили и получили финансирование, но затем в планы вмешалась пандемия и постановка затянулась. Вернулись к репетициям осенью. «Наш спектакль — это эксперимент, не массовая история, ни для большой, ни для малой сцены», — показывает на декорации из конструктора Дмитрий Вихрецкий.

Операционная, булочная, парк, квартира — больше 20 кг деталей понадобились для создания съемочной площадки кукольной версии «Цветов для Элджернона». В постановке не использовали настоящих животных, вместо этого напечатали мышонка Элджернона на 3D-принтере. По периметру от съемочной площадки камеры и свет, которыми управляют актеры Павел Дитятин, Даниил Петров, Ангелина Провкова и Виктория Ельцова. Команда занимается съемкой и хромакеем: лица актеров накладывают на игрушечных человечков. Именно в этом главное отличие пермской постановки от всего, что делали в мире раньше.

При этом зрители видят все перемещения актеров, которые управляют городком из конструктора. «Они одновременно смотрят и «за кулисы», и на преображение актеров, и то, как мы используем технические средства. Но мы не играем, не притворяемся, а изображаем наших персонажей, — объясняет Дмитрий Вихрецкий. — Например, у Чарли проблемы с речью, но актер не коверкает слова, а использует механический предмет, чтобы затруднить речь».

Поклонники (романа) поймут, от каких сюжетных линий пришлось отказаться, но от этого не уменьшается драматургия. «Когда актер рассказывает о Чарли в третьем лице, то зритель больше проникается персонажем, а моментов, когда хочется зарыдать очень много. Мы пробовали во время репетиции прочитать текст глаза в глаза — сам чуть не заплакал», — делится эмоциями режиссер.

«Я недавно вспоминал, как в детский сад ходил в одну группу с мальчиком. Мы были наравне, но чем ближе были к школе, тем больше понимали, что отличаемся. Потом его отправили в школу для умственно отсталых. Мне очень захотелось рассказать эту историю, используя собственный опыт. Я помню, как нас делили, как нас пугали… — вспоминает историю из детства Вихрецкий. — Наш спектакль для подростков, которые начинают больше понимать социальную значимости всего происходящего. Мы хотим серьезно поговорить о том, как нужно относиться к людям. У нас у каждого разное развитие, но одинаковое право на жизнь».

Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
Кирилл Козлов
#Спецпроекты #Мнения #Общество #Репортаж #Нацпроекты
Подпишитесь