Posted 4 февраля 2021,, 02:00

Published 4 февраля 2021,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

Я живу на Плеханке: она никакая не особенная, но для меня центр Всего

Я живу на Плеханке: она никакая не особенная, но для меня центр Всего

4 февраля 2021, 02:00
Денис Вихров
Фото: Properm.ru
Каждому из нас есть, что рассказать о месте, где он живет. Редакция Properm.ru продолжает серию публикаций, в которых пермяки (мы в том числе) рассказывают о районах Перми и их особенностях, которые видны и понятны только местным.

Пару недель назад мы с коллегой устроили очередной бессмысленный спор на тему топонимики. Он уверял — Яндекс, Гугл, 2ГИС не могут врать одновременно — я живу в микрорайоне Данилиха, который вот от сих до сих — и «даже контуром тебе показывается». А еще — ты даже не в центре своего района живешь, не говоря о городе. Но потому наши спор и был очередным, и потому он был бессмысленным, и именно поэтому повторится вновь, что никакая умная карта не исправят мироощущения — Плеханка — это никакая-то Данилиха, а центр Всего.

Когда Плеханка стала Плеханкой (может и 40 лет назад ее так называли) точно не скажу, но посмотреть на нее моими глазами можно. Встаньте на гору у гимназии — все что увидите по правую сторону — и есть Плеханка. Начнем по порядку.

Два недостроя, которые сразу бросаются — знаменитый ЖК «Никитинский». Периодически полиция гоняет оттуда любителей хороших пейзажей, но скоро забраться на крышу будет невозможно — стройку обещают закончить. Но это не точно. Мойка с помпезным названием AUTOSPA на берегу Говнянки Данилихи не единственное светлое пятно Плеханки.

Новый ЖК «Цветы Прикамья», который построили на месте пустыря и теплиц, выделяется с панорамы Хохрякова — но со стороны Кронштадтской дома теряются за полупромышленными зданиями. Может, потому люди здесь живут своими городом, что отделены заборами, может, от того же и относятся к своей территории очень трепетно, не стесняясь гонять неместных парней и девчонок со спортивных кортов.

Зато жители Грузинки десятилетиями сохраняют демократичность и не огораживаются заборами друг от друга. Летом здесь тенистые и ухоженные дворы без пошлого жэк-арта, тропинки, по которым можно срезать, в общем социализм, но с предусмотрительно заблокированными проездами. Тренд на «частную собственность» задали новоселы чуть выше, к шоссе, как раз за бывшим киоском «Виктория».

Продуктовый павильон «Виктория» всегда был сердцем Плеханки. В окружении магазинов на первых этажах домов («Аванграда», «Вивата», а потом «Семьи») в «Викторию» всегда была очередь (особенно по ночам). Выживаемости и настойчивости хозяев «точки» можно было только позавидовать, но два года назад ее не стало. Никто не знает почему, но поговаривают, что люди несли цветы, поминали минутой молчания «синий огонек».

Сегодня живу в предвкушении безумия (это наверно профессиональный интерес), которое начнется после открытия детского сада. Для незнающих: внутри стоит частный дом, который обнесли по периметру забором, а значит хозяева съезжать не собираются.

Малышам часто придется пугаться четвероного охранника за забором. Зато дети могут учиться основам торговли и предпринимательства — Куединский комбинат им в помощь.

Выше, по Кронштадтской, к ж/д переходу — Китайский рынок. Коллега Иван Козлов пару лет назад в «Прогулках» хорошо подметил, что настоящий интерес на этом рынке представляют вовсе не кроссовки и не спортивные костюмы, и даже не неоновая подсветка, а последний в городе демократичный китайский общепит «для своих». «Ариран» вполне типичный восточный дворик со шведским столом из риса, морепродуктов, разных видов мяса, овощей, которые на витрине соседствуют с борщами и эчпочмаками. Колорита добавляет бюст Сталина в углу на полке.

На Плеханова никогда не было ресторанов или гигантских торговых центров. Продуктовые чередуются с аптеками и мелким бизнесом (вроде ремонта обуви или оптики). Автомастерские для своих и даже товарищи без определённого места жительства с годами становятся не такими уж жуткими.

Внешний вид района уже не изменить. Новостройки вписали в последние пустыри между домами и начинают хоть как-то, но решать социальные вопросы: про детский сад вы уже знаете, школу должны построить в ЖК «Цветы Прикамья». Плеханке любят приписывать одну проблему. Если вы не за рулем, то до остановки Блюхера, Крылова, Ленина придется шевелить минут 10–15. А еще четырехполосная дорога с Луначарского, переходящая в горлышко на Грузинской. Но гулять же полезно, а дорога должна с годами разрастись вширь на всем участке до шоссе Космонавтов.

Любой психолог подметит, что моя привязанность к месту — это результат взаимодействия с ним, оно ассоциируется с личностными смыслами, воспоминаниями, историей жизни. В моей редакции — бесконечная околорайонная-nostalgia. Первая футбольная коробка и разбитое баскетбольное кольцо у Почты, деревянные штабы, круглосуточные ларьки и бары, Китайка, летние «сплавы» по Данилихе — все туда. Мой центр Всего — конечно, от этой самой привязанности, смыслов и эмоций, накопленных за пару десятков лет жизни. Но разве это плохо?

"