Мошенники украли у пермяка 1,5 миллиона рублей, представившись сотрудниками МВД. Как у них получилось?

Мошенники украли у пермяка 1,5 миллиона рублей, представившись сотрудниками МВД. Как у них получилось?

14 апреля 2021, 07:30
1,5 млн рублей перевел мошенникам пермяк Петр Федоров (имя изменено по просьбе героя публикации). В полицию поступило уже несколько заявлений о мошенничестве, аналогичном тому, на которое попался Петр. Пока в ГУ МВД РФ по Пермскому краю не знают, сколько именно пермяков пострадали от нового вида «развода». Сами схемы поражают своим безумием.

Телефонные мошенники не настолько глупы, как мы думаем. Схема вроде такой — «Вам звонит служба безопасности банка» — уже вчерашний день. Новые же алгоритмы настолько наглые, что даже полицейские удивляются, тем более, что доброе имя полиции и треплют мошенники. Потерпевшие до сих пор не могут прийти в себя. Заявления в правоохранительные органы, конечно, поданы, но никто не надеется на благополучный исход. Ловить киберпреступников у нас еще не очень умеют.

«Зацепили»

Мы встречаемся с Петром Федоровым в кафе рядом с его работой. Он очень переживает. Спрашивает, какой будет статья, сначала соглашается на публикацию фотографии, потом (уже в процессе согласования) отказывается от её публикации. Петр живет один, родители живут отдельно. За 3 года Петр накопил 850 тыс. рублей, откладывал средства на депозит. 30 марта 2021 года Петру позвонили, примерно в 11:30. Он был дома один, работал удаленно.

Вообще-то разгар рабочего дня. В наше время открытых рабочих пространств, когда все работают на виду друг у друга, велик риск, что разговор услышат коллеги, которые тут же «ткнут» в спину, зашепчут, что это «развод», «лохотрон», «брось трубку», «что ты делаешь?» Но Петр был дома один.

«Как будто они знали, что вы дома один?» — рассуждаю я. «Много таких случайных совпадений, — вздыхает Петр. — Точно утекли персональные данные. Знали, сколько денег у меня на счету, какие есть карты». Звонок был с московского номера, но на это Петр не обратил внимания. «Это было первой ошибкой, — уверен он. — Я не посмотрел, пропустил этот момент, и, наверное, это и привело ко всем последствиям, которые были дальше».

Звонивший сказал, что от Петра пришла заявка на выдачу кредита в «Альфа-Банке». На вопрос, подтверждает ли он заявку на кредит, пермяк ответил, что не подтверждает. Дальше его перевели на якобы сотрудницу Центробанка, которая повторила информацию про кредит.

«Почему вы не положили трубку?» — уточняю. «У меня возникли определенные подозрения, что как-то все слишком быстро складывается. Но тут она сказала: «Чтобы у вас не возникало сомнений, что я хочу вам помочь, вас наберет сейчас сотрудник полиции, подтвердит мои слова», — отвечает Петр.

Ему позвонили с номера дежурной части ГУВД по Пермскому краю — 8 (342) 246–77–00. Звонивший мужчина представился начальником Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Пермскому краю, полковником полиции Александром Жураховым. Для убедительности мошенник прямо во время разговора предложил Петру зайти на сайт и удостовериться, что звонок поступил с телефона дежурной части ГУ МВД РФ по Пермскому краю, и что полковник действительно там служит.

«Меня это, к сожалению, действительно, подкупило. Я не знал, что такое возможное, что так легко можно номер правоохранительных органов подменить. С этого момента я полностью потерял контроль над ситуацией» — рассказывает Петр. Некоторое время он не может говорить, очень нервничает, до крови кусает заусеницы на пальцах.

«Далее меня просто последовательно разводили, продолжает Петр. — Этот как бы сотрудник полиции сразу сказал, что я должен с ними сотрудничать, что за отказ от сотрудничества предусмотрено наказание». Молодого человека мошенник пугал конкретными статьями из Уголовного кодекса РФ, предлагая тут же проверить содержание этих статей в интернете — всё совпадало. В том числе сработал аргумент о том, что за любое разглашение информации, которая составляет тайну следствия, предусмотрена уголовная ответственность. Пожалуй, это был самый мощный прием, на котором мошенники построили всю схему обмана. Молодой человек ни слова никому не сказал о том, что происходит. Ни матери, ни друзьям, ни операционистам в банке. Он четко выполнял инструкции от лжесотрудников правоохранительных органов. «Я же думал, таков смысл сотрудничества», — говорит он.

При этом основную часть диалогов с ним вела женщина, которая якобы была сотрудницей Центробанка. По словам Петра, она была очень подкована с точки зрения банковской терминологии. «Простой человек с улицы не может знать такие вещи», — уверен Петр. «Например?», — спрашиваю я. «Например, банковская ячейка, сейфовая ячейка, расчетный счет, лицевой счет, переактивация счета. Обычный человек не может так сходу общаться. Здесь человек явно был подготовлен и очень грамотно с психологической точки зрения вел разговор. Я просто не был готов к такому напору, за это и поплатился», — поясняет Петр.

Схема обмана

«Сотрудница Центробанка», говорящая с невероятной скоростью и московским акцентом, объяснила следующее: чтобы злоумышленник не смог взять кредит на имя Петра, тому самому надо пойти и взять кредит! Как бы создать «дубликат кредита». Операционист банка, по словам мошенницы, увидит, что кредит уже выдан, с такими же точно параметрами, как запрошено, и не будет выдавать кредит мифическому мошеннику.

«Вы хоть раз в жизни брали кредит?» — удивляюсь. «Нет, — признается Петр, — до этого — ни разу». Что еще подкупило пермяка, так это то, что всё было совершенно спокойно, никакого нажима, никаких просьб сфотографировать карту с обеих сторон, продиктовать кодовое слово, никаких персональных данных мошенники не запрашивали. Кроме того, они настаивали, что деньги он снимет сам, деньги возьмет сам, в свои руки.

И Петр отправился за кредитом. Он не сказал никому ни слова — нельзя же разглашать тайну следствия. «Все это время со мной держали связь, — вспоминает Петр, — у меня всё время, постоянно был активный звонок. Меня таким образом «сопровождали». По пути в банк он встретил маму, пояснил, что у него некоторые проблемы, но он их прямо сейчас решает, и ушел. В банке, согласно инструкции, которую выдали ему мошенники, он сказал, что кредит нужен для покупки автомобиля. Кроме того, мошенники «накрутили» его так: «ведите себя естественно, не нервничайте, не переживайте, мы вам поможем, всё будет хорошо». В планах мошенников было, что он возьмет 2 млн рублей, но в кассе не было средств, Петр взял в кредит только 700 тыс. рублей.

Мошенники подбадривали, как могли: мол, вот теперь задействован на максимум кредитный потенциал, и ни у кого не получится взять кредит на ваше имя, потому что у вас уже есть кредит, потому что возможности кредитные, с точки зрения банка, исчерпаны.

— Хорошо, взяли кредит, а как деньги на счетах мошенников оказались? — уточняю я.

Я получил наличку в кассе. Далее по инструкции от мошенников перевел деньги через банкомат «Тинькофф» на указанный счет.

— Зачем?!

— Мне хорошо присели на уши. Объяснили, что необходимо провести переактивацию лицевого счета, чтобы мошенники не смогли воспользоваться средствами».

Переактивация — это что вообще? Нет же такого понятия.

Типа перевод средств на новые счета. Если у мошенников есть доступ к счетам, они потеряют доступ, если сделать переактивацию счета. Для этого деньги надо положить в сейфовую ячейку. Оттуда они сразу уйдут на погашение кредита, в течение двух дней кредит будет погашен.

— Господи, какой кошмар.

Но это еще не кошмар, кошмар впереди. Петр перевел деньги через банкомат «Тинькофф» по номеру карты в несколько раз. 700 тыс. рублей отправились к мошенникам. В подтверждение того, что деньги поступили в какую-то сейфовую ячейку, молодому человеку прислали документ (в вайбере с ним общалась какая-то другая «сотрудница Центробанка»).

Номер карты, на которую Петр перевел средства, он указал в заявлении в полицию, указал все номера телефонов, с которых звонили, передал все скрины переписок. Конечно, он не надеется на возвращение 1,5 млн рублей (да, мы не ошиблись, не 700 тыс., а 1,5 млн рублей).

После 30 марта наступило 31-е. И Петр отдал все свои сбережения — уже с депозита. По той же схеме. 31 марта в 9 утра ему позвонила всё та же сотрудница «Центробанка», заверила, что кредит погашен, а в течение двух дней информация об этом отобразится. Прислала еще один якобы подтверждающий документ.

«Я был под очень сильным влиянием. Я не был готов психологически к этому, — объясняет Петр. — Я не знал, что технически возможно подменить номер правоохранительных органов». И в 9 утра 31 марта Петр снова был готов продолжать сотрудничество с «правоохранительными органами». Теперь уже «спасать от мошенников» необходимо было его собственные, накопленные за 3 года, 850 тыс. рублей. Для этого пермяк, следуя инструкциям «сотрудницы Центробанка», должен был обналичить средства со своего депозита и снова через банкомат «Тинькофф» всё перевести на номер карты, которую ему дали.

Еще раз напуганный «уголовной ответственностью за разглашение тайны следствия» Петр отправился в банк, где снял средства с депозита, потом пошел к банкомату «Тинькофф» и внес все деньги по указанному номеру карты.

Звучит, как будто его зомбировали. И очень похоже на то. Двое суток у него всё время был активный вызов на телефоне. Он перезванивал по телефону дежурной части ГУ МВД РФ по Пермскому краю, естественно, там отвечал дежурный. Он просил позвать к телефону полковника, но ему говорили, что так не сделают, пусть приходит с заявлением, что есть некий «особый регламент» общения с высокопоставленными чинами в полиции. Слова дежурного совпадали со словами мошенника, который предупреждал, что Петр до него не дозвонится, так как у них «особый регламент».

Якобы сотрудница Центробанка предупредила, что у них номера «генерируются» случайным образом — для их, центробанковской безопасности, конечно же.

31 марта в какой-то момент Петр сильно засомневался, запросил у собеседников хотя бы удостоверения. И — ему их прислали. В вайбер.

На фотографии — реально существующий полицейский, полковник внутренней службы Сергей Никольский, возглавляющий в 2020 году инспекцию штаба УМВД Тверской области. Фотография была использована в статье про него. Данные справа — это данные другого полицейского, пермского, которым и представлялся мошенник.

С «сотрудницей Центробанка» — практически та же история. Фото взято из интернета, причем это фото используют в своей рекламе как минимум три фотоателье из разных городов страны. Во всех трех фотоателье на запрос журналиста Properm.ru ответили, что девушку на фотографии не знают, а фотографию взяли из интернета.

Никакой Найденовой, скорее всего, не существует. Сотрудники Центробанка вообще никогда не звонят частным лицам. Но Петр этого не знал. Он предпринял еще одну «проверку реальности» происходящего: попросил лжеАлександру Найденову, чтобы ему перезвонили из полиции, так как он не может напрямую поговорить с полковником, дежурный не дает. Псевдополковник тут же перезвонил. Петр попросил его назвать номер, который указан в удостоверении. Тот назвал цифры из поддельного удостоверения. «И я на этом почему-то успокоился», — Петр снова начинает переживать. Пребиваю вопросом: «Как он объяснял отказ в личной встрече?» «Ссылался на то, что существует определенный регламент приема физических лиц. И что только когда у него будут подтверждающие документы, что выполнены все указания, мы сможем встретиться и все обсудить», — объясняет Петр.

Молодой человек понял, что в отношении него совершено преступление, что деньги, 1,5 млн рублей, он потерял, только часа через 4 после случившегося. И то не был до конца уверен! Один из разговоров он дал послушать по громкой связи своей знакомой, и она тоже пожала плечами - так искусно лгали мошенники.

Мошенники не останавливаются

И только когда Петр всё рассказал родителям, его мама тут же нашла информацию о похожем случае. На том же сайте ГУ МВД РФ по Пермскому краю. Информация была опубликована спустя 30 минут после того, как Петру позвонили первый раз. «Он умный парень, — пояснила мама Петра журналисту Properm.ru. — Но он привык верить людям, особенно если представились сотрудниками правоохранительных органов. Он никогда не имел с ними дела. Как и с кредитами».

После этого, уже поздно вечером 31 марта Петр поехал в полицию, написал заявление. Получил талон о том, то заявление принято, его подробно расспросили обо всем, отсканировали все распечатки звонков и прочее. Мошенники, конечно, не знали, что он поехал в полицию. И на следующий день снова продолжили наступление, так как у обманутого ими пермяка еще оставалась карта Сбербанка. Петр, по инструкции мошенников должен был пойти в Сбербанк, снять кредит там, чтобы опять же положить его в сейфовую ячейку, сделать «переактивацию счета», ну вы поняли.

Когда по его счетам начались подозрительные операции, еще 30 марта, карту Сбербанк заблокировал. И это единственно верный вариант развития событий! Никакая служба безопасности банков не будет вам звонить. Банк блокирует карту — звоните сами в банк, приходите туда с паспортом лично. Всё, других вариантов нет, никаких звонков из службы безопасности не предусмотрено.

Так вот мошенники требовали, чтобы он убедил операционистов Сбербанка разблокировать карту и взять кредит, потому что, по их словам, была якобы еще одна кредитная заявка, предварительно одобренная, на 250 тыс. рублей. Но в этот раз Петр уже никуда не пошел, он просто вел записи телефонных разговоров, об этом попросили настоящие полицейские.

Что говорила поддельная сотрудница Центробанка:— Вы можете сказать, что я сейчас проконсультировался, со своим отцом, например, он ранее не оформлял кредиты в вашем банке, ему когда-то оформляли какую-то карту, если не ошибаюсь, «Моментум». Могу ли я подать заявку на рассмотрение, чтобы я времени не тратил, чтобы мне оформили карту «Моментум»? <…> Можете надавить на то, что «Девушка, ну выдайте. Я услышал одну информацию, сейчас пришел, вы говорите другую информацию». Что это срочно, что если не выдадут карту, я бы хотел аннулировать вообще карту в вашем банке. Можете надавить на это. Смотрите реакцию сотрудника, как она будет реагировать. Скажите, что папа когда-то оформлял кредит, ему оформляли на карту «Моментум», у него не было с собой карты».

«У вашего папы, действительно, была карта «Моментум»? — я выключаю этот поток сознания, который несется из телефона. Говорит она безграмотно, конечно, и очень-очень быстро. Слушать невозможно. «Нет, конечно, не было никакой карты «Моментум» у папы, — поясняет Петр. — Она выдумала это прямо на ходу».

Дальше она учила общаться с руководством банка. «Она безостановочно говорит. Как она дышит-то? После чего она пропала?» — спрашиваю я. «Разговоров 10 я записал, сколько нужно для полиции. А потом перестал брать трубку. Потом сменил номер», — пояснил Петр. Последняя смс была в вайбере: «Петр, куда вы пропали? Почему молчите?»

Заявление пермяк подал в отдел полиции Индустриального района. Дело пока не возбуждено.

#Спецпроекты #Мнения #Банки #Общество #Преступление #Мошенничество #Деньги
Подпишитесь