Posted 14 апреля 2021, 08:40

Published 14 апреля 2021, 08:40

Modified 2 марта 2023, 14:36

Updated 2 марта 2023, 14:36

Силовики расследуют дело о взятках на Дягилевском фестивале. Кто зарабатывал на контрактах?

14 апреля 2021, 08:40
Ольга Седурина
В Перми продолжается расследование уголовного дела о взятке, полученной от подрядчика Дягилевского фестиваля. Журналист Properm.ru изучил, какие контракты заключались для подготовки мероприятий и кто их получил больше всех.

Месяц назад пермские СМИ и telegram-каналы сообщили о возбуждении уголовного дела о даче взятки при заключении контрактов на организацию Дягилевского фестиваля в Перми. В качестве получателя называлась директор фестиваля Анна Касимова, которой передавалась сумма в 700 тыс. рублей. В разговоре с журналистом Properm.ru директор фестиваля эту информацию отрицала.

Театр также отрицал эту версию, было заявлено, что Касимова действительно принимала участие в следственных мероприятиях. Как сообщили журналисту Properm.ru в театре, Касимова направила обращения в УФСБ и прокуратуру. После установления лиц, причастных к распространению недостоверной информации, будет подан судебный иск.

В официальном ответе на запрос Properm.ru в СУ СКР по Пермскому краю сообщили, что уголовное дело по ст. 291 УК РФ (дача взятки) действительно расследуется. Дело было возбуждено по факту преступления (на середину марта обвинение никому из фигурантов предъявлено не было). По информации редакции, в материалах дела фигурируют компании, в сумме заключившие большинство контрактов, связанных с организацией Дягилевского фестиваля в Перми. Как неофициально говорят знакомые с ситуацией силовики, история со взятками в театре называется чрезвычайно токсичной для региональной власти, его конечным интересантом «может быть лицо за пределами театра оперы и балета».

С кем и на что театр заключал контракты?

Всего с 2011 по 2019 год (в 2020 году из-за коронавирусной инфекции мероприятия были отменены) театр оперы и балета заключил не менее 370 госконтрактов, в которых прямо указывается Дягилевский фестиваль, данные выгружены с портала госзакупок. Из них 245 договоров заключено с физическими лицами — это контракты оказания услуг с российскими артистами оперы и балета, музыкантами и дирижером оркестра Теодором Курентзисом, а также с дизайнерами, художниками-оформителями, фотографами и видеооператорами.

Еще 20 договоров с «Театром-театром», московским театром им. Станиславского, Пермской художественной галереей, театральным фестивалем им. Чехова и другими менее известными концертно-зрелищными компаниями — на организацию совместных мероприятий.

Еще не менее 30 контрактов были заключены на техническое обеспечение фестивальных площадок, они подписывались с разными контрагентами. В некоторых случаях при заключении договора до 1 млн рублей при проведении котировок исполнитель в системе не указывается.

Еще один тип часто встречающихся госконтрактов, их не менее 20 — на услуги гостиниц и покупку авиабилетов. Проживание артистов и гостей обеспечивали такие компании, как «Пермтурист», «Строгановская вотчина», «Вечный зов», «Хостел-П». Контракты на приобретение авиабилетов заключались с агентствами «Лидер», «Тур-лидер», еще в нескольких котировках до 1 млн рублей поставщики не указаны.

Также договоры заключались на оказание услуг по участию в мероприятиях Дягилевского фестиваля зарубежных артистов, их обеспечивали три компании. Больше всего в системе госзакупок найдено подобных договоров между театром и ООО «Ферентина» (удалось найти 34 сделки, где в документах фигурирует название фестиваля). Еще 19 подобных контактов заключено с ООО «Арт-А» и шесть — с ООО «Зланго».

Эти же три компании, согласно сервису «СПАРК-Интерфакс», суммарно заключили не менее 18% от всех госконтрактов пермского оперного театра начиная с 2011 года. «Зланго», «Ферентина» и «Арт-А» привозили в театр оперных звезд, оплачивали их гонорары, оформляли визы и авиабилеты на международные рейсы для организации фестивалей, гастролей и иных мероприятий. Все три компании объединяет то, что они заключали контракты только с Пермским государственным театром оперы и балета или для него. Например, в 2014 году ООО «Зланго» заключило контракт на организацию участия театра в культурной программе Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи (заказчиком был Центр по реализации проектов в сфере культуры).

ООО «Зланго» (третья в списке компания по числу полученных госконтрактов) прекратило существование в 2017 году, а сотрудничество с театром — в 2015 году, после чего в принципе не заключало никаких договоров, театр был единственным госзаказчиком. Одним из учредителей общества является Татьяна Сентябова. Она же в 2015 году создала ООО «Ферентина», это второй по объему исполненных для театра оперы и балета контрактов подрядчик. Компании заключили с оперным театром 159 госконтрактов на общую сумму более 92 млн рублей.

Компания «Арт-А» — лидер по числу госконтрактов, заключенных с музыкальным театром. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», фирма была зарегистрирована в 2014 году и за пять лет заключила с оперным 269 госконтрактов на сумму более 109 млн рублей. Единственным учредителем и руководителем фирмы является Анна Орлова. Фирма «Арт-А» с 2018 года была включена в реестр недобросовестных поставщиков, как уклонившаяся от заключения выигранного госконтракта — с тем же оперным, на услуги организации мероприятий по обеспечению проведения Дягилевского фестиваля стоимостью 2,85 млн рублей. В это же время Пермское УФАС начало проверку соблюдения законности при проведении торгов для нужд Дягилевского фестиваля.

Эти три компании брали на себя организационные задачи, в большинстве случаев — по организации участия в фестивалях и премьерных спектаклях звезд, большей частью — иностранных артистов, музыкантов и режиссеров. Опрошенные журналистом Properm.ru представители театрального сообщества говорят, что в последние годы оперный театр сотрудничал с нетрадиционными для пермской культуры поставщиками услуг.

«Это была для всех крайне закрытая история, театральное сообщество в нее не посвящалась. Были разговоры, что когда театр стал в большом количестве приглашать зарубежных звезд, понадобились посредники. Бюджетному учреждению сложно заключить контракт с иностранцем и потом за это отчитаться. А звезды часто предпочитают не платить налоги. Поэтому обсуждалась возможность выплаты гонораров, оформление документов: билетов, виз и аренды квартир — через посредников. С которыми и заключались организационные контракты», — рассказал на условиях анонимности собеседник в оперном театре. Найти официальных подтверждений этой информации журналисту Properm.ru не удалось.

Крупным подрядчиком театра с 2014 года стал индивидуальный предприниматель Теодор Курентзис. На сегодня он заключил с оперным 29 госконтрактов на 29 млн рублей, всегда исполняя услуги дирижера.

Картельный бенефис

История с возбуждением уголовного дела не первый скандал вокруг заключения контрактов на организацию Дягилевского фестиваля. В 2018 году Пермское УФАС выявило картельный сговор на госзакупках по организации Дягилевского фестиваля в Перми. Изучалось заключение контрактов с декабря 2016 года по март 2017 года. Тогда на шести аукционах было разыграно более 14 млн рублей. Заявки на участие в пяти из этих аукционов были поданы только от двух организаций — ООО «Ферентина» и ООО «Арт-А», — оба лица были допущены к участию в торгах.

Победителями торгов на четырех аукционах стало ООО «Ферентина», ещё на одном — ООО «Арт-А». Вследствие пассивной конкурентной борьбы на торгах начальная цена контрактов была снижена крайне незначительно. Антимонопольщики выяснили, что заявки от обоих участников подавались одновременно, из одного офиса, с указанием одних контактных данных. Из того же офиса ООО «Ферентина» и ООО «Арт-А» участововали и в других госзакупках. Юридически независимые, ООО «Ферентина» и ООО «Арт-А» несколько лет сотрудничали друг с другом, выдавая займы и заключая между собой агентские договоры, выявило Пермское УФАС.