Биологические активные добавки — вещества, которые чаще всего используются для поддержки иммунитета, укрепления здоровья. При этом БАДы не являются лекарствами — это указано по закону на упаковках. В российском законе также говорится, что добавки являются пищевым продуктом природного происхождения или идентичный к нему.
В прошлом году спрос на препараты для поддержки иммунитета вырос. Для отрасли 2020 год стал особым, так как из-за пандемии люди начали больше внимания уделять внимания своему здоровью. Спросом пользуется как обычная аскорбиновая кислота, так и более сложные биологически активные добавки. Только за девять месяцев 2020 года спрос на БАДы для поддержки иммунитета составит 139% по сравнению с тем же периодом 2019 года.
По данным DSM Group, российский рынок БАДов в прошлом году вырос на 17% — до 74 млрд рублей. Наибольшая доля пришлась на общеукрепляющие БАДы — 25,2 млрд рублей, затем идут добавки для улучшения пищеварения — 14 млрд рублей.
Меньшей популярностью пользуются добавки:
Сейчас производители добавок делают акцент на молодых потребителей, которые также начали интересоваться БАДами. С 2021 года правительство разрешило продавать добавки в интернете, однако понятные правила электронных торгов еще не установились.
В Пермском крае производством биологически активных добавок занимается компания «Промёд». По итогам прошлого года выручка предприятия увеличилась в два раза и составила около 6 млн рублей. Пермяки еще около десяти лет назад решили не расширять линейку добавок к пище, а выпускать обычные пищевые продукты дополнительно к бальзаму.
Процедура сертификации добавок проще, чем лекарств, но все же сложнее, чем обычных продуктов и дороже в 4–5 раз. При производстве БАД около половина зарплат приходится на сырье, четверть — зарплата работников, еще 20% приходится на налоги. Также «Промёд» добавляет 20% в качестве прибыли, чтобы возместить затраты на разработку и сертификацию бальзама.
С апреля 2021 года начался эксперимент по маркировке добавок. Власти хотят таким образом бороться с фальсификатом. При этом идея маркировки не вызывает поддержки у участников рынка, так как по их информации, в России практически не выпускают поддельные БАДы. Кроме того, инициатива маркировки всех видов добавок расценивается как нецелесообразная.