Posted 29 июля 2021,, 02:35

Published 29 июля 2021,, 02:35

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Дома на трубы не поменяли. Верховный суд закрыл вопрос сноса домов у трубопроводов

Дома на трубы не поменяли. Верховный суд закрыл вопрос сноса домов у трубопроводов

29 июля 2021, 02:35
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Во фразе «сносить нельзя оставить дома в зоне «секретных» трубопроводов» Верховный суд России поставил запятую после слова «нельзя». Хотя и с оговорками. Теперь, если корпорация все-таки захочет снести дом в зоне старых трубопроводов, ей придется доказывать, что владелец знал об ограничениях на строительство. Во всех иных случаях — владельцу положена компенсация. Старые судебные решения о сносе подлежат пересмотру. Журналист Properm.ru вспомнил 10 лет трубной войны и изучил документ Верховного суда.

Это история началась в 2010 году и не только в Перми. В СМИ есть упоминания о нескольких судебных исках, которые подавали представители крупных компаний к собственникам домов, которые, по мнению истцов, находились в охранных зонах трубопроводов. Первые иски прошли незамеченными, потому что суды выносили решения в пользу ответчиков.

Труба важнее

Но в 2014 году корпорации триумфально вернулись. В Перми на хозяев участков в микрорайонах Архиерейка, Запруд, Кислотные дачи, Голованово, деревни Адищево и СНТ «Ерепеты» подала в суд компания «Транснефть — Прикамье», были иски и от «Лукойла». Причина обращения — дома и прочие строения пермяков находятся в границах минимально допустимых расстояний от оси магистрального нефтепровода и газопровода «Каменный лог — Пермь». Иски похожие. Истец утверждал, что ответчик нарушил нормы эксплуатации газопровода, когда возвел дачу/дом в зоне минимально-допустимых расстояний. Также указывал, что нахождение дома в этой зоне угрожает безопасности его жителей. Требование — снести дома за свой счет.

Корпорации последовательно выигрывали процессы. Суды постановили, что около 400 домов должны снести собственники за свой счет. Но речь шла не только о 400 домах. Потенциально под сносы могли попасть владельцы 3 тыс. домов. Жильцы начали юридическую и политическую войну, которая продлилась в активной стадии года три, а в «холодной» — до настоящего времени.

В активной стадии в Перми собственники не только апеллировали к судам разных инстанций, но выходили на пикеты и митинги. Отметим, что на начальной стадии власти разных уровней не стремились идти на диалог с собственниками участков, что и стало поводом к росту политической активности. В 2015 году к процессу подключились некоторые муниципальные и краевые депутаты, тогда еще уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.

Отметим, что ситуация со сносами домов в зоне трубопроводов касалась не только Прикамья. Процесс одновременно проходил во многих регионах страны. В 2016 году появился проект новой редакции ФЗ «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов…». По нему собственник трубопровода мог самостоятельно все снести и потом требовать компенсацию затрат на снос «за счет лиц, осуществивших возведение указанных объектов».

Против проекта тогда высказалась ФАС. Дмитрий Махонин, который в то время возглавлял профильное управление антимонопольного ведомства заявлял «это затрагивает права и интересы людей, к тому же очень часто речь идет о спорных случаях, которые должны решаться в судах», — и отмечал, что проблема носит общефедеральный характер. В том же году, власти края договорились с корпорациями о моратории на исполнение решения судов по сносу.

Пока действует мораторий

В 2017 году тема дошла до президентской прямой линии. Владимир Путин, отвечая на вопрос жительницы Челябинской области заявил, что требование сносить дома, построенные в 100-метровой зоне от газопроводов, является несправедливым: «Тех, кто уже построился в 100-метровой зоне, нужно оставить в покое, а запретить лишь новое строительство», — сказал президент.

3 августа 2018 года вышел ФЗ № 342, который сильно поменял ситуацию. Ключевые тезисы:

  • Если дом (склад, гараж и так далее) построен до дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода — сносить нельзя.
  • Если к зданиям или трубопроводам «реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации трубопроводов» — сносить нельзя.
  • Если в отношении трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ — сносить нельзя.

Фактически закон обязал собственников трубопроводов не только внести в Росреестр сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, но и возмещать убытки в связи установлением таких зон. Закон прямо закрепил, что уже существующие дома и иные объекты капитального строительства сносу не подлежат. Более того, законодатель также предусмотрел возможность пересмотра ранее принятых решений о сносе самовольных построек. Фактически закон закрыл все вопросы по всем судебным искам и решениям после даты выхода, с 4 августа 2018 года.

Но вопрос с уже вынесенными судебными решениями оставался открытым. Все собственники с судебными решениями о сносе продолжали существовать в режиме неопределенности. Осенью 2018 года Дмитрий Козак (тогда заместитель председателя правительства России) дал поручение Росреестру исключить ранее внесенные сведения о границах тех самых зон минимальных расстояний, то есть начался длительный процесс пересмотра границ трубопроводов, новых определений всех опасных зон и минимально допустимых расстояний, внесение их в кадастровый реестр. Он продолжается и сейчас, срок определен до сентября 2022 года.

В марте 2019 года Совет Федерации предложил Верховному суду РФ обобщить всю судебную практику по этой проблеме с учетом закона 2018 года. Результаты этой работы, представленные в июне 2021, практически закрывают споры на тему сноса. Всего ВС в 24-страничном обзоре обозначил 13 позиций по спорам такого рода. Вот ключевые пункты:

  • не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний…если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений…
  • объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), сносу не подлежат;
  • снос зданий…, расположенных в границах минимальных расстояний… сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения…возможен только при условии предварительного возмещения;
  • в случае сноса на основании решения суда, принятого до 4 августа 2018 года, … лицо, которое не знало и не могло знать о действии соответствующих ограничений…имеет право на возмещение убытков собственником такого трубопровода или органом государственной власти, органом местного самоуправления за счет соответствующей казны;
  • оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке;
  • …право на пересмотр судебных постановлений, вынесенных до введения нового правового регулирования, получили собственники строений, подлежащих сносу на основании ранее вынесенных судебных решений

То есть, трубопровод тоже может считаться «нелегальным», если информации о нем нет в ЕГРН. Если постройка занесена в ЕГРН — она легальна, если собственник не знал про трубопровод — постройку нельзя признать самовольной. Во всех этих случаях снос дома возможен только если компания выплатит компенсацию. Ну а все ранее вынесенные решения теперь подлежат пересмотру.

Скандал длиной 10 лет похоже закончился утверждением статус-кво. Собственникам домов эти 10 лет стоили нервов, денег. Чтобы решить проблему потребовались: много гражданской активности, вмешательство депутатов, сенаторов, ведомств, Верховного суда и президента. Добавьте к этому процесс изменения федерального законодательства, много работы юристов.

Кому-то покажется, что все было зря. Но надо понимать, разъяснения Верховного суда сегодня получают дополнительную актуальность. Закон о бесплатном подключении газа повлечет за собой увеличение количества газопроводов.

"