«Гуляй, шальная...». Как пермская культура пермской культуре песню глушила

27 августа 2021, 07:32
Человечество за все время существования изобрело много идиотских способов решения простых проблем. Например, способ «героический»: навешиваем на себя проблему и в одиночку тащим ее к Ородруину. Или «русский легендарный им. космонавта Андропова»: пьем водку в невесомости, говорим волшебное заклинание «хусим» и наносим удар кувалдой. Ну и конечно, детский способ. Когда дети обижаются на упрямую игрушку, они жалуются старшим или бьют ее об стену, после чего требуют новую.

В принципе, все эти способы можно считать «детскими», ибо наносят попутный ущерб на большой площади, а реализаторы не замечают ничего вокруг. Ровно так произошло в очередной раз в Перми. Однажды трем уважаемым дамам попалась, не в добрый для себя час, сложная игрушка. Называлась она «Музыкальные встречи на Соборной площади».

Это летняя программа выступления музыкантов (профессионалов и любителей) Перми, согласованная с городским департаментом культуры. Организаторы проводили какой-то отбор, предоставляли бесплатно звуковую аппаратуру. А музыканты соответственно каждый день играли на Соборной площади с 19 до 22 часов. Зарабатывали наверное, но вряд ли миллионы. Играли что могли и как могли. Нет, не как Лучано Паваротти или Билли Айлиш, — обычная уличная музыка, что хорошо заходит отдыхающей публике теплыми вечерами между мороженным и сладкой ватой. И которая, конечно, кому-то не нравится (мне, например).

На свою беду, вечера живой музыки оказались в геометрическом центре треугольника из двух руководителей пермских музеев и одного директора культурного фонда. Два человека рядом работают, а третья — кофе зашла попить. И отнеслись они к младшему брату по культуре, мягко говоря, не по-родственному. Далее предоставляю слово непосредственным участницам (все цитаты взяты из публичных постов и комментариев в ФБ. Орфография и пунктуация сохранены).

Наиля Аллахвердиева, директор музея современного искусства PERMM: «…на площади началась музыкальная программа из серии «шальная императрица» (прямо как из «5 элемента», для полной зачистки врага), такого уровня громкости и пошлости, что я готова была променять ее на сверхзвуковой аккомпанемент МИГов…» Потом уважаемая директор «добила подранка»: «это все настоящий кошмар, вместо релакса в теплый летний вечер, звуковой террор».

Директор ПГХГ Юлия Тавризян: «Это жесть! Представь, как под это сопровождение музыкальное работать? А еще когда несколько источников звука? С одной стороны г-н Мясников с романсами, с громкостью, от которой стекла дрожат (что тот самолет), с другой — волынка или рок из уст молодых исполнителей… Мы на стенку лезем с весны. Но объясняют, что это муниципальная программа, и что поют исключительно профессионалы… Охотно верю, но жить там невозможно».

Надежда Агишева, директор фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция», депутат городской думы: «Ежедневный шансон со звукоусилением доставляет проблемы всем, кто присутствует на площади, деформирует восприятие городского пространства и смыслы. <…> это не учитывает интересы тех, кто хочет тишины. Это захват общественного пространства».

Термины «программа из серии «шальная императрица», «звуковой террор», «захват общественного пространства» странно читать от людей, которые, как мне помнится, выступали за принцип «пусть расцветают сто цветов», свободу творчества самовыражения и эти ценности активно продвигали. Но ок, мало что напишут люди в запале в этих ваших интернетах. Обычно ведь как: выплеснули эмоции, насладились комментами и можно дальше жить.

По логике, если проблема есть, существует взрослый способ ответа на вопрос: «Как убавить звук у соседей?». Нужно два раза вежливо попросить сделать потише, а если не услышали — «выдернуть шнур» (есть еще вариант «разбить усилок», но это только в крайних случаях). Схема работает от Западного побережья США до Восточного побережья России. Почему кто-то думает, что это не работает в Перми? Тем более, если я все правильно понял, организаторы «Музыкальных встреч» адекватно реагировали на подобные просьбы (они были).

Но стихийный худсовет вынес иное решение. Наиля Аллахвердиева: «Юлия Тавризян давайте объединим усилия и прекратим это все. Просто очень стыдно перед гостями и целом неприятно там находится». Юлия Тавризян: «Ну вот Надежда Агишева говорит, в это воскресенье закрытие сезона) Пусть уже допоют. А потом, да, давайте».

В принципе на этом можно ставить точку. Потому что внезапный союз трех руководителей трех сильных прогрессивных культурных институций Перми на почве совместно «снести» четвертую (слабую и самодеятельную), да еще по причине «ой, это дурновкусие, нам не понравилось» — оксюморон, или даже «фиаско», если не сказать грубее.

Но это ж еще не все. Доподлинно неизвестно делалось ли что-нибудь реально (мне очень хочется думать, что нет). Но когда на фоне грандиозного «холивара» в соцсетях три таких уважаемых (и влиятельных) человека говорят — «вот там говно», то внезапно из тумана появляются то ли новый директор городского департамента культуры, то ли потребнадзор, в общем государство. И выгоняют всех из леса, то есть, с площади. Просто чтобы скандалу не было.

Давайте еще раз. Три очень опытных талантливых специалиста по культуре не стали как-то помогать самодеятельному молодому культурному начинанию. И даже не стали решать проблему простыми взрослыми способами. Они высокомерно сказали «фи», а по пути (то ли случайно, то ли нет) пожаловались тому самому государству, чью политику в сфере культуры не сильно одобряют. Ну а государство, конечно помогло.

Гульнули, императрицы-то, а? По нашему, по-пермски.

#Спецпроекты #Мнения #Общество #Колонка
Подпишитесь