Posted 6 декабря 2021, 04:00
Published 6 декабря 2021, 04:00
Modified 2 марта 2023, 15:55
Updated 2 марта 2023, 15:55
Ник Вуйчич сказал: «В жизни много того, что гораздо хуже отсутствия рук и ног. Страх — одно из таких позиций. Невозможно жить полной жизнью, если каждое ваше решение определяется страхом».
Со страхом надо бороться всеми способами. Так появился online конкурс ФСС «Я — активная» с двумя номинациями: для девушек с ограниченными возможностями здоровья «Я — активная. Трудоустройство как адаптация к жизни» и родителей особенных детей «Я — активная. Счастливая мама».
Участницы конкурса должны были ответить на вопросы анкеты, затем — рассказать в небольшом видеоролике о том, как им удалось реализоваться личностно и профессионально, перевернув трагические страницы своей жизни, и главное — преодолев собственный страх. К сожалению, ролики о том, как стать счастливым, имея инвалидность или, воспитывая особенного ребенка, решились выложить в группе регионального отделения Фонда ВК лишь три участницы. Наверное, всем нам нужно пройти длинный путь, чтобы измениться по-настоящему.
В 2007 году Елена Ефремова попала в больницу. Диагноз врачей стал для молодой активной женщины, мамы двоих сыновей, настоящим ударом.
Миастения — это неизлечимая болезнь, которая характеризуется нарушением нервно-мышечной передачи (то есть нарушением процесса сокращения мышцы, возникающим в ответ на импульс, идущий по нервному волокну). Основным проявлением болезни является мышечная слабость, а еще может возникать птоз (опущение) верхних век, нарушение глотания, а в тяжелых случаях и при прогрессировании заболевания слабость дыхательных мышц, вплоть до остановки дыхания.
После операции был долгий период восстановления. Елена занималась только домашней работой и воспитанием детей. Общение с людьми хотелось свести к минимуму, а переполнявшее отчаяние выплескивалось на бумагу. Елена рисовала портреты знаменитостей, музыкантов, артистов, которые, несмотря на большой талант и мировую славу, также страдали от различных недугов.
Больше всего на свете Елена боялась, что болезнь вернётся, и что приступ, во время которого легко потерять возможность управлять своим телом, произойдёт в общественном месте, и никто не придёт ей на помощь.
Для Елены все изменилось после посещения Краснокамской районной организации ПКО ВОИ в 2014 году, где ей, неразговорчивой, замкнутой, уставшей женщине, которая просто зашла за абонементом в бассейн, предложили работу. Делопроизводство — дело суетное, и очень скоро на смену постоянным депрессии и тревоге, пришло понимание того, что инвалидность — это не приговор.
А через несколько лет Елена уже не представляла своей жизни без сплавов и походов, творческих мероприятий, паратурслётов, реализации различных проектов, самые масштабные из которых «Старости. NET», «И стар, и млад, туризму рад», а также помощи тем, кто одинок или находится в тяжёлой жизненной ситуации. Кстати, отправиться на экскурсию или на сплав вместе с представителями организации, насчитывающей около 500 человек, сегодня могут уже все желающие. Когда людей объединяют общие интересы, быть собой совсем не страшно…
В 2019 году Елена освоила нейрографику — психотерапевтический изобразительный метод работы с подсознанием и эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону, разработанный художником и психологом Павлом Пискаревым в 2014 году.
Сегодня она является инструктором и уже сама ведёт кружок нейрографики для членов ВОИ, продолжает писать портреты и осваивает натюрморты. Выставки работ Елены Ефремовой проходят в Законодательном собрании Пермского края, в галерее «Перекрестки» ПКО ВОИ и пользуются большой популярностью.
А в 2020 году Елена возглавила организацию ВОИ в Краснокамске, и вошла в состав координационного совета по делам инвалидов при главе Краснокамского городского округа.
Людмила Меньшикова сегодня возглавляет организацию инвалидов в Пермском районе. В 22 года после автомобильной аварии девушка получила тяжёлую травму позвоночника, стала инвалидом второй группы, долгое время восстанавливалась, училась заново ходить.
Людмила, по собственному опыту знает, насколько тяжело принять инвалидность, если человек молод, если ещё вчера был совершенно здоров и полон сил. Людмила лежала в палате и с завистью слушала звуки шагов по больничному коридору. Особенно расстраивал стук высоких каблучков женских туфель. Она понимала, что уже никогда на наденет шпильки…
После выписки реальность оказалась страшнее, чем в ожиданиях. Перед обычной прогулкой даже лестничный пролёт в подъезде становился настоящим испытанием. А во сне она всё время кружилась в вальсе в белоснежном платье и в туфлях на высоких каблуках.
Кстати, примерить туфли на каблуках она все же смогла. И ничего, что это произошло только после многочисленных операций на позвоночнике и длительного периода реабилитации.
А потом пришла любовь. Людмила вышла замуж. Родились сыновья.
В 2010 году Людмила окончила Высшую школу приватизации и предпринимательства (Москва) по специальности «финансист». В 2019 году с отличием окончила Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности «педагог-психолог». В октябре 2020 года после обучения по программе Системы добровольной сертификации «Мир, доступный для всех» стала специалистом-экспертом в области создания безбарьерной среды.
А ещё Людмила Меньшикова автор проекта, ставшего победителем в районном конкурсе культурных и социальных проектов «Твоё время». Грант позволил ей открыть в доме культуры в селе Лобаново арт-студию для детей и подростков, кружок настольных игр и студию «Релакс» для родителей особенных детей.
Победительницей в номинации «Я — активная. Счастливая мама» стала Алёна Пыжьянова.
Алёна Пыжьянова — многодетная мама, успевающая и работать, и принимать участие в различных творческих проектах, и воспитывать троих сыновей. Младший сын в семье Пыжьяновых Кузьма — особенный, солнечный ребенок — человек творческий и очень активный.
Он участник младшей группы театра «Пространство любви». По мнению мамы, из Кузьмы выйдет в будущем замечательный аниматор, способный подарить ребятишкам много тепла и света. Кузьма увлекается спортом, он занимается в секции по скалолазанию под руководством старшего брата Тимофея, выбравшего путь волонтера. Тимофей работает с особенными ребятами в рамках проекта «Адаптивное скалолазание», авторами которого являются скауты Пермского края. А еще Кузьма учится в школе № 113 «Ступени», где у Пермского отделения Фонда социального страхования много друзей.
К сожалению, сегодня людям действительно проще выложить забавное фото в интернете или посмеяться над попавшим в беду человеком.
Сегодня социальная уязвимость особенных людей заключается не только в проблемах со здоровьем, отсутствии доступной среды, зависимости от социальных мер поддержки и слабой вовлеченности в общественную жизнь. Преодолеть социальную исключенность инвалидов из общественной жизни, можно только разрушив внутренние барьеры социальной инклюзии. К примеру, многие люди стараются вообще не замечать инвалидов только потому, что боятся оказаться на их месте, ведь от недуга или несчастного случая никто из нас не застрахован.
Есть и те, кто уверен, что инвалидам вообще не место на улицах наших городов. Тому печальный пример, жительница Санкт-Петербурга, чья ссора с волонтерами на детской площадке облетела весь интернет. Женщина требовала у воспитателей центра социальной интеграции детей с особенностями, убрать воспитанников с детской площадки, ведь, по убеждению дамы, у детей с аутизмом должны быть свои особенные места для гуляния. Мол, «вы пугаете наших детей». Но как показывает практика, за причиной такого поведения, кроме очевидных хамства и наглости может тоже скрываться просто страх…
Проблемы инвалидов сегодня освещаются в СМИ гораздо чаще, чем 5–10 лет назад. О том, как меняется жизнь вчерашних затворников, рассказывают известные люди, призывая к толерантности и гуманности, а представители благотворительных фондов собирают денежные средства, необходимые для лечения и улучшения качества жизни особенных детей.
Но корректируется ли поведение большинства обычных граждан к людям с особенностями здоровья? Почему половина россиян, до сих пор выступает за раздельное обучение своих детей с детьми с особенностями развития, почему многие до сих пор считают, что для инвалидов надо создавать отдельные предприятия, где они могли бы трудиться?
Барьеры среды, затрудняющие передвижение особенного человека, сегодня исключить намного проще, чем внутренние — искажение объективной информации, распространение социальных мифов об инвалидах. Именно эти барьеры затрудняют получение образования, создание семьи, профессиональную самореализацию и многое другое. И поведение самих людей с инвалидностью препятствует их равному участию в жизни общества. Они тоже боятся и откровенно враждебно настроенных граждан, и формализма, и равнодушия.
И пусть опыт наших героинь послужит примером, что страх преодолеваем. И надо верить в себя и двигаться вперёд.