Posted 29 декабря 2021, 10:54

Published 29 декабря 2021, 10:54

Modified 2 марта 2023, 15:46

Updated 2 марта 2023, 15:46

«Ликвидация прадедушек и прабабушек». Пермяки о борьбе властей с правозащитным обществом «Мемориал»

«Ликвидация прадедушек и прабабушек». Пермяки о борьбе властей с правозащитным обществом «Мемориал»

29 декабря 2021, 10:54
Фото: Properm.ru
28 декабря Верховный суд России ликвидировал Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» (внесено в реестр иноагентов). Юристы организации собираются обжаловать решение. «Мемориал» занимается исследованием политический репрессий в СССР и современной России, содействует моральной и юридической реабилитации лиц, которые подверглись политическим репрессиям. Собрали высказывания пермяков о ликвидации «Мемориала».

Роберт Латыпов, руководитель пермского* «Мемориала»

Подлость часто тиха и незаметна. Маскируется под банальную, рутинную, ничем не примечательную работу чиновника по «исполнению закона». Звучит сухим бюрократическим языком. Подаётся как «благо для общества и конкретных граждан». Объявляется тогда, когда не ждёшь. Вызывает поначалу недоумение и обиду. Осознаётся не сразу. Бьёт больно. Заставляет снова сжать зубы и работать ещё быстрее и лучше. Через какое-то время возвращается бумерангом по своим создателям. Подлость не забывается и не прощается.

Ликвидация «Мемориала» по требованию российской прокуратуры — это подлость. Со всеми вышеперечисленными характеристиками. Да, она не первая и, разумеется, не последняя. Но главное не это. Если под её тяжестью не станем равнодушными, бессловесными, смирившимися, то переживём и её. Да пребудет с нами сила.

Дмитрий Жебелев, глава благотворительного фонда «Дедморозим»

Ликвидация прадедушек и прабабушек. Это организация людей, благодаря которым были реабилитированы невинно осуждённые и убитые государством родные практически каждого из нас. И сохранена память о них. Решение суда — это попытка власти уничтожить именно её.

В общем-то, один раз наших прабабушек и прадедушек уже ликвидировали по решению судов. И память о них пережила тех, кто это сделал. Сегодня вопрос только в том, что останется в памяти людей о нас самих.

Алексей Каменских, историк и преподаватель НИУ ВШЭ-Пермь

«Мемориал» будет жить. Потому что будут жить правда, совесть и память. И позор тем «судьям», которые сегодня, вопреки всем законам, приговорили его к уничтожению.

Надежда Агишева, экс-депутат пермской думы, член общественной палаты Прикамья

Новость о ликвидации «Мемориала» оглушительная и очень символическая. Сейчас в нашем регионе живет более 2 тыс. людей со статусом «жертва политических репрессии». Такой статус получали дети убитых «врагов народа», которые не были врагами и не совершали никаких преступлений. Государство признало их право на реабилитацию.

Ещё с нами живут дети тех, кого насильно привезли сюда в годы депортаций. Депортации осуществлялись по национальному и имущественному признаку без уголовного преследования, в рамках административного производства.

Ассоциация жертв репрессий — часть «Мемориала». Я не буду говорить о повторных репрессиях и о том, что дети и внуки погибших и пострадавших сейчас чувствуют. Ликвидировать общественное движение невозможно, можно «закрыть» организацию, расчетный счёт и доступ к папкам с фамилиями палачей. Отказать в грантах, отменить День памяти жертв репрессии.

Этот Мемориал в наших сердцах.

Алексей Папулов, PR-консультант

В классе, наверное, 8 я увлёкся историей посёлков спецпереселенцев в окрестностях родного Кына: их было порядка 7–10. Представляете моё изумление человеконенавистничеством и людоедством, выбросить людей с одним топором посерёд тайги.

В следующие летние каникулы мы с одноклассниками и школьным учителем Сергеем Алексеевичем поехали устанавливать кресты. Как сейчас помню, как писали эти буквы. Сергей Алексеевич, человек верующий, говорил небольшую молитву, потом ставили крест. И к следующему посёлку.

Суд ликвидировал «Международный Мемориал», который установил миллионы моральных крестов невинно осуждённым своими публикациями и просветительской работой. В это тяжело поверить, особенно неприятна формулировка об оправдании. Надеюсь, Пермский Мемориал продолжит работу.

Данила Васильев, осужденный по делу «Куклы Путина»

В мое время эти люди помогли мне, внесли меня в список преследуемых по политических мотивам. Пришло время теперь мне высказать свою поддержку этому правозащитному центру.

С каждым годом в России настают все более темные и мрачные времена, дно пробивается с большой скоростью. История циклична и, если раньше карательная машина сажала и убивала только людей, которые боролись с нынешним режимом, то сейчас вопрос времени, когда абсолютно все население России встретится лицом к лицу с репрессиями, в которых будут участвовать их родные и близкие, которые к политике никакого отношения не имеют. Почему? Потому что некому будет помешать карателям.

* Пермский «Мемориал» не включен в реестр общественных организаций — «иностранных агентов». Однако организация входят в структуру международного «Мемориала», который признан иноагентом.

Подпишитесь