Людмила Зубченко воспитывает двоих детей одна. В 2018 году у их отца появилась другая семья. Развод оформлен официально, на алименты Людмила подала. У нее есть документ от судебных приставов, что алименты официально она не получает.
Меньше года назад Людмиле поставили страшный диагноз: рак желудка. Стадия четвертая, но молодая женщина не унывает, она борется за своё здоровье, выполняет указания врачей, проходит курс лечения, готовится к операции. Ей есть ради кого жить: сын — студент колледжа, дочь — школьница.
Людмила официально до развода не работала, потому что ухаживала за престарелыми родственниками, получала за это небольшие выплаты. В июле 2021 года она впервые обратилась в Пенсионный фонд России по Пермскому краю через портал Госуслуги, приложила документы о том, что она ухаживает за бабушкой, и ей за это платят 1380 рублей в месяц. Но из ПФР пришел отказ в назначении пособия, якобы из-за отсутствия дохода.
Уход за пожилым родственником является уважительной причиной отсутствия формального дохода. Наряду с уходом за ребенком до трех лет или ребенком-инвалидом, или службой в армии. Но Людмиле отказали в пособии на дочь (заявленное президентом страны Владимиром Путиным пособие для родителей, в одиночку воспитывающих детей от 8 до 16 лет).
В конце августа бабушка умерла. В сентябре Людмила вновь обратилась за назначением пособия на дочь. В соцзащите ей даже выдали справку о среднедушевом доходе семьи, он составил примерно половину прожиточного минимума, около 6 тыс. рублей на каждого из троих членов семьи.
Но в октябре ей вновь пришел отказ. И причина теперь была названа уже другая, не «отсутствие дохода у заявителя», а «неполные данные», отсутствие подтверждения по решению суда об алиментах. Никакой общей базы с судами и судебными приставами у ПФР нет, информацию сами они не запрашивают, какие именно подтверждения надо прикладывать, нигде не объясняется. Многие заявители получили отказы именно по этой причине. В итоге специалисты ПФР перезвонили Людмиле, уточнили фамилию судьи, номер дела, исполнительного листа, заверили, что всё в порядке.
«Я спросила, не нужно ли еще что-то? Сказали, что нет, но я на всякий случай собрала еще справок. Новую справку о том, что дочь школьница, справку из колледжа сына о том, что он получает стипендию в размере 760 рублей в месяц. Я им на опережение уже бумажки носила. Но они каждый раз требуют какую-то новую! » — рассказала Людмила.
Но в декабре 2021 года женщине вновь пришел отказ в назначении пособия. Причина — «отсутствие доходов у заявителя». Несмотря на то, что есть подтверждения о выплатах по уходу за пожилым родственником, о том, что есть стипендия у сына, есть справка из соцзащиты о среднедушевом доходе — действительна до октября 2022 года. ПФР отказывает в назначении пособия.
Причина так и непонятна. Плюс ко всему с сентября Людмиле назначили пенсию по инвалидности, а она тоже считается доходом. «Какой ещё доход нужен ПФР, я не понимаю», — огорчается Людмила. Всю информацию о доходах граждан ПФР может запрашивать самостоятельно, хоть в налоговой, хоть в соцзащите, но всё равно требует те или иные документы.
В ответе на запрос Properm.ru в ПФР по Пермскому краю ответили, что не могут предоставить информацию по конкретному случаю Людмилы Зубченко, так как она содержит персональные данные. Информацию, сколько поступило заявлений на назначение пособий, сколько из них на доработке (в связи с необходимостью предоставления дополнительных бумаг), сколько отказов — за прошедший год в регионе — предоставят позже.
Людмила снова собирается подавать заявление на назначение пособия на дочь, в случае отказа ей останется только идти в суд, хотя это отнимет деньги и время, ресурсы, которые необходимы ей сейчас для лечения.
Еще до выхода статьи, в процессе запросов и переписок, проблему Людмилы Зубченко обещали решить. По всей видимости, невнимательно рассмотрели документы на уровне Москвы, — как пояснили Людмиле в пермском отделении ПФР. Properm.ru следит за развитием событий.