Posted 14 января 2022,, 09:41

Published 14 января 2022,, 09:41

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

«Мы понимаем, что не всегда правы». Почему в ПФР так много ошибок, задержек, и чего еще ждать пермякам

«Мы понимаем, что не всегда правы». Почему в ПФР так много ошибок, задержек, и чего еще ждать пермякам

14 января 2022, 09:41
Фото: 1MI
Руководитель Пенсионного фонда по Пермскому краю Станислав Аврончук на пресс-конференцию рассказал, что ждет пенсионеров и получателей выплат их Пенсионного фонда России, объяснил, с чем связаны те или иные сложные ситуации в назначении выплат.

Проактивное получение услуг и передача пособий из соцзащиты

В ПФР есть установка на то, чтобы многие услуги граждане начали получать проактивно, то есть без участия граждан. По словам Станислава Авронучка, они уже приступили к этой работе — например, автоматически направляют в личные кабинеты матерей на портале «Госуслуги» сертификаты на материнский капитал. Эта процедура производится автоматически после получения из ЗАГСов информации о рождении детей. Также как, например, присвоение ребенку страхового номера в системе персонифицированного учета (СНИЛС).

Станислав Аврончук, управляющий отделением ПФР по Пермскому краю:— Нашей организации поставлена задача организовать выплаты гражданам при наступлении ряда важных жизненных ситуаций или событий. К ним относятся рождение ребенка, наступление инвалидности и, к сожалению, смерть. Часто граждане не знают, как поступить, а подача заявления, предположим, не в установленные сроки может повлечь нарушение прав, лишить людей тех или иных выплат, поэтому государство принимает меры, чтобы создать условия оказания государственной услуги в силу наступления жизненных обстоятельств.

С 2022 года ПФР при поступлении сведений об установлении группы инвалидности автоматически без всяких заявлений будет устанавливать пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты. От гражданина потребуются только заявление о том, куда перечислять денежные средства (карта или на дом почтой).

В рамках создания будущего социального казначейства часть выплат из соцзащиты перешла в ПФР. С 1 января 2022 года ПФР предоставляет россиянам ряд выплат, компенсаций, пособий, которые прежде назначали и выплачивали органы социальной защиты и Роструд. Это пособия и выплаты для пяти категорий россиян: неработающих граждан с детьми, лиц, подвергшихся воздействию радиации, реабилитированных лиц, инвалидов (детей-инвалидов), имеющих транспортные средства по медицинским показаниям, военнослужащих и членов их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляет ПФР.

Назначать новые выплаты и пособия пенсионный фонд будет за счет организации межведомственного взаимодействия, то есть тем, кто уже получает указанные меры соцподдержки, обращаться в ПФР не надо, данные о них автоматически будут переданы в ПФР из органов соцзащиты. Если заявитель впервые обращается за назначением пособия, то ему необходимо обратиться в клиентскую службу ПФР по месту жительства. Новых заявлений за первые рабочие дни января поступило около 30.

Пенсии: индексация, возраст, изменения

С 1 января 2022 года страховые пенсии неработащих пенсионеров проиндексированы на 5,9%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 6401,10 рублей в месяц. В Пермском крае проиндексированы пенсии более чем 708 тыс. человек. Средний размер пенсии составляет 17 733 рублей. Расходы на выплату пенсий по Пермскому краю возросли на 700 млн рублей.

В одном из последних выступлений президент РФ сказал, что инфляция за прошлый год предварительно составляет 8,4%. Было озвучено обязательство государства по индексации пенсий выше уровня инфляции. Предварительно 8,6% — это уровень индексации пенсий с 1 января 2022 года. Президент дал поручение правительству РФ срочно подготовить все необходимые документы и произвести доиндексацию пенсий неработающим пенсионерам. Эта разница в почти 2,7%, составит примерно 500 рублей. Размер индексации каждой пенсии происходит персонально. Пока комментировать доиндексацию Станислав Аврончук не стал, сказал, что сделает это, когда появятся все необходимые документы.

Управляющий отделением ПФР по Пермскому краю отметил, что количество работающих пенсионеров раньше было 25%, сейчас 19%. Решения об индексации пенсий работающим пенсионерам все давно и с нетерпением ждут, — подчеркнул Станислав Аврончук.

С 2022 года Пенсионный фонд России начнет информирование граждан о пенсионных правах. Это будет касаться женщин, достигших возраста 40 лет, мужчин, которые достигли возраста 45 лет. Им поступит предварительная информация о том, какие сведения имеются в органах Пенсионного фонда, которые касаются будущей пенсии. Чтобы люди думали о пенсии не за полгода, не за год до назначения пенсии, а заранее узнавали о том, какие будущие пенсионные права на сегодняшний день накопились, что можно сделать, чтобы увеличить размер своей пенсии.

Новые пособия — новые трудности

В середине 2021 года пенсионному фонду России поручили новые выплаты семьям с детьми (одиноким родителям с детьми от 8 до 16 лет) и женщинам, вставшим на учет в ранние сроки в медицинскую организацию в связи с беременностью. Кроме того, с июля прошлого года появились электронные родовые сертификаты. ПФР с министерством здравоохранения Пермского края, с фондом социального страхования пришлось срочно организовывать работу по выдаче электронных родовых сертификатов.

Также за полгода было назначено более 22 тыс. пособий для одиноких родителей и более 4 тыс. пособий женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности. На эти цели в 2021 году было израсходовано более 1 млрд рублей.

Однако в июле практически не было нормального обмена информацией, признает Станислав Аврончук. По его словам в цело по стране десятки миллионов запросов были направлены из ПФР в различные инстанции.

Станислав Аврончук:— Пенсионный фонд России столкнулся с серьезными трудностями. Раньше пособие назначалось при предоставлении определенного количества бумажных документов заявителем. В этих случаях все заявления шли через портал «Госуслуги», и в большинстве случаев без предоставлений каких-либо документов от заявителя. Пенсионный фонд России организовал электронное взаимодействие с федеральной налоговой службой, органами ЗАГСа, Росреестром, ГИБДД, службой приставов — мы получали всю необходимую информацию. Особенность новых выплат — что эти выплаты предназначены не всем гражданам, имеющих детей, а именно те, которые получают доходы ниже прожиточного минимума.

«Нам обидно, но мы благодарны за обратную связь»

В 2021 году отделение ПФР по Пермскому краю получило около 11 тыс. письменных жалоб плюс устные жалобы. Сохраняются сложности в межведомственном обмене информацией. Например, женщине отказали в назначении пособия, потому что у нее на учете два автотранспортных средства, такую информацию предоставляют в ГИБДД. А на деле никаких автомобилей нет, давно проданы, списаны. И человеку проще сходить в ГИБДД за справкой, что нет машины, чем ждать пока ГИБДД внесет изменения в базу, и информация уйдет в ПФР.

Журналист Properm.ru задал вопрос по поводу большого количества жалоб на отказы в назначении детских пособий, в пример привели историю Людмилы Зубченко. В её ситуции после публикации на портале специалисты ПФР уже разобрались, её право на выплаты восстановлено.

«Пенсионный фонд — это не идеальная организация. Действительно, у нас достаточно большое количество обращений граждан, — ответил Станислав Аврончук. — Но всё относительно же, когда речь идет о много-мало. Несколько цифр могу назвать. У нас 800 тыс. пенсионеров получателей пенсии, более 2 млн застрахованных лиц, которые так или иначе обращаются в органы пенсионного фонда (получение СНИЛСа, учет стажа работы и прочее). 230 тыс. получателей федеральных социальных доплат. В прошлом году добавились — 15 тыс. новых владельцев сертификатов на материнский капитал. В связи с передачей нам от соцзащиты выплат одиноким родителям и беременным женщинам мы получили 70 тыс. новых клиентов за полгода».

Станислав Аврончук подтвердил, что возникают сложности с подтверждением сведений о том, что гражданин получает алименты или является единственным родителем. В электронном виде ПФР посылает запросы в суд, но у судов нет общего реестра всех вынесенных решений по алиментам, поэтому приходят недостоверные данные.

Законодательством жестко прописаны нормы относительно официальной занятости. Отстутствие официального трудового дохода является одной из причин отказа в назначении пособия. И опять же сбои в межведомственном обмене информацией.

Станислав Аврончук:— Мы понимаем, что не всегда правы, поэтому стараемся эту работу активизировать. В прошлом году мы проводили несколько специальных прямых линий вместе с уполномоченным по правам человека, уполномоченным по правам ребенка, прокуратурой Пермского края. Действительно, стыдно за то, что мы, работники Пенсионного фонда, ошибаемся, где-то допускаем волокиту. Мы благодарны СМИ, что вы нам сообщаете об этих фактах. Я хочу сказать, что мы достаточно активно работаем с соцсетями, анализируем сообщения (необоснованные отказы, длительное рассмотрение), стараемся принять меры. Еще раз: нам обидно, но мы вам благодарны, мы рады, что есть обратная связь.

Несмотря на то, что нагрузка на ПФР возросла в плане передачи им нового масштабного функционала, расширения штатов не было и не планируется. Более того, в процессе реорганизации были ликвидированы межрайонные центры межрайонного управления Пенсионного фонда. Сейчас в каждом городе и районе работают клиентские службы пенсионного фонда. Вместо межрайонных управлений создали специализированные подразделения по обработке тех или иных выплат. Реорганизация не стала приятным событием для работников Пенсионного фонда, прошла болезненно, потому что некоторые потеряли работу, прежнюю работу, у некоторых изменился функционал. При этом нагрузка на специалистов очень сильно увеличилась.

"