Posted 8 февраля 2022,, 03:00

Published 8 февраля 2022,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 15:28

Updated 2 марта 2023,, 15:28

Смертность от ковида в Прикамье по Росстату гораздо выше данных оперштаба. Кому верить?

Смертность от ковида в Прикамье по Росстату гораздо выше данных оперштаба. Кому верить?

8 февраля 2022, 03:00
Олег Русских
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Несколько дней назад Росстат опубликовал цифры смертей от ковида за 2021 года с разбивкой по каждому региону. Разница с теми данными, что ежедневно выдавали нам региональный оперштаб и минздрав оказалась более, чем серьезной. По федеральным данным в 2021 году Прикамье умерло от ковида почти на 2 тысячи человек больше, чем по региональным цифрам.

В Прикамье (и в России) основным источником оперативной информации по коронавирусу является оперативный штаб правительства. Именно его цифры транслируются на сайт «стопкоронавирус.рф» и используются для ведения официальной статистки. Эти же данные публикуются на сайте правительства Прикамья. Их же мы ежедневно показываем вам.

Росстат — главная статистическая служба страны. Ведёт учёт всего, включая рождения, смерти, браки, разводы. Опирается при этом на данные всех ведомств. В нашем вопросе — на данные ЗАГСов, минздравов, оперативных штабов. Цифры Росстата не оперативны, но считаются «окончательными».

Если сравнить данные Росстата с цифрами оперштаба, то окажется, что смертность от коронавируса в Прикамье значительно выше. По данным Росстата, в 2021 году каждый пятый житель Прикамья скончался от COVID-19 — всего 8 359 человек (за прошлый год умерли от всех причин 44 269 человек).

А вот согласно данным оперштаба с начала пандемии (с марта 2020 года) по 31 декабря 2021 в Прикамье от ковида скончались 7 471 человек, то есть меньше, чем по данным Росстата только за 2021 год. А если из данных оперштаба вычесть итог 2020 года (2 181), то итоговый результат в 5 290 перестает совпадать даже с суммой месячных итогов.

Мы сравнили по месяцам цифры Росстаста и пермского оперштаба за 2021 год. Обратите внимание, в пермских данных нет января-марта 2021 года. В эти месяцы менялись методики подсчетов, и включать сюда данные с прошлой методикой было бы некорректно.

Количество умерших непосредственно от ковида в Прикамье в 2021 году

Данные Росстата Данные регионального оперштаба
Январь 424
Февраль 256
Март 242
Апрель 178 215
Май 159 262
Июнь 170 275
Июль 609 513
Август 1234 892
Сентябрь 1165 746
Октябрь 1829 935
Ноябрь 1409 1048
Декабрь 684 602

А вот как это выглядит на графике. Верхняя линия — общее количество смертей в регионе по месяцам, средняя — данные Росстата, нижняя — пермского оперштаба. Обратите внимание, график ковидной смертности от Росстата практически идентичен кривой общей смертности, только с поправкой на количество.

Вторая важная деталь: цифры от Росстата и пермского оперштаба сходятся (в пределах погрешности) первые 7 месяцев года. Мало того, в апреле — июне количество умерших от вируса в оперштабовских цифрах даже чуть больше федеральных. Расхождения начинаются с августа. В октябре 2021 года разница становится двукратной: по данным оперштаба в Прикамье от ковида скончались 935 человек, Росстат называет 1829 человек. В декабре цифры вновь одинаковые. В чем причина такой разницы? Чьи цифры правильные?

Официальные объяснения: отличия в статистике появляются из-за различной методики сбора информации. Росстат, например, учитывает пациентов, умерших от осложнений, которые могли развиться вследствие COVID-19. В апреле 2021 года в ведомстве заявили, что будут считать также «отложенные смерти», а не только на больничных койках. Формально, у Росстата статистика полнее — она включает в себя четыре категории, опирается на заключения о смерти. Но поскольку критерии сильно размыты, то даже в раздел «Ковид — основная причина смерти» не исключены попадания «посторонних» данных. Оперштаб в свою очередь получает данные из больниц онлайн. В статистике оперативного штаба учитываются только те летальные случаи, когда COVID-19 является основной причиной смерти.

Properm.ru запросил министерство здравоохранения Прикамья о причинах столь большого разрыва данных по Прикамью в период августа-ноября 2021. Вот полный комментарий ведомства:

  • «Свидетельства о смерти могут быть по результатам вскрытия пересмотрены как в плюс ковида, так и, наоборот, в пользу сопутствующего заболевания.
  • Данные регионального оперштаба формируются на основе оперативных сведений об умерших в ковидных отделениях без учета выданных свидетельств о смерти, в связи с тем, что свидетельство о смерти может быть выдано спустя 1–5 дней с момента смерти пациента.
  • Данные Росстат формируются на основании свидетельств о смерти, причем особенность оперативной статистики Росстата — учет ведется не по дате смерти, а по дате выдачи свидетельства о смерти ЗАГСом (из-за этого могут меняться месячные данные).
  • Еще одна важная особенность — Росстат в качестве причины смерти «ковид» использует и код U07.1, и код U07.2. (ковид без лабораторного подтверждения). В региональный оперштаб подаются данные только об умерших с U07.1 (лабораторно подтвержденный ковид)»

Ответ поясняет тезисы о причинах разницы в статистике, но не дает конкретного ответа на вопрос о том, почему разница в цифрах столь велика. Отметим, что за весь период пандемии в разных статистиках, касающихся Прикамья не было столь больших различий, как осенью 2021 года.

Мы внимательно посмотрели данные за сентябрь и октябрь 2021 года. В этот период в пермском крае очень быстро росло количество выявленных больных Covid-19: с 400 до 700. А вот как выглядела статистика ковидных смертей по ежедневным данным регионального оперштаба. 10 дней сентября: 27–29 человек в день (не больше и не меньше). 20 дней октября: 29–31 человек в день. Данные Росстата за это же период отличаются в полтора-два раза.

Мы далеки от того, чтобы делать серьезные выводы на основании совпадения цифр. Но следует признать, что данные федерального органа статистики за осень 2021 года во многом дезавуируют региональную оперативную информацию этого же периода, даже если причиной тому исключительно разница в методиках.

Почему важно понять истинные цифры? На конец 2021 году избыточная смертность в Прикамье составила 9,8 тыс. человек. Если опираться на статистику ковидных смертей пермского оперштаба, непосредственно от ковида внутри этого количества скончались около 6 тыс. человек. Значит остальные «сверхсмерти» — от сопутствующих факторов и причин. К ним относят обострение хронических болезней, проблемы с получением плановой медпомощи, недоступность диагностики, операций.

Если же опираться на цифры Росстата — то непосредственно от вируса у нас умерли 8,9 тыс. человек из 9,8 тыс. избыточных смертей. В таком случае, получается, что четвёртая волна ковида осени 2021 года, была много более опасной, чем нам представлялось и показывалось официально. На пике медицина явно не справилась с «дельтой». Зато «обычные», не ковидные больные в 2021 году умирали не чаще чем в допандемийный период. В таком случае можно делать вывод, что местная медицина не провалила работу с обычными пациентами, справилась с нагрузками.

И, конечно, остается вопрос доверия. Точнее, недоверия.

"