Во время пандемии жители Пермского края предпочитают покупать книги в интернете и чаще всего выбирают литературу по саморазвитию, фантастику и книги по психологии. К такому выводу пришли аналитики в мае 2021 года. На книжную отрасль в регионе и во всей России повлияла пандемия коронавируса. По итогам опросов выяснилось, что за первые пять месяцев 2021 года пермяки прочитали в онлайн-режиме более 1,7 тыс. книг.
Традиционная всероссийская акция «Библионочь» в прошлом году частично проходила в онлайн-режиме из-за коронавируса. Она была посвящена 60-летию первого полета Юрия Гагарина в космос. Краевая библиотека имени Горького также была вынуждена перейти на новый формат — некоторые мероприятия проходили на сайте и в социальных сетях учреждения. В 2020 году поэтический марафон #75словПобеды также проходил онлайн: любой желающий мог принять участие, прочитав стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.
В 2020 году объем книжного рынка в России уменьшился на 12% и составил 84 млрд рублей. В целом по России, объем книжного рынка за 2021 год пока неизвестен, но по предварительным данным, он может оказаться больше на 13% и составить 95 млрд рублей. Сейчас эксперты пытаются выяснить, насколько выросли в цене книги и станут ли на фоне этого электронные сервисы более популярными.
Несмотря на трудности пандемии, Россия возвращает себе статус самой читающей страны. Результаты опросов показывают, что книги читают 70% наших соотечественников. В последние два года люди стали чаще покупать разную литературу, чтобы снизить уровень стресса, а также приумножить сбережения. Наибольшей популярностью среди читателей пользовалась художественная литература (30% выручки), а также научно-популярные и познавательные книги — на них пришелся почти такой же процент выручки. Россияне покупали детские издания (15% выручки), оставшаяся доля прибыли приходится на другие категории.
Сейчас почти все издательства заказывают печать в сторонних типографиях, поскольку иметь свои типографии — нерентабельно. Несмотря на то, что процесс книгопечатания автоматизирован, типографии не справляются с объемом. По словам президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, издателям негде печатать книги, их заявки не выполнялись. Кроме того, растут цены на материалы: в 2021 году бумага подорожала на 20%, картон — на 60%.
В издательстве «Альпина» решили не поднимать цены на книги, хотя цены на материалы должны вырасти и в текущем году. Основатель и гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин говорит, что сейчас россияне чаще читают нон-фикшн — книги по психологии и инвестициям.
Другой проблемой пандемии стал уход продаж бумажных книг в онлайн. Почти 40% продаж приходится на интернет-магазины, некоторые издательства достигают 60%. Благодаря интернет-продажам, издатели экономят на оплате услуг продавцов примерно 10% от стоимости каждой книги.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев говорит, что по разным оценкам экспертов рынок электронной литературы вырос до 40% по сравнению с 2019 годом: «Люди читают в гаджетах, и это абсолютно нормально. Появилось очень много агрегаторов, очень много сайтов, на которых можно купить эту литературу».
Эксперты книжной отрасли прогнозируют, что рынок электронной литературы остановится на отметке в 25%, как в США, и дальше расти не будет. Издательства хотят, чтобы государство упорнее боролось с книжным «пиратством» в интернете. По прогнозам аналитиков, в 2022 году книжный рынок продолжит расти после пандемии.