Posted 15 марта 2022, 02:30

Published 15 марта 2022, 02:30

Modified 2 марта 2023, 15:27

Updated 2 марта 2023, 15:27

«Плачем. Ещё как». Чусовой пытается жить хорошо и просит краевые власти о помощи

15 марта 2022, 02:30
Татьяна Зырянова
В рамках проекта «Регион» публикуем наш репортаж из города Чусового. Журналисты Properm.ru ездили в спортивную школу «Огонек», общались с тренерами и олимпийскими призерами. Заодно узнали, как и чем живет город.

Жители главной улицы в Чусовом судятся с подрядчиком фонда капремонта за затопленные квартиры. В городе серьезные проблемы с общественным транспортом, здравоохранением, изношенными сетями тепло- и водоснабжения. Библиотеку не могут сдать шесть лет. Но власти города в очередной раз подкупают своей готовностью кидаться на амбразуры работать, брать на себя ответственность и ничего не скрывать.

С Оксаной Салий (на момент визита журналистской команды она исполняла обязанности главы администрации Чусовского округа) и другими чиновниками муниципалитета мы поговорили почти обо всех наиболее серьезных проблемах города.

Под крышей дома моего

Реконструировать улицу Ленина в Чусовом начали в 2019 году. О масштабной, культурно-историческо-капитальной стройке в Чусовом Properm.ru не раз писали, проследив весь путь от появления идеи в 2017 году до ее воплощения в 2020 году.

Проект преобразования города называется «Чусовские атланты». Он уже стал визитной карточкой Чусового, проект крупный, обсуждаемый. Чусовлянам удалось с ним выиграть во Всероссийском конкурсе и привлечь 70 млн рублей из федерального бюджета, под него разработали еще несколько проектов и увеличили объем финансирования до 500 млн рублей.

Сюда входит и ремонт коммуникаций (системы водо- и теплоснабжения) на улице Ленина, и обустройство остановочных комплексов, общественных пространств, и граффити на домах, и капитальный ремонт фасадов и крыш домов, и подсветка.

«Сам проект мы завершили, — рассказала Оксана Салий. — Те локации, на которые были выделены средства федерального бюджета, мы сделали, работы приняты. Это ремонт дороги, капремонт сетей водо- и теплоснабжения».

Остались не отремонтированы жилые дома. Ремонтировать 31 дом (фасады и крыши) должны были пять подрядчиков, которые выиграли конкурс. К работам приступили в 2021 году.

Одни подрядчики работы выполнили быстро и качественно, объекты сдали, деньги получили. Другие до сих пор не исполнили свои обязательства в полном объеме. Плюс причинили массу неудобств (мягко говоря) жителям. Власти понесли репутационные издержки, но штрафовать подрядчиков не спешат, боятся, что те сбегут, так и не завершив ремонт, а на проведение новых конкурсов нет уже ни времени, ни средств. «На сегодня выполнено 80% работ, осталось 20%. Исходя из опыта, ни одна подрядная пермская организация не пойдет выполнять эти 20% работ, потому что там мало денежных средств. Из-за чего мы немного связаны по рукам и ногам», — поясняет начальник управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Сергей Вотинов. Прокуратура выдала подрядчикам предостережения о необходимости выполнения работ, иначе будут штрафы.

Кровли скатные, ведется замена стропильной системы и укладка металла. В конце 2020 года стоимость металла и дерева выросла более, чем на 200%. По словам чиновников администрации Чусового округа, подрядчики, которые заявлялись на эти работы, не предполагали, что будет такой резкий скачок цен. В итоге отремонтированы 13 домов из 31.

Как подрядчики справятся с повышением стоимости материалов на 200%? В конце 2021 года министерство строительства РФ выпустило нормативно-правовой акт о возможности увеличения стоимости работ на 25%. Подрядчики подготовили локальные сметные расчеты по увеличению стоимости, проводят независимую ценовую экспертизу, чтобы предоставить эти данные в Фонд капитального ремонта Пермского края для увеличения стоимости контрактов. Два основных подрядчика, которые сорвали сроки — ООО «Девелоп-Инжиниринг» (Пермь), «ПСК Альянс» (Пермь).

В пяти из оставшихся неотремонтированных домов возникли серьезные проблемы. Летом 2021 года шел ремонт крыш. Тенты (временные покрытия кровли, защищающие от осадков) сдуло шквалистым ветром. Квартиры верхних этажей в пяти домах затопило. Ответственность за такой ущерб несут подрядчики. С одними собственниками подрядчики подписали соглашения о ремонте или выплате компенсации. С другими будут судиться, так как собственников сумма компенсации не устраивает. С третьими — идут переговоры. Все контракты продлены до 1 мая 2022 года.

Суммы ущерба — от 50 до 150 тыс. рублей за квартиру. Ремонт крыш продолжается. В зимний период скатные кровли легче ремонтировать, потому что нет влаги. Она не падает на крышу, не протекает. Падает снег — его смели, продолжают работать. В трех домах еще не приступали к работам, планируют начать их в марте. Общая сумма, выделенная из фонда капитального ремонта, на фасады и крыши 31 дома — 166 млн рублей.

Отремонтирована улица Ленина (1,8 км), подпорные стены, частично выполнена разметка и благоустройство (осталась часть работ на сезон 2022 года). Подрядчик «Евродорстрой», сумма — примерно 100 млн рублей. Сделали три сквера: газоны, ограждения, пешеходные дорожки, лавочки, остановочные комплексы, фонари, прочистили ливневку.

Переложили 2,5 км сетей водоснабжения-водоотведения и 4,5 км сетей теплоснабжения. С коммуникациями в городе серьезные проблемы, износ сетей 70–75 процентов. Об этом глава округа Сергей Белов рассказывал журналисту Properm.ru еще в 2017 году. Аварийные ситуации часто случаются.

«Мы очень надеемся, что после всех ремонтных работ на улице Ленина появятся предприниматели: кофейни, кафе, сувениры. Тогда она начнет по существу наполняться, будет выполнять функционал в полном объеме, на который мы рассчитывали, когда затевали весь этот проект», — Оксана Салий говорит практически словами Сергея Белова, главного идеолога превращения улицы Ленина и старой части Чусового в культурно-историческую Мекку.

Больное место

C 2010 года тянется история со строительством поликлиники в Чусовом. Существующая располагается на первом этаже жилого дома. «Места там мало, — поделилась Оксана Салий. — Поэтому людей всегда много. И недовольства много». Стоматологическая поликлиника расположена в здании больницы, а больница нуждается в расширении площадей.

Ведение вопросов здравоохранения — краевое. Муниципалитет, по словам Оксаны Салий, делает всё возможное, всё, что от них зависит: определен участок для строительства, разработан проект, заключены договоры на техническое присоединение к сетям (вода, свет). Проблема в том, что в краевой адресной инвестиционной программе срок строительства поликлиники в Чусовом несколько раз переносили. Последними изменениями строительство запланировано на 2023–2024 годы, заложены денежные средства в размере 350 млн рублей на эти цели. Новая поликлиника рассчитана по проекту на 400 посещений в сутки.

Сила чтения

С 2016 года в Чусовом не могут реконструировать библиотеку. В 2017–2020 годах в рамках заявки на софинансирование из бюджета Пермского края были выделены денежные средства, заключен муниципальный контракт на реконструкцию библиотеки. Но после частичного выполнения работ подрядчик отказался от муниципального контракта, и контракт был расторгнут.

В 2020 году провели корректировку проектно-сметной документации. По словам директора МКУ «Управление капитального строительства» Ильи Лаптева, часто проектная документация оказывается низкого качества: «Проектировщик не несет ответственности, к сожалению, за то, что он спроектировал. Хотя и государственную экспертизу он прошел».

После корректировки был заключен муниципальный контракт с другой подрядной организацией. Но в ноябре 2021 муниципалитет расторг и его. В одностороннем порядке. Это было связано с тем, что подрядчик неоднократно нарушал сроки производства работ.

По всем подрядчикам сейчас, по словам Ильи Лаптева, идут судебные процессы. «Они даже не могут доказать, что выполненные работы выполнены качественно и в том объеме, который требуется. Мы их не принимаем», — рассказал директор УКС.

В декабре 2021 года состоялся очередной аукцион, но он был признан недействительным, так как не поступило ни одной заявки. «Видимо, многих отпугивает поднадзорность. Это реконструкция, объект находится под инспекцией государственного строительного надзора. Это дополнительные проверки и отчетность для подрядчика», — предполагает Илья Лаптев. Цена реконструкции библиотеки — чуть более 13 млн рублей. Пока центральная городская библиотека ютится по разным филиалам, а здание пустует.

«Будем надеяться, что хотя бы один-два подрядчика заявятся. Все равно нужно завершать данный объект, все равно завершим», — комментирует Илья Лаптев. Еще одна причина осторожности подрядчиков в том, что платят им не за каждый вид работ, а за все работы сразу. «Им тяжело вкладывать миллионы рублей, чтобы через полгода их обратно получить».

Поехали кататься

Еще одна боль Чусового — это общественный транспорт (пермяки после реформы нервно хихикают). В Чусовом свои особенности. У них нет частного общественного транспорта. Услуги по перевозке жителей выполняет муниципальный перевозчик, ООО «Чусовское АТП». Оно обслуживает 24 маршрута, из них 13 городских, 9 пригородных, 2 межмуниципальных маршрута до Лысьвы. Автобусный парк предприятия состоит из 54 единиц. Средний срок эксплуатации порядка 13,5 лет. Износ автотранспорта составляет порядка 86%.

В 2021 году администрация округа совместно с депутатским корпусом приняла решение о выделении денежных средств в размере 150 млн рублей. Закупили 16 автобусов в лизинг за счет средств местного бюджета с оплатой на 5 лет. Электронный аукцион состоялся, лизинговая компания определена. Восемь автобусов на дизельном топливе, восемь — на газомоторном. Автобусы среднего класса, низкопольные. Срок поставки автобусов определен до 31 марта 2022 года. «Я надеюсь, что подрядчик нас не подведет. Мы надеемся, что новые автобусы в апреле после оформления документов соответствующих выйдут на линию на городские маршруты», — говорит Оксана Селий.

Власти города рассчитывают, что новые автобусы позволят улучшить финансовые характеристики муниципального перевозчика, так как меньше средств потребуется на содержание и эксплуатацию старых автобусов, на запчасти, ремонтные работы. Обновление автопарка привлечет и водителей, которых пока не хватает. На сегодняшний день штат не укомплектован, плюс накладывается ситуация с коронавирусом, водители тоже люди, уходят на больничные, — из-за всего этого маршруты срываются. Чусовляне не могут дождаться транспорта, растет недовольство.

Почему не пускают частников? «Частник сегодня зашел, завтра отказался от маршрута, а полномочия органа местного самоуправления остались, — объясняет Оксана Салий. — И где взять автобусы? Где взять другого подрядчика? » Она вспоминает, как в Губахе частный перевозчик ушел, и чусовляне помогали соседям справиться с перевозками силами своего муниципального предприятия. Перевозки с точки зрения бизнеса, по словам Оксаны Салий, никогда не были прибыльными. Либо бюджет должен компенсировать перевозчику затраты, либо перевозчик уходит. Муниципальное предприятие «Чусовское АТП» по итогам 2021 года сработало в убыток (примерно 10 млн рублей). Цена проезда — 25 рублей. «Если будет возможность участия в государственной программе по замене автобусов, мы примем активное участие. Пока посмотрим, как с учетом наших вложений предприятие начнет финансово работать, как оно выправится», — рассказала Оксана Салий.

Дорога к «Огоньку» и этнопарку

Директор детско-юношеской спортивной школы «Огонек» Руслан Шарифуллин на встрече с журналистами Properm.ru рассказал о том, что мечтает принимать в Чусовом международные соревнования. И это вполне возможно. Только начинаются такие мероприятия со въезда в город, потом проезда по городу и дороги до школы. Дорога до школы в гравийном исполнении, давно нуждается в асфальтировании. Но нет ее ни в каких планах до 2024 года. 2 км дороги потребуют от 40 до 60 млн рублей. Краевым властям Чусовой об этой потребности давно рассказывает, как и про Этнопарк реки Чусовой.

Этнопарк является визитной карточкой Прикамья, это уникальный этнографический музей под открытым небом, содержать его на средства муниципалитета, по словам Оксаны Салий, нереально. Заявку о том, чтобы край взял Этнопарк себе на баланс, муниципалитет писал, но край не взял.

«Мы постараемся, когда будет защита у губернатора, про наш парк обозначить еще раз…» — неуверенно говорит Оксана Салий. На вопрос: «Был ли губернатор в этнопарке? » Отвечает: «Не был». Но на следующий вопрос, не сложилась ли ситуация, когда дитя не плачет, мать не разумеет, уверенно возражает: «Мы плачем. Еще как».

По самым скромным подсчетам, преобразование территории Этнопарка стоит 60 млн рублей. Чусовой очень старается, участвует во всех федеральных, краевых и спонсорских проектах, берет гранты. Но на дорогу и этнопарк нужны слишком большие деньги. К тому же преобразование территории требуется комплексное, не отдельно — Этнопарк, а вместе со спортивной школой «Огонек», выпускающей олимпийских призеров.

Вместо послесловия. Несколько лет назад Чусовой принял на баланс здание Дворца культуры железнодорожников. Это огромное здание, которое отнимет средства бюджета как на ремонт, так и на дальнейшее содержание. Здесь решено делать музейный комплекс. Кроме того, власти города подбирают программы для ремонта общеобразовательной школы, асфальтирования площадки вокруг детской школы искусств. «Попробуем зайти в проект или самостоятельно будем делать», — поясняет Оксана Салий. Вот это «самостоятельно» в Чусовом определяющее. Они верят, что смогут и делают, что могут. «Приезжайте вечером, — говорит Оксана Салий. — У нас будет красивая архитектурная подсветка. Может, она не сравнится с подсветкой в столичных городах, тем не менее у нас будет красиво». На подсветку заложено примерно 10 млн рублей.

Подпишитесь