Posted 4 мая 2022, 02:02
Published 4 мая 2022, 02:02
Modified 2 марта 2023, 14:43
Updated 2 марта 2023, 14:43
В Перми много видов и типов остановочных павильонов. Чтобы корректно сравнить стоимость, мы взяли только близкие и недорогие варианты. Это павильоны типов НП 5000×2000 мм или ОМ 5000×2000 мм. Кроме того, отсматривали аукционы, в которых речь идет только об изготовлении и установке павильонов.
В конце апреля 2017 года прошел электронный аукцион на изготовление и установку 4-х остановочных павильонов НП 5000×2000 мм за 291 тыс. рублей. Вот как должна была выглядеть эта остановка распространенного типа «железный ящик». Как видите — сварная конструкция, сайдинг, две урны, лавочка, приваренная к задней стенке. Стоимость за единицу — 72,75 тыс. рублей.
Весной 2019 года руководители транспортной отрасли Перми в рамках транспортной реформы объявили начало крестового похода на остановки. По официальному сообщению: «В связи с реформой транспортной системы до 2023 года в городе должны построить 30 остановок и установить 70 остановочных павильонов. На эти цели из бюджета выделено 68,7 млн рублей. Новые остановки будут с лавочками и урнами, в них одновременно смогут находиться от 40 до 135 человек. Сделают их из прочных материалов для полноразмерных и узких посадочных площадок, в едином архитектурном стиле». Затем цифра новых остановок выросла до 203.
Крестовый поход, как и в истории, несколько задержался. Большая часть аукционов прошла уже в 2020-м. На портале госзакупок Properm.ru тогда насчитал около двух десятков прошедших тендеров примерно на 56,4 млн рублей. Вполне возможно, что могли посчитать не все.
По одному из разыгранных контрактов остановочный павильон НП 5000×2000 мм обошелся в массовом производстве в 156 тыс. рублей. Его дизайн несколько отличается от предыдущего в лучшую сторону. Но принцип тот же — окрашенный серым металл и поликарбонат. Получается, за 3 года рост стоимости — в два раза.
Остановки типа ОМ 5000×2000 мм с большим количеством поликарбоната/стекла обошлись по одному из конкурсов 2020 года в 213,3 тыс. рублей. В 2018 году остановки такого же типа обходились, по данным аукционной документации, в 160–170 тыс. рублей.
В 2019 году — в 200 тыс. рублей за единицу. В сентябре 2021 года (то есть еще до всплеска цен на металл) прошел аукцион на установку всё тех же павильонов ОМ 5000×2000 мм. За изготовление и установку 6 единиц городской бюджет планировал заплатить 2,03 млн рублей, то есть по 338 тыс. рублей за штуку.
Получается, что и по этому типу павильонов рост цен — тоже в два раза.
Между тем, официальная инфляция в России с апреля 2017-го по сентябрь 2021-го составила 20,54%. Даже если мы примем во внимание возможное расхождение данных официальной статистики и реальности, то никакие коэффициенты дефляторов не в состоянии аргументированно объяснить двукратный рост закупочных цен.
В Перми первые предложения о так называемых «умных» остановках на официальном уровне озвучили осенью 2019 года. Предполагалось, что павильоны оснастят wi-fi, инфракрасными обогревателями, навигационной системой и экранами с рекламой. В декабре 2019 года проект даже представили депутатам городской думы. Тогда же выяснилось, что стоимость павильонов на тот момент варьируется от 1,3 до 1,7 млн рублей за штуку, в зависимости от комплектации. По нашей информации, столь высокая цена объяснялась не только специфическими материалами, но и тем, что пермские остановки в принципе не подключены к электричеству.
Тогда парламентарии мягко отклонили инициативу мэрии. Депутаты отметили, что разумнее будет установить обычные комфортные остановки, но во всех районах города. Поскольку проблема с финансированием и состоянием остановок по всему городу, действительно, была острой, кроме того, продолжались горячие дискуссии о транспортной реформе, чиновники администрации отложили идею на время. В 2020 году мэрия планировала привлечь к этому проекту бюджет края. Но и это предложение мягко отклонили и предложили администрации Перми найти частного партнера. Летом 2021 года появилась информация о переговорах с «Ростелекомом», «Эр-Телекомом» и подразделениями «Ростеха».
В декабре 2021-го начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин заявил, что мэрия прорабатывает вопрос о концессионном соглашении с АО «Эр-Телеком Холдинг» на установку 126 «умных» остановок в центре Перми. По словам чиновника, окупить вложенные инвестиции АО планировало за счет размещения различных сервисов для пассажиров на интерактивной панели. Интересная деталь: из 126 «умных» сотня должна встать уже вместо имеющихся павильонов. «…126 мы ставим в рамках концессии, 100 передислоцируем из центральной части города…» — пояснял господин Путин.
В 2018 году мэрия Нижнего Новгорода заключила концессионное соглашение с «Ростелекомом». Компания должна была поставить 334 «умные» остановки через 10 месяцев после подписания договора. Объем инвестиций в проект — 1,6 млрд руб., срок эксплуатации остановок — 10 лет. Отбивать вложения компания планировала через трансляцию рекламы на видеопанелях. К февралю 2020 года приняли в эксплуатацию 46 павильонов, работы завершилисьтолько в сентябре 2021-го. Стоимость одной «умной» остановки получилась 4,8 млн рублей.
Мэрия Новосибирска безуспешно пытается найти инвестора на подобный проект с 2019 года. Сначала городские власти планировали, что инвестор потратит на 250 «умных» остановок 350 млн рублей с ежеквартальной оплатой из бюджета в 174 тыс. рублей. Но местные компании предполагали, что на установку 300 единиц понадобится 1,5 млрд рублей, и желающих концессионеров не находилось. По последней информации, администрация Новосибирска сейчас согласна на 210 остановок за 395 млн рублей (т.е. почти по 2 млн рублей за единицу). Конкурс завершится 1 июля.
В Ростове сделка между администрацией и компанией «Ростелеком», собиравшейся установить в городе 130 «умных» остановок, сорвалась из-за роста цен. По задумке, инвестор должен был установить первые 130 остановок, потратив около 400 миллионов рублей, то есть по 3 млн за штуку. Но официальное предложение о концессионном соглашении власти отозвали из-за роста цен на стройматериалы и сейчас «прорабатывают другие форматы реализации проекта».
Заморожен проект в Тюмени, на начальной стадии находятся проекты в Воронеже и Дербенте. В Оренбурге в 2021 году бюджет заплатил за 13 остановок уфимского производства 35,75 млн рублей (по 2,75 млн за ед.). По данным местных СМИ, контракт должны были исполнить к 1 ноября 2021 года, но он пока не закрыт.
Во Владивостоке «Ростелеком» в 2021 году выиграл контракт на 31 «умную» остановку за 128 млн рублей, т.е. по 4,12 млн за единицу. На какой стадии сейчас находится исполнение проекта, пока не ясно.
Если суммировать опыт других городов, то можно отметить два момента. Стоимость одной «умной» остановки колеблется в диапазоне от 3 до 5 млн рублей. При бюджетных закупках — это неподъёмная сумма — в 10–20 раз превышающая стоимость обычных остановок. Что же касается концессионных проектов, то в сегодняшней ситуации они либо встают на паузу, либо переносятся на более поздний срок.
Что же касается пермского варианта, то на выделенные 100 млн рублей, судя по расценкам 2021 года можно закупить от 25 до 30 «умных» остановок, либо 300 обычных. При существующей ситуации в Перми вроде бы решение однозначное. Но у мэрии наверняка другое мнение.