Posted 30 мая 2022,, 11:22

Published 30 мая 2022,, 11:22

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

Может ли шампунь победить пыль пермских улиц? Объясняем, как это работает

Может ли шампунь победить пыль пермских улиц? Объясняем, как это работает

30 мая 2022, 11:22
Вероника Менниахметова
Фото: Ирина Молокотина для Properm.ru
Шампуни, которыми сегодня моют улицы в российских городах призваны очищать дорожное полотно от грязи, образовавшихся за зиму пятен бензина и машинного масла. На отмытом спецсредством асфальте, как правило оседает в разы меньше пыли. Журналист Properm.ru отправился в рейд со специалистами службы благоустройства и проверил на практике заявленные свойства моющего средства.

Улицы Перми начали мыть шампунем с весны этого года, в прошлый сезон к новинкам индустрии чистоты присматривались и тестировали, рассказали журналисту Properm.ru в пермской мэрии. Сейчас ежесуточно для обработки дорог используется в среднем 145 единиц техники и порядка 300 рабочих. Шампунем в обязательном порядке моют центральные улицы и дороги первой категории.

Как нам рассказал водитель машины-уборщика Сергей, за зиму накопилось достаточно грязи: это и остатки противогололедных смесей, песок с тротуаров, бензиново-масляные пятна, частицы истертых покрышек. Смыть эту плотно въевшуюся в асфальт смесь обычной водой практически невозможно. Без дорожного шампуня здесь не обойтись.

Коммунальщики проходят по магистрали дважды: вначале проливают улицу шампунем, затем смывают проточной водой.

Мытье улиц шампунем в последнее время перестало быть роскошью, многие города-миллионники подходят к весенней уборке очень основательно. И дело не в абстрактном стремлении к чистоте, а в необходимости минимизировать вредные воздействия, которых у жителей мегаполисов и без того предостаточно.

Регулярное вдыхание пыли вызывает даже у здорового человека такие болезни дыхательной системы, как пневмокониоз, пылевой бронхит, еще сильнее это влияет на аллергиков, которые с наступлением весны испытывают всю силу поллиноза, способного при критических нагрузках на легкие перерасти в астму. По данным ВОЗ, каждая восьмая смерть на планете происходит по причине воздействия пыли на организм.

В городской пыли чего только нет, даже грибные споры — они активно размножаются под снегом в прошлогодней листве, и как только покров сходит, моментально попадают в воздух. Поры плесени, экскременты животных и птиц, шерсть домашних животных — сильнейшие аллергены, которые с первым солнцем и теплым ветерком заполняют городскую среду. Именно поэтому по весне город отмывают в прямом смысле слова.

Обрабатывать дороги шампунем необходимо от одного до трех раз в неделю. При подготовке процесса в цистерны одного автомобиля заливают состав и разводят его водой. От степени загрязнения улицы зависит концентрация — от 1:400 до 1:1000. В цистерны другого — чистую воду. После этого мойщики с вакуумными пылесосами парами выходят на улицы города. Первая «намыливает» дорогу шампунем, вторая — следом промывает территорию водой.

Кстати, во время пандемии производитель дорожного шампуня «Бионорд» Уральский завод противогололедных материалов («УЗМП») стал добавлять в состав специальный дезинфицирующий компонент.

Он позволяет не только эффективно отмыть дорожное полотно, но и препятствует размножению вредных микроорганизмов на обработанной поверхности. Шампунь безопасен для аллергиков и окружающей среды.

Еще одна разработка наших земляков — обеспылевающее средство «Бионорд Антипыль» было презентовано этой весной на экологической форуме в Уфе. Средство было протестировано предприятиями горнодобывающей промышленности, на дорогах Казани, Новороссийска, а в этом году используется в Новосибирске и городах Северного Кавказа.

«Антипыль» связывает мелкие частицы пыли в более крупные и не позволяет им подниматься в воздух. Этот эффект сохраняется около 10 дней, причем работает как в дождь, так и при низких температурах. «Антипыль» используют на различных типах дорожных покрытий, поскольку состав не создает эффекта скользкой дороги. Особенно он ценен для обработки дорог с неукрепленными обочинами, где пыль поднимается от большегрузов и спецтехники.

По мнению экологов и аллергологов, городской транспорт является одним из главных загрязнителей городского воздуха. В дорожном смете по весне содержания мышьяка, цинка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена превышает предельно допустимые нормы в десятки раз. Понимаясь в воздух, эти микрочастицы образовывают пылевые облака с превышением ПДК по взвешенным частицам в 80–136 раз, поэтому комплексный подход в содержании дорог — своевременная мытье улиц, обеспыливание — это не блажь и роскошь, а важный элемент благоустройства, позволяющий жителям города дышать легко.

"