Улицы Перми начали мыть шампунем с весны этого года, в прошлый сезон к новинкам индустрии чистоты присматривались и тестировали, рассказали журналисту Properm.ru в пермской мэрии. Сейчас ежесуточно для обработки дорог используется в среднем 145 единиц техники и порядка 300 рабочих. Шампунем в обязательном порядке моют центральные улицы и дороги первой категории.
Как нам рассказал водитель машины-уборщика Сергей, за зиму накопилось достаточно грязи: это и остатки противогололедных смесей, песок с тротуаров, бензиново-масляные пятна, частицы истертых покрышек. Смыть эту плотно въевшуюся в асфальт смесь обычной водой практически невозможно. Без дорожного шампуня здесь не обойтись.
Коммунальщики проходят по магистрали дважды: вначале проливают улицу шампунем, затем смывают проточной водой.
Мытье улиц шампунем в последнее время перестало быть роскошью, многие города-миллионники подходят к весенней уборке очень основательно. И дело не в абстрактном стремлении к чистоте, а в необходимости минимизировать вредные воздействия, которых у жителей мегаполисов и без того предостаточно.
Регулярное вдыхание пыли вызывает даже у здорового человека такие болезни дыхательной системы, как пневмокониоз, пылевой бронхит, еще сильнее это влияет на аллергиков, которые с наступлением весны испытывают всю силу поллиноза, способного при критических нагрузках на легкие перерасти в астму. По данным ВОЗ, каждая восьмая смерть на планете происходит по причине воздействия пыли на организм.
В городской пыли чего только нет, даже грибные споры — они активно размножаются под снегом в прошлогодней листве, и как только покров сходит, моментально попадают в воздух. Поры плесени, экскременты животных и птиц, шерсть домашних животных — сильнейшие аллергены, которые с первым солнцем и теплым ветерком заполняют городскую среду. Именно поэтому по весне город отмывают в прямом смысле слова.
Обрабатывать дороги шампунем необходимо от одного до трех раз в неделю. При подготовке процесса в цистерны одного автомобиля заливают состав и разводят его водой. От степени загрязнения улицы зависит концентрация — от 1:400 до 1:1000. В цистерны другого — чистую воду. После этого мойщики с вакуумными пылесосами парами выходят на улицы города. Первая «намыливает» дорогу шампунем, вторая — следом промывает территорию водой.
Кстати, во время пандемии производитель дорожного шампуня «Бионорд» Уральский завод противогололедных материалов («УЗМП») стал добавлять в состав специальный дезинфицирующий компонент.
Он позволяет не только эффективно отмыть дорожное полотно, но и препятствует размножению вредных микроорганизмов на обработанной поверхности. Шампунь безопасен для аллергиков и окружающей среды.
Еще одна разработка наших земляков — обеспылевающее средство «Бионорд Антипыль» было презентовано этой весной на экологической форуме в Уфе. Средство было протестировано предприятиями горнодобывающей промышленности, на дорогах Казани, Новороссийска, а в этом году используется в Новосибирске и городах Северного Кавказа.
«Антипыль» связывает мелкие частицы пыли в более крупные и не позволяет им подниматься в воздух. Этот эффект сохраняется около 10 дней, причем работает как в дождь, так и при низких температурах. «Антипыль» используют на различных типах дорожных покрытий, поскольку состав не создает эффекта скользкой дороги. Особенно он ценен для обработки дорог с неукрепленными обочинами, где пыль поднимается от большегрузов и спецтехники.
По мнению экологов и аллергологов, городской транспорт является одним из главных загрязнителей городского воздуха. В дорожном смете по весне содержания мышьяка, цинка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена превышает предельно допустимые нормы в десятки раз. Понимаясь в воздух, эти микрочастицы образовывают пылевые облака с превышением ПДК по взвешенным частицам в 80–136 раз, поэтому комплексный подход в содержании дорог — своевременная мытье улиц, обеспыливание — это не блажь и роскошь, а важный элемент благоустройства, позволяющий жителям города дышать легко.