Posted 1 июня 2022,, 02:01

Published 1 июня 2022,, 02:01

Modified 2 марта 2023,, 14:41

Updated 2 марта 2023,, 14:41

Косят «зайцы»… Пермский транспорт теряет пассажиров и деньги

Косят «зайцы»… Пермский транспорт теряет пассажиров и деньги

1 июня 2022, 02:01
Олег Русских
Фото: 1MI
Официальный поток пассажиров в пермском общественном транспорте составил 53,3 млн человек за четыре месяца 2022 года. Это на 7,4 млн чел. меньше, чем в прошлом году. Выручка только на 11% больше прошлогодней, несмотря на 30%-ное повышение цены поездки. При сохранении тенденции убытки отрасли по году составят 1,8-2 млрд рублей. Получается, что резкое повышение цен пока не принесло мэрии Перми ожидаемых результатов.

Официальный пассажиропоток в пермском общественном транспорте за январь-апрель 2022 года составил 53,3 млн человек. Это следует из помесячных данных департамента транспорта Перми. В январе пермяки совершили 13,1 млн поездок, в феврале — 11 млн., в марте — 14,5 млн., в апреле — 14,7 млн. В 2021 году пассажиропоток за этот же период составил 60,7 млн чел. Таким образом, за первую треть текущего года количество оплаченных поездок сократилось на 7,4 млн, или на 12,3%.

Важно учитывать, что это данные только о пассажирах, оплативших проезд. Данные берутся с платежных и кассовых терминалов. Поэтому у падения могут быть две причины: массовый отказ пермяков от общественного транспорта или резкое увеличение безбилетников. Оба варианта неприятны для мэрии.

Количество «зайцев» департамент определяет по дополнительной системе автоматического учета пассажиров. В 2021 году количество «зайцев» составляло 5–6%, то есть примерно 3,5 млн. поездок за январь-апрель 2021 года в добавление к 60,7 млн официальным.

Начальник департамента транспорта Анатолий Путин заявлял, что в 2022 году количество безбилетников составило 20%. Если следовать логике чиновника, то за первые четыре месяца 2022 года к прошлогодним «зайцам» прибавилось минимум 7,4 млн чел., итого 11 млн.

Но это не все. По прогнозу департамента транспорта количество пассажиров в 2022 году должно было увеличиться. Потому что на транспортное поведение пермяков в 2021 году влиял ковид, а сейчас его влияние практически исчезло. Анатолий Путин в интервью Properm.ru октябре 2021 года прогнозировал: «Не будь ковида, мы бы миллионов 200–205 провезли по году. Остальное — задачи привлечения пассажиропотока, создание более привлекательных условий работы транспорта».

Если экстраполировать расчеты господина Путина на 2022 год, в котором ковид практически не играет никакой роли, то за четыре месяца официальный пассажиропоток в Перми должен был составить 66–68 млн чел. Как видим, реальность оказалась хуже на 20–22%. Если мы согласимся с прогнозом Анатолия Путина на объёмы перевозок в бесковидную эпоху, значит, где-то в серой зоне еще 3–5 млн чел. Они либо не вернулись в общественный транспорт, либо пополнили ряды безбилетных пассажиров.

Причины резкого увеличения поголовья «зайцев"/отказа от общественного транспорта понятны: резкий рост цен, уход кондукторов и ослабление контроля оплаты, плохая работа электронной системы оплаты проезда. Эти причины, как факторы, которые сильно повлияют на ситуацию в отрасли эксперты и журналисты неоднократно предлагали учесть чиновникам мэрии Перми на протяжении транспортной реформы. Однако выводов в администрации не сделали.

Отметим, что и практику массового внедрения длинных проездных пока нельзя назвать успешной. Ежемесячно департамент продаёт около 40 тыс. самых популярных безлимитных проездных на 30 дней и около 7 тыс. безлимитных проездных на 15 дней. Даже с учётом продаж остальных, значительно менее популярных вариантов, это не превышает трети пассажиров и поездок. Подавляющее большинство предпочитает не тратить на проездные, а платить (или не платить) на месте.

Невыручай-карта

Ситуацию с выручкой можно признать соответствующей пассажиропотоку, то есть плохой. За 4 месяца 2022 года при цене поездки 33 рубля и отсутствии бесплатных пересадок бюджет выручил 1,369 млрд рублей. В 2021 году при цене поездки в 24/26 рублей и бесплатных пересадках за тот же период выручка составила 1,233 млрд рублей. Таким образом, подняв цену на 30% и отменив бесплатные пересадки, мэрия увеличила доходы отрасли всего на 11%. Это явно не те цифры, на которые кураторы транспортной отрасли рассчитывали, планируя повышение цен.
В ноябре 2021 года на очередном круглом столе о транспортной реформе вице-мэр Эдуард Хайруллин заявлял: «Разрывы между доходами и расходами отрасли в этом году составят минус 2,2 млрд рублей, в следующем, при текущей ситуации, были бы 3 млрд рублей. С повышением базовой цены проезда до 33 рублей разрыв сократится до 1,5 млрд рублей. Но мы точно не знаем».

Ну что ж будущее сейчас видно лучше. Можно прогнозировать убытки отрасли в 1,8–2 млрд рублей. Прогнозная выручка по 2022 году с опорой на данные за январь-апрель скорее всего не превысит 4,2 млрд рублей. Бюджетом Перми предполагаемые расходы отрасли определяются в 6 млрд рублей. По итогам 4 месяцев разрыв уже в 600 млн рублей. То есть останется дыра в 1,8 млрд рублей.

Надо отметить, что прогноз на эти 1,8 млрд сейчас представляется оптимистичным. Он предполагает сохранение текущей ситуации с точки зрения желания и возможности пермяков платить за проезд. Но если тенденции на отказ от автобусов/трамваев и нежелание платить за проезд будут продолжены, то к концу года официальный пассажиропоток может стать ещё меньше.

Можно предположить, что опасность ситуации в администрации города увидели. Буквально на днях администрация города приняла решение не убирать кондукторов с 30% рейсов. В мэрии это объясняют заботой о будущем трудоустройстве кондукторов. Можем предположить, что главный мотив — сохранить выручку. Убери сейчас кондукторов — и при плохой системе контролёров и сбоях в системе оплаты количество «зайцев» снова вырастет, а выручка, соответственно, уменьшится.

Что касается общих выводов, то они, увы, неоптимистичны. Промежуточный итог авантюрной акции по принуждению пермяка к проездному и высокой плате совпадает с популярным статусом в соцсетях — «всё сложно». Доля «зайцев» выросла, нормальной системы контролеров нет, система электронной оплаты продолжает радовать сбоями. Выгода от повышения цен составит прогнозно примерно 400 млн рублей по году. Это, мягко говоря, немного и заставляет задуматься, а зачем всё это надо было делать?

"