Ситуация с оплатой проезда в пермском транспорте действительно выглядит печально. С начала года в автобусах резко растет количество «зайцев». Резкий рост тарифа, неуклюжие действия мэрии в деле пропаганды и распространения проездных привели к тому, что с 5-6% в 2021 году количество безбилетников дошло минимум до 20%.
Официальный пассажиропоток за четыре месяца 2022 года резко снизился. Зафиксировано 53,3 млн оплаченных поездок, а в 2021-м было 60,7 млн. Выручка отрасли всего на 11% превышает показатели «до повышения». Планируемый убыток по году снова сдвигается к цифре 2 млрд рублей. Выяснилось, что работа контролеров в транспорте неэффективна. В мае 2022 года на безбилетников составили 1400 протоколов, притом что «зайцы» в Перми за месяц совершают примерно 2,5 млн поездок.
На этом фоне мэрия увеличивает число проверок. По сообщениям наших читателей, к некоторым рейдам подключают сотрудников Росгвардии. Кроме того, администрация Перми отказалась от перевода на бескондукторную систему оставшихся 30% маршрутов. И напомним, что глава города в марте инициировал законопроект о пятикратном увеличении штрафов за проезд: с 500/1000 до 2500/5000 рублей, который пока не принят Заксобранием края.
Стремление победить нарушителей через давление и массированные штрафы понятно. Но при этом снова показывает ограниченный арсенал управленческих решений администрации. Дело в том, что ни в одном городе России не затевали масштабные войны с «зайцами» путем массированных штрафных кампаний. И тому есть объективные причины.
Почему подавляющее большинство автовладельцев страны смирились с камерами, неизбежными штрафами за нарушение ПДД? Давление самих водителей, юристов, экспертов, СМИ, а также конструктив со стороны ГИБДД позволили свести к минимуму главные проблемы массовых штрафных санкций. Сняли проблему с получением постановлений, ввели понятные системы оплаты, льготный срок исполнения со скидкой 50%. Плюс налажена более-менее внятная система оспаривания. В итоге принцип «не нарушай или быстро плати» во многом победил народный пофигизм.
Но в системе муниципальных штрафов, к которой относятся наказания за неоплату проезда, всё не так. Отдельных правил нет, всё должно делаться по букве КоАП.
Как сейчас выглядит процедура в Перми? Контролер подходит к пассажиру, требует приложить банковскую карту к какому-то устройству. Это уже спорно, но ок. Устройство показывает неуплату, или пассажир отказывается прикладывать. Инспектор требует документы. Если показывают – составляет акт. Акт отправляется в департамент транспорта, где его рассматривает специальная комиссия, которая и выносит постановление о штрафе. Постановление Почтой России отправляется нарушителю. На оспаривание дается 10 дней, на исполнение еще 60. Дальше в дело вступят судебные приставы со своими пенями. Отметим важное: годичный срок, в течение которого следующее нарушение будет считаться повторным, с увеличением штрафа вдвое, считается с момента платежа. Оспорить или переквалифицировать постановления административных комиссий можно только через суд.
Большинство регионов и городов страны предпочитают не связываться с «зайцами» в массовом порядке. Сложно оформлять, сложно собирать, увеличиваются административные расходы и трудности. Вот только несколько проблем, которые лежат на поверхности.
Штрафы за неоплату проезда сложно оспорить. Таковы особенности нашего законодательства. Если житель Перми посчитает, что наказан неправильно, его ждет весьма длительная и, мягко говоря, непривычная процедура оформления жалоб, ходатайств и походы в мировой суд. Еще раз скажем: никаких льгот и легких путей не предусмотрено. Административные комиссии муниципалитетов наказывают, но не имеют права отменить собственные постановления. Никаких иных способов доказать, что вы не «заяц», кроме как пойти в суд, не существует.
Можно уже сейчас прогнозировать, что «антизайцевая» кампания приведет к увеличению нагрузки на мировые суды и службу приставов, которые и без того перегружены.
Отметим еще один фактор. Длинные сроки рассмотрения таких нарушений означают, что некий эффект (материальный или иной) администрация получит не раньше чем через полгода после начала кампании. А усилия и вложения надо делать сейчас.
Если собрать всё вместе, получается, что власти большинства городов страны поступают мудро, не связываясь со штрафами безбилетников, а ищут другие варианты.
Какие? Всё давно придумано – выгода и неизбежность оплаты. Первый способ транспортные чиновники Перми, в принципе, реализовали – это длинные проездные с выгодными тарифами. Неизбежность оплаты – это кондукторы, турникеты, тамбуры. Не заплатил – в автобус не попал (или сразу вышел).
У администрации города сейчас могут быть несколько вариантов действий. Первый - оставить все как есть и сделать упор на последовательное убеждение пермяков. Второй - вернуть кондукторов параллельно с валидаторами (такая практика используется в Санкт-Петербурге). Третий - усиливать давление.