Posted 20 июня 2022,, 02:00

Published 20 июня 2022,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:41

Updated 2 марта 2023,, 14:41

Наш трамвай на запасном пути. Пермь не выполнила программу развития трамвая, а сеть передает частнику

Наш трамвай на запасном пути. Пермь не выполнила программу развития трамвая, а сеть передает частнику

20 июня 2022, 02:00
Олег Русских
Фото: 1MI
Пермь провалила программу развития трамвая последних трех лет. Из девяти пунктов расширения сети выполнен только один. Основной вариант развития событий – сохранение существующей сети через передачу всего хозяйства в концессию. При этом точные параметры концессионного соглашения не известны.

На рассмотрение Пермской гордумы внесли проект изменений в программу развития транспортной инфраструктуры города в 2020–2022 годах. Судя по документу, общие объемы финансирования программы уменьшились на 2,7 млрд рублей: с 9,5 до 6,8. Наибольшее сокращение приходится на нынешний год. Вместо 3,1 млрд программу профинансируют только на 1,46 млрд рублей.
Основное содержательное изменение программы — реконструкция ул. Крисанова теперь становится мероприятием регионального значения. А значит, из городской программы официально исключается всё, что связано со строительством трамвайной линии по ул. Крисанова от ш. Космонавтов до ул. Пушкина (п. 4 списка ниже). Проекты развития были связаны с размещением третьего моста через Каму в створе ул. Крисанова. Но место поменяли на ул. Гайдара, так что всё, что связано с предыдущими вариантами, приобретает характер неопределенности.

Отметим, это касается почти всех трамвайных проектов, которые значатся в программе развития транспортной инфраструктуры города. Вот полный список объектов раздела «Строительство, реконструкция трамвайных путей и контактной сети» на момент принятия программы:

  1. ул. Революции от ул. Куйбышева до ул. Сибирской;
  2. ул. Революции от ул. Куйбышева до площади ЦКР;
  3. ул. Революции, мост через Егошиху, II очередь (с перспективой для обустройства трамвайных путей);
  4. ул. Крисанова от ш. Космонавтов до ул. Пушкина;
  5. ул. Карпинского от ул. Мира до ш. Космонавтов;
  6. ул. Углеуральская от ул. Строителей до ул. Переселенческой (с перспективой организации трамвайных путей по проспекту Парковому и ул. Куфонина);
  7. пр. Парковый от ул. Переселенческой до ул. Куфонина;
  8. ул. Куфонина от пр. Паркового до ул. Строителей;
  9. ул. Революции от ул. Сибирской до б. Гагарина, ул. Макаренко от б. Гагарина до ул. Уинской, ул. Уинская от ул. Макаренко до ул. Юрша, ул. Юрша от ул. Уинской до ул. Ушинского, ул. Ушинского от ул. Юрша до б. Гагарина.

Не уложилась рельса

Из девяти пунктов два — реконструкция уже имеющихся участков (п. 2 и 5), остальные — новые участки.

Выполнен только первый (один) пункт. Линию проложили по ул. Революции от ул. Куйбышева до ул. Сибирской. Относительно понятна ситуация со следующим участком этой же улицы — до рынка. Его будут переделывать вместе с реконструкцией всей площади у ЦКР. Сроки пока не известны.
Последние новости о развитии трамвайных линий на Парковом и Садовом (с участием группы «Синара») датируются началом 2021 года (п. 6, 7 и 8).

В конце 2021 года Алексей Дёмкин анонсировал, что в 2022 году на ул. Карпинского (п. 5) будет построена шестиполосная дорога между ул. Мира и ш. Космонавтов с новым путепроводом и трамвайными путями. Работы еще не начинались.
Что же касается второй очереди моста через Егошиху по ул. Революции, то проектно-сметная документация, по официальным сообщениям, была готова в первом квартале 2021 года. Власти планировали найти подрядчика и выйти на объект нынче, но в городском бюджете средства на объект «Вторая очередь моста через реку Егошиху» предусмотрены пока на 2023 и 2024 годы (82,9 и 100 млн рублей соответственно).
В целом, в разделе, касающемся строительства и реконструкции трамвайных линий, программу уже сейчас можно считать проваленной. На сегодня, повторимся, выполнен только один пункт из девяти, а программа действует до конца текущего года.

Концессия государственного значения

Еще один трамвайный документ, который рассмотрит городская дума на ближайшей планерке, касается передачи в концессию всего трамвайного комплекса Перми. Проект мэрии предлагает уточнить пункт Положения об определении концессионной платы. Концессионную плату в конкретных случаях предлагается устанавливать не на основе рыночной стоимости имущества, а просто по договоренности сторон.

Речь идет об участии Перми в числе 13 городов страны в федеральной программе модернизации электротранспорта. Соглашение планируется заключить на 25 лет (с 2022 по 2047 год). На это время трамвайный комплекс Перми перейдет в управление концессионера. По заявлениям министерства транспорта Пермского края, компанией, которая займется эксплуатацией городской трамвайной сети, предположительно будет ООО «Мовиста Регионы» (в лице дочерней структуры ООО «Мовиста регионы Пермь»), которое контролирует Александр Советников.
Судя по пояснительной записке (есть в распоряжении редакции), проект предполагают реализовать в четыре этапа:
I этап 2022–2023: проектно-изыскательские работы по капремонту путей, депо и тяговых подстанций; закупка пяти вагонов;
II этап (2023): капремонт трамвайных путей по ул. Куйбышева, Мира, Пушкина и Борчанинова общей протяженностью 14,9 км; закупка 25 трамваев, 4 тяговых подстанций; начало реконструкции депо;
III этап (2024): ремонт 14,2 км путей по ул. Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского; закупка 14 вагонов, обустройство трех тяговых подстанций, завершение реконструкции депо;
IV этап (2025): капремонт 5,6 км путей по ул. Петропавловской.
Предварительный план работ озвучивали еще в феврале 2022 года. Первоначальный вариант несколько отличается от итогового, но это касается, в основном, дат и сроков тех или иных работ. Отметим, что односекционные трамваи, по февральским данным, обойдутся в 56–62 млн рублей за штуку. Это почти в два раза больше, чем среднерыночные цены 2019 года (33 млн), и на 20–30% дороже 2021 года (49 млн).

Общая стоимость проекта составляет 15,5 млрд рублей. Из них 10,6 млрд — средства инвестора, 4,7 млрд рублей — федеральная субсидия, 244,8 млн будут привлечены из бюджета Пермского края, еще 49 млн — из бюджета Перми. Концессия подписывается на 25 лет. Долг за инвестиционные вложения частной компании оплатят бюджеты Перми и края пополам. График возврата не известен, но если исходить из цифры 4% в год, то бюджеты будут возвращать инвестору ежегодно 400 млн рублей в совокупности.

Отметим, расходы бюджета Перми на трамваи и инфраструктуру в 2018- 2020 годах составляли 784–893 млн рублей.

Из этих цифр понятны плюсы концессионного соглашения для города. Пермь получает 15 млрд рублей вложений в трамвайную инфраструктуру за четыре года. При этом треть вложений не долг, а деньги федерального центра. Город перестает нести ежегодные затраты в 760 млн рублей на содержание (в сегодняшних цифрах) на 25 лет вперед. Для убыточного бюджета транспортной отрасли — это большое подспорье. Ну, и сама реконструкция инфраструктуры в понятные сроки — это очень важно.

Но есть и другая сторона

Отметим, пакет документов, который представлен в гордуму мэрией и концессионером явно недостаточен и невнятен. Фактически депутатам предлагается позволить чиновникам самим определять условия, на которых вся трамвайная инфраструктура уйдет частникам.

Но некоторые выводы можно сделать и из этого документа. Первое: внешней оценки концессионной платы не будет. Из чего следует, что оплаты за переданное в концессию имущество город, судя по всему, не получит.
Второе: заявлен некий принцип совместного управления с равным участием ПГЭТ и концессионера. Что это такое и как будет реализовываться — непонятно.
Третье. Все доходы от трамвайных перевозок на срок действия соглашения будут уходить концессионеру. В 2020 году доход от трамвая составил 772 млн рублей. Понятно, что в следующие годы он (хотя бы из-за повышения цен) должен вырасти минимум до 1 млрд. Это обещает концессионеру не меньше 25 млрд рублей (в сегодняшних ценах) без вычета затрат на содержание сети. При условии возврата инвестиционных вложений местными бюджетами и соучастия федералов (кредитные линии предоставляет ВЭБ.рф) сделка выглядит очень хорошей (и это очень мягкое слово) для концессионера, даже если не учитывать «мелких букв в договоре».

И еще одно последствие. О расширении трамвайной сети города на ближайшие годы можно забыть. Впрочем, это подразумевалось и без концессии.

"