Posted 21 июня 2022, 05:00

Published 21 июня 2022, 05:00

Modified 2 марта 2023, 15:43

Updated 2 марта 2023, 15:43

Как избавиться от ненужных платных услуг к кредиту?

Как избавиться от ненужных платных услуг к кредиту?

21 июня 2022, 05:00
Фото: 1MI.
Разбираемся, как финансовые организации навязывают вам ненужные услуги и как правильно от них отказаться.

В конце прошлого года в законе о потребительском займе начали действовать новые поправки. По ним заемщики в течение 14 дней с момента подписания договора могут отказаться от юридических, медицинских и других услуг, которые приобрели вместе с кредитом или займом. До 30 декабря 2021 года такой «период охлаждения» распространялся только на добровольные страховки, теперь — на любые услуги, оформленные вместе с кредитом или займом.

Как вернуть деньги за дополнительные услуги

Обратиться в компанию, чью услугу вы оплатили вместе с кредитом или займом. Для этого необходимо связаться с компанией способом, указанном в договоре (например, по электронной почте или через мессенджер). В любом случае вы можете отправить заявление о возврате заказным письмом по адресу регистрации компании. При этом не нужно доказывать, что вы не воспользовались дополнительными услугами.

Если вы не получили деньги в течение семи рабочих дней, нужно подать заявку о возврате в банк или микрофинансовую организацию (МФО). Обратите внимание, что такая возможность предоставлена вам спустя месяц после обращения к поставщику услуги, но не позднее 180 дней с этого момента.

Ожидайте возврата средств в течение семи рабочих дней. Механизм, по которому кредитор несет ответственность за поставщика дополнительной услуги, действует для того, чтобы кредитор внимательнее выбирал партнеров — поставщиков услуг.

Как навязывают дополнительные услуги

Лишь немногие заемщики готовы по собственному желанию оплачивать не только кредит, но и возможность получения медицинских консультаций по интернету или помощи юриста. В других случаях менеджер банка может попытаться убедить вас, что без дополнительных услуг кредит вам не оформят или что процентная ставка по нему будет выше. На самом деле, существуют правила, по которым отказ в покупке дополнительной услуги не повлияет не возможность получить кредит или займ. Кроме того, процентная ставка может быть повышена только при отказе от страховки, покрывающей риски обслуживания долга.

Еще недавно дополнительные услуги навязывали, заранее проставляя напротив них «галочки» в заявлениях на кредит и в кредитном договоре. Расчет прост — не всякий клиент обратит внимание на то, что подписывается не только на кредит, но и еще на пару ненужных и не бесплатных опций к нему. С 30 декабря прошлого года так делать нельзя. Теперь банки, МФО, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды могут подключать дополнительные услуги только в случае, если человек самостоятельно поставил «галочку» в соответствующем пункте.

В прошлом году в Банке России заметили, что россияне стали чаще жаловаться на навязывание дополнительных услуг в МФО. Сейчас благодаря изменениям в законодательстве «автоматическое» навязывание дополнительных услуг будет происходить реже.

Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей Центрального банка:— Не исключено, что человеку действительно нужны какие-то дополнительные услуги и он готов их приобрести вместе с кредитом. Но это должно быть осознанным и добровольным решением и ни в коем случае не условием получения кредита или займа.

Какие дополнительные услуги навязывают банки и МФО?

«Частые жалобы на банки и МФО, которые мы получаем, — как раз на навязанные платные услуги к кредитам и займам. Человек приходит за займом или кредитом, а уходит, иногда даже не подозревая об этом, с целой «корзиной» услуг в придачу, в которой и помощь на дорогах, и подписка на онлайн-кинотеатр, и чего там только нет. Формально он сам на все это согласился, подписал заявление и договор, и доказать навязывание тут очень сложно. Теперь ситуация меняется — не нужно никому ничего доказывать, можно просто без объяснения причин сдать всю эту навязанную «корзинку» обратно и вернуть деньги. Однако это можно сделать только в течение первых двух недель, то есть еще до первого платежа. И если при оформлении кредита или займа вы не смогли или не успели внимательно прочитать документы либо не обратили внимание на текст мелким шрифтом где-нибудь на 30-й странице, сделайте это как можно скорее», — советует руководитель Службы по защите прав потребителей Центробанка Михаил Мамута.

Пермяк Владимир рассказал, что оформил кредит на покупку смартфона стоимостью 80 тыс. рублей. При этом сотрудник банка предложил ему на два года подключить услуги телемедицины за 10 тыс. рублей. Он убедил мужчину, что услуга необходима в современной действительности, поскольку услуги по оказанию плановой медицинской помощи могут приостановить, если объявят локдаун. «Специалист сказал, что консультация врача никому не помешает в таких условиях. А тут телемедицина, где врач доступен круглосуточно. К тому же, без этой услуги взять кредит с пониженной процентной ставкой у меня не получится. В итоге я подписал договор, не задумываясь, что что-то тут нечисто», — говорит Владимир.

Другая жительница Перми, Мария, поделилась, что взяла в МФО займ в сумме 100 тыс. рублей. При этом ей предложили подключить услугу изменения даты платежа за 500 рублей в месяц. Девушка отказывалась, однако в организации ей сказали, что эта услуга обязательна.
Таких случаев навязывания немало: например, финансовые организации предлагают подключить услугу помощи с машиной, помощи адвоката или вызова мастера по ремонту на час.

Как банки и МФО скрывают полную переплату по кредиту

Иногда банки и МФО не включают дополнительные услуги в полную стоимость кредита, указанную в верхнем правому углу первой страницы договора. В итоге только после первого платежа по кредиту клиент может заметить, что переплачивает больше, чем рассчитывал, когда увидел выгодную процентную ставку в рекламе.

Поэтому появился по которому в полной стоимости кредита учитываются любые платежи заемщика в пользу кредитора и третьих лиц. Это должно быть указано в кредитном договоре. Кроме того, кредитор обязан предложить клиенту взять кредит без дополнительных услуг, а также рассчитать полную стоимость кредита и сообщить заемщику об ее размере. Законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму в конце декабря прошлого года.

Куда жаловаться, если вам навязали дополнительные услуги

Если вы заметили, что в заявлении на кредит кто-то проставил за вас «галочки» на оплату дополнительных услуг, то сделайте скриншот или фото, а затем приложите его к жалобе в интернет-приемную Центробанка. Если вам беспричинно отказались вернуть деньги за дополнительную услугу, то тоже подайте жалобу. К заявлению приложите переписку с кредитором и договор. Тогда специалисты Службы по защите прав потребителей Банка России отреагируют на обращение, после чего банку или МФО грозит наказание.

В каких случаях банк или МФО могут не возвращать вам деньги за допуслуги:

  1. Если вы не успели в течение 14 дней после заключения договора связаться с поставщиком услуги;
  2. Если вы уже воспользовались услугой;
  3. Если вы не заплатили за нее;
  4. Если поставщик услуги уже вернул вам деньги.
Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей Центробанка:— Мы будем внимательно следить за тем, как банки и МФО соблюдают эти новые правила, чтобы создать надежную защиту потребителя от навязанных продаж.

Новости партнеров

Подпишитесь