Posted 22 июня 2022, 02:00

Published 22 июня 2022, 02:00

Modified 2 марта 2023, 14:40

Updated 2 марта 2023, 14:40

Трамвай «Концессия». За три года реконструкции трамвая бюджет будет платить 25 лет по двойному тарифу

Трамвай «Концессия». За три года реконструкции трамвая бюджет будет платить 25 лет по двойному тарифу

22 июня 2022, 02:00
Фото: Properm.ru.
За финансовые вложения в ремонт и обновление трамвайной инфраструктуры Перми объемом 15,5–16,1 млрд рублей краевой и городской бюджеты могут заплатить больше 30 млрд рублей за 25 лет. Собственные инвестиции частника составят 0,87 млрд рублей. Остальные средства предоставят федеральный, региональный и городской бюджеты, а также федеральные ФНБ и «ВЭБ.РФ». Фактически, концессионер является не инвестором, а оператором бюджетных средств с понятной прибылью и непонятной ответственностью за пределами программы реконструкции. Реализация программы может повлечь очередное повышение платы за проезд, а объёмы реконструкции уже уменьшились.

Вагоновожатый бюджет

Финансовые показатели планируемого масштабного проекта — реконструкция трамвайной сети Перми через передачу в концессию всей инфраструктуры московскому ООО «Мовиста Регионы» — описаны в финансово-экономическом обосновании к последним поправкам в бюджет Прикамья.

Напомним, речь идет об участии Перми в числе 13 городов страны в федеральной программе модернизации электротранспорта. Соглашение планируется заключить на 25 лет (с 2022 по 2047 год). На это время трамвайный комплекс Перми перейдет в управление концессионера ООО «Мовиста Регионы» (в лице дочерней структуры ООО «Мовиста регионы Пермь»), которое контролирует Александр Советников. Срок реализации проекта 2022–2025 годы. Срок действия концессии — 25 лет.
Ранее заявлялось, что общая стоимость проекта — 15,5 млрд рублей. Из них 4,7 млрд — федеральная субсидия, 244,8 млн будут привлечены из бюджета Пермского края, еще 49 млн — из бюджета Перми. Средства инвестора — 10,6 млрд рублей. Однако выясняется, что в средства инвестора фактически входят инвестиции федеральных структур Фонда национального благосостояния и «ВЭБ.РФ».
В 2022–2025 годах федеральный бюджет в виде субсидий вложит в проект 4,65 млрд рублей. Региональный и городской бюджеты (в соотношении 50/50) — 0,3 млрд рублей. Фонд национального благосостояния внесет 3,8 млрд рублей, «ВЭБ.РФ» — 5,9 млрд рублей. ООО «Мовиста Регионы» потратит 0,8 млрд рублей собственных средств. Условия, на которых будут предоставлены кредитная линия «ВЭБ.РФ» и финансирование ФНБ, в документе не отражены.
Таким образом, ООО «Мовиста Регионы» фактически будет распорядителем бюджетных средств и средств федеральных структур, вкладывая небольшую долю собственных средств.

Вагонов становится меньше

Проект предполагают реализовать в четыре этапа:
I этап (2022–2023): проектно-изыскательские работы (ПИР) по капремонту путей, депо и тяговых подстанций; закупка пяти вагонов;
II этап (2023): капремонт трамвайных путей по ул. Куйбышева, Мира, Пушкина и Борчанинова общей протяженностью 14,9 км; закупка 25 трамваев, обустройство четырех тяговых подстанций; начало реконструкции депо;
III этап (2024): ремонт 14,2 км путей по ул. Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского; закупка 14 вагонов, обустройство трех тяговых подстанций, завершение реконструкции депо;
IV этап (2025): капремонт 5,6 км путей по ул. Петропавловской.
По предварительным расчетам, которые представлял минтранс края в феврале 2022-го, на закупки односекционных трамваев предполагалось потратить 3 млрд рублей — 50 ед. по 60 млн рублей в среднем. Столько же должно было уйти на реконструкцию трамвайного депо «Балатово». Реконструкция 10 тяговых подстанций — 1,5 млрд рублей. Остальные затраты — ПИР и реконструкция 50 км трамвайных путей.

Однако по последним данным, объем работ и закупок существенно изменился. Вместо 50 трамваев купят только 44. При этом сумма закупки вырастает до 3,6 млрд. Это означает, что каждый односекционный вагон обойдется в 82 млн вместо 60. Это в 2,5 раза больше, чем среднерыночные цены 2019 года (33 млн), на 60% дороже 2021 года (49 млн) и на 30% февральских предложений.
Вместо 10 тяговых подстанций под замену попадут только 7 — за 1,35 млрд рублей.
Вместо 50 км трамвайных путей и контактной сети в порядок приведут только 35 км.

Судя по всему, изменения могли произойти и в финансовой части проекта. На первом совещании инвестиционной комиссии Пермской городской думы стоимость запланированных концессионером работ оценили в 16,1 млрд руб., что на 0,55 млрд больше, чем в предварительном предложении. Отметим, окончательные параметры объемов работ, которые исполнит концессионер, будут сформулированы только в концессионном соглашении.

За всё заплатят пермские

По проекту концессии, трамвайный комплекс планируется передать в управление ООО «Мовиста Регионы», чтобы компания могла получать доход и окупить вложения. Предполагается, что часть расходов концессионера будет возмещена за счет платы концедента (то есть Перми и края), еще часть инвестор сможет окупить за счет оказания услуг по перевозке пассажиров. Судя по финансовой модели концессионера, которую цитируют в бюджетной документации, концессионер предполагает получить вдвое больше, чем вложил (и это не считая возможных доходов от перевозок).
«Согласно финансовой модели концессионера, плата концедента с 2022 по 2047 год составит 30 141 149 тыс. руб., в том числе:
— инвестиционный платеж — 21 576 080 тыс. руб.
— эксплуатационный платеж — 8 565 059 тыс. руб.».

Обратите внимание на последний абзац. Он означает, что бюджет, кроме указанных платежей, полностью возьмет на себя оплату процентов по кредитным линиям ФНБ и ВЭБ.

Никакой платы концессионера за использование имущества города мы не увидели. Предполагает ли «Мовиста» получать еще и долю с доходов от перевозок — на данный момент не известно. Кроме того, в представленной документации нет данных о сроках передачи на баланс города новых трамваев, депо и тяговых подстанций.
По сути, ситуация выглядит так. Будучи оператором бюджетных средств и средств федеральных структур, «Мовиста» исполняет программу реконструкции за три года. После этого бюджеты полностью возмещают концессионеру все вложения, закрывают все проценты по кредитам в течение 25 лет. И покроют все эксплуатационные расходы будущих периодов. Общая сумма затрат бюджетов превышает инвестиции минимум вдвое. То есть все риски ложатся именно на край и Пермь.
Ежегодные платежи регионального и городского бюджета по обслуживанию концессии составят в среднем 1,23 млрд рублей.

Сейчас город тратит на трамвайную инфраструктуру около 760 млн рублей (в сегодняшних цифрах) в год, не считая закупок вагонов. При этом часть расходов компенсируется доходами от продажи билетов. Таким образом, затраты бюджетов возрастут минимум на 50%. И эти цифры будут меняться в большую сторону.
По новой методике расчета тарифов проезда в общественном транспорте Перми цена за проезд образуется делением затрат на пассажиров. Рост расходов на 400 млн рублей в год автоматически приведет к очередному пересмотру платы за проезд.

Инвестиционная комиссия Пермской гордумы еще раз рассмотрит вопрос о трамвайном проекте 22 июня 2022 года. Но надо понимать, что у пермских депутатов нет полномочий остановить процесс. Они могут его притормозить, потребовать полную оценку проекта. Ну, а далее решение будет целиком и полностью за исполнительной властью города.

Подпишитесь