Финансовые показатели планируемого масштабного проекта — реконструкция трамвайной сети Перми через передачу в концессию всей инфраструктуры московскому ООО «Мовиста Регионы» — описаны в финансово-экономическом обосновании к последним поправкам в бюджет Прикамья.
Напомним, речь идет об участии Перми в числе 13 городов страны в федеральной программе модернизации электротранспорта. Соглашение планируется заключить на 25 лет (с 2022 по 2047 год). На это время трамвайный комплекс Перми перейдет в управление концессионера ООО «Мовиста Регионы» (в лице дочерней структуры ООО «Мовиста регионы Пермь»), которое контролирует Александр Советников. Срок реализации проекта 2022–2025 годы. Срок действия концессии — 25 лет.
Ранее заявлялось, что общая стоимость проекта — 15,5 млрд рублей. Из них 4,7 млрд — федеральная субсидия, 244,8 млн будут привлечены из бюджета Пермского края, еще 49 млн — из бюджета Перми. Средства инвестора — 10,6 млрд рублей. Однако выясняется, что в средства инвестора фактически входят инвестиции федеральных структур Фонда национального благосостояния и «ВЭБ.РФ».
В 2022–2025 годах федеральный бюджет в виде субсидий вложит в проект 4,65 млрд рублей. Региональный и городской бюджеты (в соотношении 50/50) — 0,3 млрд рублей. Фонд национального благосостояния внесет 3,8 млрд рублей, «ВЭБ.РФ» — 5,9 млрд рублей. ООО «Мовиста Регионы» потратит 0,8 млрд рублей собственных средств. Условия, на которых будут предоставлены кредитная линия «ВЭБ.РФ» и финансирование ФНБ, в документе не отражены.
Таким образом, ООО «Мовиста Регионы» фактически будет распорядителем бюджетных средств и средств федеральных структур, вкладывая небольшую долю собственных средств.
Проект предполагают реализовать в четыре этапа:
I этап (2022–2023): проектно-изыскательские работы (ПИР) по капремонту путей, депо и тяговых подстанций; закупка пяти вагонов;
II этап (2023): капремонт трамвайных путей по ул. Куйбышева, Мира, Пушкина и Борчанинова общей протяженностью 14,9 км; закупка 25 трамваев, обустройство четырех тяговых подстанций; начало реконструкции депо;
III этап (2024): ремонт 14,2 км путей по ул. Ленина, Сибирской, Чернышевского, Белинского, Дзержинского; закупка 14 вагонов, обустройство трех тяговых подстанций, завершение реконструкции депо;
IV этап (2025): капремонт 5,6 км путей по ул. Петропавловской.
По предварительным расчетам, которые представлял минтранс края в феврале 2022-го, на закупки односекционных трамваев предполагалось потратить 3 млрд рублей — 50 ед. по 60 млн рублей в среднем. Столько же должно было уйти на реконструкцию трамвайного депо «Балатово». Реконструкция 10 тяговых подстанций — 1,5 млрд рублей. Остальные затраты — ПИР и реконструкция 50 км трамвайных путей.
Однако по последним данным, объем работ и закупок существенно изменился. Вместо 50 трамваев купят только 44. При этом сумма закупки вырастает до 3,6 млрд. Это означает, что каждый односекционный вагон обойдется в 82 млн вместо 60. Это в 2,5 раза больше, чем среднерыночные цены 2019 года (33 млн), на 60% дороже 2021 года (49 млн) и на 30% февральских предложений.
Вместо 10 тяговых подстанций под замену попадут только 7 — за 1,35 млрд рублей.
Вместо 50 км трамвайных путей и контактной сети в порядок приведут только 35 км.
Судя по всему, изменения могли произойти и в финансовой части проекта. На первом совещании инвестиционной комиссии Пермской городской думы стоимость запланированных концессионером работ оценили в 16,1 млрд руб., что на 0,55 млрд больше, чем в предварительном предложении. Отметим, окончательные параметры объемов работ, которые исполнит концессионер, будут сформулированы только в концессионном соглашении.
По проекту концессии, трамвайный комплекс планируется передать в управление ООО «Мовиста Регионы», чтобы компания могла получать доход и окупить вложения. Предполагается, что часть расходов концессионера будет возмещена за счет платы концедента (то есть Перми и края), еще часть инвестор сможет окупить за счет оказания услуг по перевозке пассажиров. Судя по финансовой модели концессионера, которую цитируют в бюджетной документации, концессионер предполагает получить вдвое больше, чем вложил (и это не считая возможных доходов от перевозок).
«Согласно финансовой модели концессионера, плата концедента с 2022 по 2047 год составит 30 141 149 тыс. руб., в том числе:
— инвестиционный платеж — 21 576 080 тыс. руб.
— эксплуатационный платеж — 8 565 059 тыс. руб.».
Обратите внимание на последний абзац. Он означает, что бюджет, кроме указанных платежей, полностью возьмет на себя оплату процентов по кредитным линиям ФНБ и ВЭБ.
Никакой платы концессионера за использование имущества города мы не увидели. Предполагает ли «Мовиста» получать еще и долю с доходов от перевозок — на данный момент не известно. Кроме того, в представленной документации нет данных о сроках передачи на баланс города новых трамваев, депо и тяговых подстанций.
По сути, ситуация выглядит так. Будучи оператором бюджетных средств и средств федеральных структур, «Мовиста» исполняет программу реконструкции за три года. После этого бюджеты полностью возмещают концессионеру все вложения, закрывают все проценты по кредитам в течение 25 лет. И покроют все эксплуатационные расходы будущих периодов. Общая сумма затрат бюджетов превышает инвестиции минимум вдвое. То есть все риски ложатся именно на край и Пермь.
Ежегодные платежи регионального и городского бюджета по обслуживанию концессии составят в среднем 1,23 млрд рублей.
Сейчас город тратит на трамвайную инфраструктуру около 760 млн рублей (в сегодняшних цифрах) в год, не считая закупок вагонов. При этом часть расходов компенсируется доходами от продажи билетов. Таким образом, затраты бюджетов возрастут минимум на 50%. И эти цифры будут меняться в большую сторону.
По новой методике расчета тарифов проезда в общественном транспорте Перми цена за проезд образуется делением затрат на пассажиров. Рост расходов на 400 млн рублей в год автоматически приведет к очередному пересмотру платы за проезд.
Инвестиционная комиссия Пермской гордумы еще раз рассмотрит вопрос о трамвайном проекте 22 июня 2022 года. Но надо понимать, что у пермских депутатов нет полномочий остановить процесс. Они могут его притормозить, потребовать полную оценку проекта. Ну, а далее решение будет целиком и полностью за исполнительной властью города.