Posted 27 июня 2022, 12:20
Published 27 июня 2022, 12:20
Modified 2 марта 2023, 14:40
Updated 2 марта 2023, 14:40
Госдумы уже утвердила поправки о параллельном импорте — это позволит ввозить продукцию в страну без разрешения правообладателя. До этого производитель мог подать в суд и с легкостью выиграть дело. При этом эксперты считают, что поводов для радости пока не очень много, так как у параллельного импорта есть фундаментальные проблемы, пишут журналисты newiz.ru.
Самая простая задача — поставки одежды. Минпромторг не установил никаких ограничений по маркам — товары можно завозить откуда угодно. Также сертификация на эти товары не стоит серьезных денег. Эксперты считают, что для этой категории товаров параллельный импорт возможен.
Дарья Ткаченко, СЕО компаний Sellematics и Sellmonitor:— В производстве одежды закупка сырья, дизайн-коллекции, планирование продаж ведутся заранее, так что часть продукции либо уже произведена, либо запланирована к загрузке мощностей производств. Так что брендам в любом случае необходимо будет продать то, что уже было произведено и запланировано к реализации на 2022 год. Что даёт нам возможность полагать, что многим параллельный импорт будет выгоден.
Сложности возникают с более серьезными товарами, потому что все еще остается задача защитить страну от контрафакта. Сертификат соответствия РОСТ Р или сертификат соответствия таможенного союза нужно получать на бытовую технику, электронику, смартфоны. С сертификацией сейчас ситуация не поменялась, потому что сейчас, как и раньше, ей занимается заявитель — компания, которая ввозить товар в РФ.
Еще одна проблема — это гарантия на товар. Сейчас в большинстве случаев при возникновении проблем с товаром нужно обращаться к производителю. Если компания-производитель полностью уйдет из России, то все риски и обязанности перед покупателем будут на продавце: «И если продавец не может устранить производственный недостаток, то считается не выполнившим свои обязательства перед покупателем. Другое дело, что практически никто из крупных иностранных производителей, представленных в России, не объявил о своем полном уходе. Приостанавливается производство, работники уходят в простой, но российские подразделения считаются действующими, соответственно, именно они несут ответственность перед конечным покупателем», — рассказала Анна Кононова из юридической компании «Центральный округ».
В итоге ситуация с гарантией остается проблемной. Особенно, если вспомнить о дефиците запчастей. В авторизированных сервисных центрах Apple, например, жалуются на нехватку экранов и аккумуляторов. Иногда их нужно ждать неделю, иногда — клиенту вовсе отказывают в ремонте.
Параллельный импорт должен помочь понизить цены, так как будет конкуренция, но лишь незначительно. Это зависит в том числе от отраслей и разных схем логистики: «При параллельном импорте цены выше минимум на 25% для крупной бытовой техники из-за сложной логистики. Цены могут вырасти в 2–3 раза на холодильники, стиральные машины и т.д. Там логистика крайне тяжелая — эту технику невозможно самолетом привезти, очень дорого, а землей — это, как минимум, через территорию двух стран. Цены на эти товары вырастут больше всего», — отмечает аналитик аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Ситуация с автомобилями еще сложнее. Есть список Минпромторга с автомобильными марками, которые можно завозить — Bentey, Rolls Royce, Bugatti, Ferrari, а также Tesla и Lincoln. Однако официально их в России и не продавали. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин поясняет, что проблема тут не только в списке с марками: «У нас не легализован параллельный импорт автомобилей и запчастей, у нас прямо запрещен техрегламентом Таможенного союза ввоз автомобилей партиями. Для этого нужно получить одобрение типа транспортного средства, а получить его может только правообладатель, больше никто. Поэтому параллельного импорта автомобилей в РФ нет и не будет. Параллельного импорта запчастей точно также не будет, потому что пункт техрегламента о безопасности колесных транспортных средств прямо говорит, что для получения сертификата, а сертификат требуется, чтобы ввести запчасти в РФ, нужно предоставить письмо о том, что запчасти куплены на заводе-изготовителе. Понятно, что при параллельном импорте никто такого письма, конечно, иметь не будет, а значит, сертификат не получит. То есть список Минпромторга не имеет никакого смысла просто потому, что вы не получите разрешительной документации для ввоза того, что есть в этом списке».
Эксперты считают, что помешать параллельному импорту может также сокращение предложения, так как не имеет смысла выпускать продукцию для России, если он ушел из страны.