Ранее в департаменте имущественных отношений журналисту Properm.ru сообщили, что 1 июля 2022 года было подано заявление о выдаче исполнительного листа для исполнения решения суда, которое, по данным Арбитражного суда Пермского края, вступило в силу 31 мая 2022 года.
Руководитель религиозной организации «Новый Завет» Эдуард Грабовенко еще до истечения срока обжалования сообщал журналисту Properm.ru, что судебное решение о необходимости заплатить за пользование муниципальной землей под ДК им. Ленина в Перми — политическое, и обязательно будет оспорено в апелляционной инстанции. «Мы готовы пройти все круги до Верховного суда РФ, и если все инстанции решат, что необходимо платить, то будем платить. Но тогда придется поднимать арендную плату кружкам», — пояснил он.
Судя по материалам, рассматриваемым в первой инстанции, «Новый Завет» даже соглашался платить в городской бюджет за пользование землей, но с двумя «но»: во-первых, не за весь земельный участок, очерченный «красными линиями» в 8,7 тыс. кв. м, а только за землю, ограниченную стенами здания, — 3,3 тыс. кв. м; и не полную стоимость аренды земли, а с применением коэффициента 0,01% — как для религиозной некоммерческой организации, а не 4% от его кадастровой стоимости, как сейчас. Таким образом, заявленная властями Перми сумма задолженности по аренде с 2018 года сокращалась до 11,9 тыс. рублей.
По таким ставкам евангелисты, например, арендуют землю в ближайшем Подмосковье.
Интересно, что в 2021 году, когда власти Перми заявили в суде иск о взыскании с «Нового Завета» денег за пользование участком, с иском о понуждении еще одного связанного с Грабовенко юрлица — Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников (РЦХВЕ) — вышла мэрия Москвы. Там стоимость аренды земли для комплекса зданий составляет около 10 тыс. рублей в год. Но даже необходимость оплаты этих средств «Новый Завет» оспаривал до кассационной инстанции.
В картотеке арбитражного дела в Перми можно найти информацию, что евангелисты несколько раз обращались в мэрию с тем, чтобы купить в собственность весь земельный участок вокруг ДК площадью 8,7 тыс. кв. м, но им всякий раз отказывали.
Евангелисты появились в России после развала СССР, в 90-е, на волне моды на разрешенную после окончания эпохи атеизма религию. Тогда верующие традиционных конфессий получили культовые здания, конфискованные после революции, и возможность легально их посещать. Желающих приобщиться к вере начали активно вовлекать «новые» международные организации на любой вкус и цвет — от признанных экстремистскими «Свидетелей Иеговы» и тоталитарных околорелигиозных сект (от объединений буддистов и йогов до «Анастасии») до относительно респектабельных пятидесятников («Новое поколение», «Новый Завет», etс.). Конкуренция среди новых религий в конце 90-х была очень высока.
Особенно активно продвигали свои интересы адепты веры евангельской, более известной как «Новый Завет». В начале 2000-х в Перми неоднократно проходили служения в манежах «Молот» и «Спартак». На проповеди известного евангелиста Дэвида Хасавея, который активно миссионерствовал в регионе бывшего СССР, в Перми собирались тысячи людей, еще в 2001 году называлось число участников в 4,5 тыс. человек и 250 поселений в Пермской области, где проходили службы.
Пермских евангелистов возглавил Эдуард Грабовенко, гражданин Украины. Он и его супруга Лариса Грабовенко родились в Кривом Роге. После окончания библейской школы в Риге в 1991 году с командой служителей приехали в Пермь собирать паству. С 2009 года Грабовенко в сане епископа возглавляет Российскую церковь христиан веры евангельской «Новый Завет».
Достаточно большое число прихожан «Новый Завет» привлекал и привлекает среди потребителей наркотиков. При церкви есть общественный фонд «Источник надежды» — он занимается реабилитацией людей с зависимостями. Такой метод вовлечения паствы, впрочем, есть у всех ветвей евангелистов, хлынувших на территорию бывшего СССР в 90-х.
С 2005 года службы продолжились уже в собственном помещении — ДК им. Ленина, который был выкуплен пятидесятниками у находящихся в непростом финансовом положении «Мотовилихинских заводов». Контрольный пакет акций заводов оказался у столичного Финансового дома «Русь». ДК оказался среди непрофильных активов завода и в 2005 году был за 47,2 млн рублей продан Пермскому епархиальному управлению христиан веры евангельской «Новый Завет». Покупатель по контракту взял на себя обязанность в течение пяти лет предоставлять помещения действующим на тот момент кружкам и секциям. Договор купли-продажи был подписан 27 апреля 2005 года между тогдашним гендиректором «Мотовилихинских заводов» Иваном Костиным и президентом ЦРО Эдуардом Грабовенко.
Исключительно культовым учреждением ДК им. Ленина, по сути, так и не стал — помещения сдаются в аренду коммерческим компаниям, занимаются секции. Проведение служб в большом зале ДК сочетается с вполне светскими праздниками и концертами. Имущественным комплексом дворца, к слову, управляет не религиозная организация, а светское ООО «КДЦ «Мотовилиха», что дает более широкие возможности для распоряжения зданием. Во-первых, его помещения сдаются в аренду (по соглашению — требование о сохранении назначения ДК как места проведения мероприятий и размещения нерелигиозных кружков и секций). Изначально соглашение было заключено на пять лет, потом статус продлили на 20 лет, это требование утратится в 2025 году.
Муниципальных или принимающих в качестве оплаты государственные сертификаты кружков и секций в ДК нет, это подтвердили журналисту Properm.ru в департаменте образования Пермского края. Все действующие здесь спортивные, театральные, музыкальные и ИЗО кружки работают за плату, составляющую несколько тысяч рублей в месяц. Опрошенные родители утверждают, что во время тренировок у детей бывают молитвы. Руководители же кружков в разговоре с журналистом Properm.ru заявили, что не являются религиозными, и отказались комментировать. Когда сотрудник редакции представился по телефону родителем, то ему в нескольких секциях ответили, что «ребенку на занятиях не обязательно участвовать в религиозных обрядах».
Что касается сдачи помещений в аренду, то евангелистам несколько лет удавалось привлекать деньги бюджета. С 2015 по 2017 год здесь располагалась репетиционная база оркестра musicAeterna, в 2015-м — приемные депутатов заксобрания. Всего из бюджета евангелисты получили 5,782 млн рублей. Но это далеко не основной источник дохода евангелистов от использования «самого большого в России культового здания христиан веры Евангельской пятидесятников».
По адресу ДК (Пермь, ул. Уральская, 93) зарегистрировано несколько десятков учреждений, большей частью сугубо светских — от организаторов концертов до строительных, юридических и коммунальных фирм. Здесь же — юридические адреса фирм и ИП по управлению недвижимостью, некоторые принадлежат Ларисе Грабовенко и сыну супругов-христиан Давиду Грабовенко, это, к примеру, уже не действующие АН «Площадь» и «Ричбойс» (один из учредителей — Кирилл Анатольевич Зубарев, полный тезка сына регионального экс-министра). Тут же работали компании-возчики бытовых отходов «Проутилсервис» и «Рестфуд». Они также косвенно связаны с семьей епископа Грабовенко, вторая в 2021 году заключала с пермскими больницами госконтракты на вывоз медицинских отходов.
Пермь — не единственный город, где в конце 90-х — начале 2000-х появилась самая активная ветвь западных евангелистов — «Новый Завет». Это одна из самых состоятельных нетрадиционных для России епархий — представительства есть фактически в каждом городе и крупном поселке. Большинство из них владеют собственной недвижимостью. Здания и земли РЦХВЕ продолжает покупать и сейчас, но значительная часть объектов приобреталась, как и самый крупный актив (ДК Ленина), у находящихся в кризисном состоянии или обанкротившихся предприятий. Также в Перми «Новый Завет» еще в 90-х купил историческое полуразрушенное здание кинотеатра «Победа», но перестал его использовать как молельный дом.
В истории евангелистов-пятидесятников (в Санкт-Петербурге) есть прецедент, когда городские власти через суд получили право на здание церкви «Ковчег». Но и то, делалось это в пользу евангелистов, а не для возврата имущества в городское ведение. За бесценок был получен у властей недостроенный музей — у обанкротившегося Усть-Ижорского фанерного завода оставался не доведенный до ума «трехпалый» арт-объект, который архитекторы Бенцион Фабрицкий и Игорь Шмелев создавали в ходе реконструкции прежнего музейного здания. К 2011 году евангелисты своими силами и без проекта и документов достроили молельный дом, но узаконить его не могли. Тогда мэрия в 2016 году пошла с иском в арбитражный суд, который признал за ней право на нелегальный памятник архитектуры. После чего уже легализованный самострой на законных основаниях мэрия своим постановлением в 2018 году передала «Ковчегу».
Собеседники Properm.ru утверждают, что практика строительства и реконструкции зданий без требуемых законом согласований, купленных разными юрлицами РЦХВЕ, скорее, закономерность, чем исключение.
Пермские власти в 2021 году, до того как начать тяжбу о возвращении в бюджет Перми 11 млн рублей за пользование земельным участком под ДК Ленина, в очередной раз подняли вопрос о возвращении ДК в ведение города, но потом заморозили вопрос. К слову, ДК Ленина — не единственная недвижимость у «Нового Завета» в Перми и Пермском крае. Вопросы об аренде земельных участков, оплате земельного налога и соблюдении иных законодательных норм в случаях с другими объектами евангелистов и связанных с ними организаций и физлиц в регионе до сих пор не поднимались.