Posted 4 августа 2022, 04:07
Published 4 августа 2022, 04:07
Modified 2 марта 2023, 14:44
Updated 2 марта 2023, 14:44
Мы привыкли говорить об «инновациях» и воспринимать это условно как полёт на Луну, изобретение телепорта или какой-нибудь волшебной ручки. На самом деле, инновации находятся рядом, они — в ежедневном труде: придумал, как сэкономить бумагу — стал инноватором, придумал, как сократить время на ту или иную операцию, — стал инноватором. В результате помог и себе, и предприятию.
Внедрение идей идет на пользу всем сотрудникам, оно необходимо для любого дела: неважно, печете ли вы пироги, шьете сапоги или добываете нефть. Внедрение инноваций должно быть поставлено на поток — это позволит не просто оставаться на плаву, но опережать конкурентов. Именно поэтому в советское время была сделана ставка на изобретательство и рационализаторство, это позволило сделать качественный скачок всей промышленности страны.
Как стимулировать генерацию идей, и какой отдачи можно ожидать сейчас? Есть ли смысл в сборе идей «на местах», в получении обратной связи от работников? Попробуем разобраться на конкретных примерах, действующих в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», в одном из предприятий ЛУКОЙЛа, которое стало пилотной площадкой внедрения Системы непрерывных улучшений. За 6 месяцев собрано более 1000 идей. Это отличный результат по количеству предложений. Больше половины идей взяты в работу, часть из них уже реализована и приносит экономию.
Ключ к созданию классных идей — атмосфера, в которой каждый может высказаться на любую тему. Не во всех компаниях прислушиваются к сотрудникам. Хотя многие из рацпредложений рядового персонала могут принести экономическую выгоду предприятию. Если информацией, которая поступает «с мест», эффективно распоряжаться, вероятность успеха очень высока.
Представления о нужных изменениях не появляются «из воздуха», их можно только целенаправленно придумать.
Например, предложенная Егором Капитановым, ведущим инженером-механиком «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» оптимизация затрат на очистку внутренней полости нефтепровода позволит сэкономить более 2 млн. рублей за 3 года.
А казалось бы очевидная идея по изменению пассажиропотока и марки авто, предложенная, Михаилом Рясиным, инженером по транспорту снизит затраты на 1,8 млн рублей за 3 года.
А если идея уже есть, что с ней делать дальше? Рассказываем.
Почему сотрудники могут опасаться делиться своими предложениями? Причины чаще всего простые: люди стесняются, не верят в себя, боятся критики, не хотят оказаться в неловком положении. Здесь надо помнить, что цель сбора предложений не поиск некого идеального варианта. Смысл заключается в объединении множества самых разных идей, в коллаборации и в открытости к неожиданным решениям.
Предложения самые разные, начиная от обеспечения сотрудников зимней спецодеждой с подогревом и заканчивая глобальными технологическими мероприятиями. Конечно, далеко не всё будет реализовано, но, как показывает опыт, чем активнее будет поток задумок, тем больше будет суммарный производственный и экономический эффект.
Даже идеи, которые кажутся вам сложными, неподъемными, могут оказаться вполне реализуемыми, если за дело взяться командой. Кто-то из коллег возьмется за изучение опыта других предприятий, кто-то поможет с расчетами экономической эффективности, составлением бюджета, подготовкой презентации.
Результаты совместной работы могут быть очень эффективными, яркими и экономически значимыми. Как, например, результаты проекта, который направлен на повышение культуры в области охраны труда и промышленной безопасности.
Пилотной площадкой для реализации был выбран один из цехов добычи нефти и газа «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ». Коллективу были предложены новые инструменты культуры безопасности и управления рисками. Все сотрудники прошли обучение. А после на серии мозговых штурмов рассмотрели и выбрали лучшие практики.
Команда проделала большую работу и внедрила новые процессы по управлению рисками. Кроме того, разработаны «12 золотых правил безопасности», в бригадах показывают тематические видеоролики, проводят ежеутренние минутки безопасности.
По словам мастера бригады УППН «Константиновка» Дмитрия Пентюхова, у работников поменялось отношение к вопросам безопасности. «Минутка безопасности» помогает сплачивать коллектив, заставляет задуматься о рисках при выполнении ежедневных работ», — рассказал он.
Это такая мини-оперативка, где работники вспоминают правила безопасности, где им рассказывают о том, как меняются цифры травматизма, что может быть, если не соблюдать правила. Бригады вспоминают, какой ценой написаны правила, еще раз проверяют себя и коллег на готовность к любым ситуациям.
Эта простая идея появилась благодаря слаженной командной работе и оказалась эффективной на производстве. Визуализация — важная часть большого, комплексного подхода. После внедрения всех мероприятий бытовой травматизм значительно снизился.
ЛУКОЙЛ руководствуется самыми высокими экологическими стандартами, а рациональное и ответственное использование природных ресурсов, сохранение благоприятной экологической ситуации в регионах деятельности — основные приоритеты в работе компании.
Идеи, связанные с экономией ресурсов, всегда будут в числе приоритетных, потому что речь идет не только о снижении затрат, но и об охране окружающей среды, а значит, о защите всего живого на нашей планете. Подумайте, как может ваша компания внести свой вклад в сбережение ресурсов (экономить воду, свет, теплоэнергию).
Для вдохновения приведем пример, как решалась важная задача повышения энергоэффективности в рамках Системы непрерывных улучшений. В 2021 году эффект от реализации предложений по энергоэффективности составил более 700 млн рублей.
В 2021 году в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ» площадкой для «пилотов» стали два цеха добычи нефти и газа. Реализацией проектов занималась кросс-функциональная команда специалистов в области энергетики, механики, технологии и производства.
Оборудование меняли на более энергоэффективное, оптимизировали режимы работы скважин и вспомогательного оборудования. Например, изменили режим работы греющих кабельных линий (они нужны, чтобы растворять гидрато-парафиновые пробки в скважинах). Это производственное решение довольно сложно понять простому читателю. Вот понятнее — приняты организационные изменения, позволяющие сэкономить ресурсы. Например, электросетевое оборудование передано в аренду специализированной компании — Пермскому региональному управлению «ЛУКОЙЛ-Энергосети». Аутсорсинг помог сэкономить средства.
Признание коллег и начальства — на самом деле, мощный стимул для любого работника, настолько же эффективный как и фотографии на доске почета, похвальные грамоты, слова благодарности на корпоративных мероприятиях. И конечно, материальное стимулирование.
Как платить за идею? Сколько она может стоить? Ведь это еще самое начало процесса, она может и не сработать. В Пермском отделении Проектного офиса внедрили такую систему. За идею предусмотрено материальное вознаграждение, которое выплачивается ежеквартально в виде единовременных премий на этапах подачи, проработки и реализации идей:
В результате в течение 2022 года 44 работника получили вознаграждение от 5 тыс. до 120 тыс. рублей.
Инженер Роман Дерендяев — автор идеи о сокращении затрат на гидравлический разрыв пласта. Ожидаемый экономический эффект от его инициативы — 28 млн рублей за три года. По его словам, решение нашлось после одного из производственных совещаний. Проработка гипотезы выполнялась командой профессионалов.
Гидравлический разрыв пласта — это создание трещины, чтобы увеличить объемы поступаемого ресурса. Метод позволяет «оживить» скважины, на которых добыча нефти или газа традиционными способами невозможна или малорентабельна.
Роман Дерендяев предложил отказаться от проведения работ по реперфорации — по сути взрывов, которые несут большие риски. И вознаграждение не заставило себя долго ждать.
Еще один эффект от внедрения инноваций, идей, проектов — это вовлеченность работников, всех без исключения. Это усиливает мотивацию, создает очень продуктивную обстановку трудового творчества и энтузиазма. Людям становится интереснее работать, особенно это важно для молодежи.
В любом процессе важно постоянство, оно залог того, что новое будет лучше предыдущего. Только при систематическом, методичном подходе можно отследить, есть ли улучшения, и оценить их качество и количество.
Представьте, если в каждой территории деятельности Компании, на любом предприятии будет что-то подобное, то какой будет отличный результат. Любой может повлиять на работу всей Компании, если его идеи и работы будут эффективны.
Фотографии: ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ