Мы привыкли говорить об «инновациях» и воспринимать это условно как полёт на Луну, изобретение телепорта или какой-нибудь волшебной ручки. На самом деле, инновации находятся рядом, они — в ежедневном труде: придумал, как сэкономить бумагу — стал инноватором, придумал, как сократить время на ту или иную операцию, — стал инноватором. В результате помог и себе, и предприятию.
Внедрение идей идет на пользу всем сотрудникам, оно необходимо для любого дела: неважно, печете ли вы пироги, шьете сапоги или добываете нефть. Внедрение инноваций должно быть поставлено на поток — это позволит не просто оставаться на плаву, но опережать конкурентов. Именно поэтому в советское время была сделана ставка на изобретательство и рационализаторство, это позволило сделать качественный скачок всей промышленности страны.
Как стимулировать генерацию идей, и какой отдачи можно ожидать сейчас? Есть ли смысл в сборе идей «на местах», в получении обратной связи от работников? Попробуем разобраться на конкретных примерах, действующих в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», в одном из предприятий ЛУКОЙЛа, которое стало пилотной площадкой внедрения Системы непрерывных улучшений. За 6 месяцев собрано более 1000 идей. Это отличный результат по количеству предложений. Больше половины идей взяты в работу, часть из них уже реализована и приносит экономию.
Ключ к созданию классных идей — атмосфера, в которой каждый может высказаться на любую тему. Не во всех компаниях прислушиваются к сотрудникам. Хотя многие из рацпредложений рядового персонала могут принести экономическую выгоду предприятию. Если информацией, которая поступает «с мест», эффективно распоряжаться, вероятность успеха очень высока.
Представления о нужных изменениях не появляются «из воздуха», их можно только целенаправленно придумать.
Например, предложенная Егором Капитановым, ведущим инженером-механиком «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» оптимизация затрат на очистку внутренней полости нефтепровода позволит сэкономить более 2 млн. рублей за 3 года.
А казалось бы очевидная идея по изменению пассажиропотока и марки авто, предложенная, Михаилом Рясиным, инженером по транспорту снизит затраты на 1,8 млн рублей за 3 года.
А если идея уже есть, что с ней делать дальше? Рассказываем.
Почему сотрудники могут опасаться делиться своими предложениями? Причины чаще всего простые: люди стесняются, не верят в себя, боятся критики, не хотят оказаться в неловком положении. Здесь надо помнить, что цель сбора предложений не поиск некого идеального варианта. Смысл заключается в объединении множества самых разных идей, в коллаборации и в открытости к неожиданным решениям.
Никита Мазеин, руководитель Пермского отделения Проектного офиса: - В «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ» только за три первых месяца реализации Системы непрерывных улучшений были поданы 388 идей, 70 из которых взяли в работу. Эти показатели превзошли наши ожидания!
Предложения самые разные, начиная от обеспечения сотрудников зимней спецодеждой с подогревом и заканчивая глобальными технологическими мероприятиями. Конечно, далеко не всё будет реализовано, но, как показывает опыт, чем активнее будет поток задумок, тем больше будет суммарный производственный и экономический эффект.
Даже идеи, которые кажутся вам сложными, неподъемными, могут оказаться вполне реализуемыми, если за дело взяться командой. Кто-то из коллег возьмется за изучение опыта других предприятий, кто-то поможет с расчетами экономической эффективности, составлением бюджета, подготовкой презентации.
Результаты совместной работы могут быть очень эффективными, яркими и экономически значимыми. Как, например, результаты проекта, который направлен на повышение культуры в области охраны труда и промышленной безопасности.
Пилотной площадкой для реализации был выбран один из цехов добычи нефти и газа «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ». Коллективу были предложены новые инструменты культуры безопасности и управления рисками. Все сотрудники прошли обучение. А после на серии мозговых штурмов рассмотрели и выбрали лучшие практики.
Команда проделала большую работу и внедрила новые процессы по управлению рисками. Кроме того, разработаны «12 золотых правил безопасности», в бригадах показывают тематические видеоролики, проводят ежеутренние минутки безопасности.
По словам мастера бригады УППН «Константиновка» Дмитрия Пентюхова, у работников поменялось отношение к вопросам безопасности. «Минутка безопасности» помогает сплачивать коллектив, заставляет задуматься о рисках при выполнении ежедневных работ», — рассказал он.
Это такая мини-оперативка, где работники вспоминают правила безопасности, где им рассказывают о том, как меняются цифры травматизма, что может быть, если не соблюдать правила. Бригады вспоминают, какой ценой написаны правила, еще раз проверяют себя и коллег на готовность к любым ситуациям.
Эта простая идея появилась благодаря слаженной командной работе и оказалась эффективной на производстве. Визуализация — важная часть большого, комплексного подхода. После внедрения всех мероприятий бытовой травматизм значительно снизился.
ЛУКОЙЛ руководствуется самыми высокими экологическими стандартами, а рациональное и ответственное использование природных ресурсов, сохранение благоприятной экологической ситуации в регионах деятельности — основные приоритеты в работе компании.
Идеи, связанные с экономией ресурсов, всегда будут в числе приоритетных, потому что речь идет не только о снижении затрат, но и об охране окружающей среды, а значит, о защите всего живого на нашей планете. Подумайте, как может ваша компания внести свой вклад в сбережение ресурсов (экономить воду, свет, теплоэнергию).
Для вдохновения приведем пример, как решалась важная задача повышения энергоэффективности в рамках Системы непрерывных улучшений. В 2021 году эффект от реализации предложений по энергоэффективности составил более 700 млн рублей.
В 2021 году в «ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ» площадкой для «пилотов» стали два цеха добычи нефти и газа. Реализацией проектов занималась кросс-функциональная команда специалистов в области энергетики, механики, технологии и производства.
Оборудование меняли на более энергоэффективное, оптимизировали режимы работы скважин и вспомогательного оборудования. Например, изменили режим работы греющих кабельных линий (они нужны, чтобы растворять гидрато-парафиновые пробки в скважинах). Это производственное решение довольно сложно понять простому читателю. Вот понятнее — приняты организационные изменения, позволяющие сэкономить ресурсы. Например, электросетевое оборудование передано в аренду специализированной компании — Пермскому региональному управлению «ЛУКОЙЛ-Энергосети». Аутсорсинг помог сэкономить средства.
Признание коллег и начальства — на самом деле, мощный стимул для любого работника, настолько же эффективный как и фотографии на доске почета, похвальные грамоты, слова благодарности на корпоративных мероприятиях. И конечно, материальное стимулирование.
Как платить за идею? Сколько она может стоить? Ведь это еще самое начало процесса, она может и не сработать. В Пермском отделении Проектного офиса внедрили такую систему. За идею предусмотрено материальное вознаграждение, которое выплачивается ежеквартально в виде единовременных премий на этапах подачи, проработки и реализации идей:
В результате в течение 2022 года 44 работника получили вознаграждение от 5 тыс. до 120 тыс. рублей.
Инженер Роман Дерендяев — автор идеи о сокращении затрат на гидравлический разрыв пласта. Ожидаемый экономический эффект от его инициативы — 28 млн рублей за три года. По его словам, решение нашлось после одного из производственных совещаний. Проработка гипотезы выполнялась командой профессионалов.
Гидравлический разрыв пласта — это создание трещины, чтобы увеличить объемы поступаемого ресурса. Метод позволяет «оживить» скважины, на которых добыча нефти или газа традиционными способами невозможна или малорентабельна.
Роман Дерендяев, инженер "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ": - Постараюсь использовать полученную премию с пользой. Пока планирую потратить ее на отпуск — посетить как можно больше интересных, запоминающихся мест.
Роман Дерендяев предложил отказаться от проведения работ по реперфорации — по сути взрывов, которые несут большие риски. И вознаграждение не заставило себя долго ждать.
Еще один эффект от внедрения инноваций, идей, проектов — это вовлеченность работников, всех без исключения. Это усиливает мотивацию, создает очень продуктивную обстановку трудового творчества и энтузиазма. Людям становится интереснее работать, особенно это важно для молодежи.
В любом процессе важно постоянство, оно залог того, что новое будет лучше предыдущего. Только при систематическом, методичном подходе можно отследить, есть ли улучшения, и оценить их качество и количество.
Представьте, если в каждой территории деятельности Компании, на любом предприятии будет что-то подобное, то какой будет отличный результат. Любой может повлиять на работу всей Компании, если его идеи и работы будут эффективны.
Фотографии: ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ